Слайд 1Роберт Льюис Стивенсон Вересковый мед.
Выполнила Торошина Полина, ученица 5-того класса, средней
школы №21
Учитель Хамидулина Алла Асхатовна.
Слайд 2План:
Слова про писателя.
Вересковый мед (чтение1).
Вересковый мед(чтение2).
Вересковый мед(чтение3).
Вересковый мед(чтение4).
Вересковый мед(чтение5).
Словарная работа.
«Вересковый мед».
Композиция.
Какая
часть композиции отсутствует? Почему автор исключил ее?
Проверочная работа.
Закончите фразу.
Слайд 3Слова про писателя.
Роберт Льюис Стивенсон - шотландский писатель и поэт, родился
в Эдинбурге 13 ноября 1850 г. Его отцом был инженер, специалист по маякам, мать происходила из старинного шотландского рода Бэлфур. Последнее обстоятельство нашло, в последствии, отражение в творчестве писателя, часто обращавшегося к теме аристократии родного края.
В возрасте трех лет Роберт перенес тяжелое воспаление легких. По мнению врачей, именно это привело к развитию у него серьезной формы туберкулеза, значительно сократившего жизнь писателя, а так же повлиявшего на выбор профессии.
Слайд 4Слова про писателя.
Стивенсона все интересовал фольклор. Он обрабатывал народные легенды, поверья.
Одно из таких произведений-баллада.
«Вересковый мед»
Слайд 5Какими были пикты, как они выглядели?
Попробуйте описать их.
Слайд 6Вересковый мед (чтение1)
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем
вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.
Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый — на живом.
Слайд 7Вересковый мед(чтение1)
Что произошло давным-давно в стране пиктов?
Какой эпитет подбирает автор для
того, чтобы описать шотландского короля?
(Безжалостный)
Как вы думаете, почему Стивенсон называет пиктов «бедными»?
Почти всех убили, истребили.
Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу?
Сочувствует, так как называет «бедными».
Слайд 8Вересковый мед(чтение2)
Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих
могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.
Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!»
Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет,
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.
К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.
Гневно король промолвил:
— Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!
Слайд 9Вересковый мед(чтение3)
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В
море — катились валы.
И вдруг голосок раздался:
— Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!
Слайд 10Вересковый мед(чтение4)
Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну! —
Карлик сказал
королю.
Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
— Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.
Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод,
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!
Слайд 11Вересковый мед(чтение5)
Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных
отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик…
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик.
— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна —
Мой вересковый мед!
Слайд 12Словарная работа.
Пикты-народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии. Это-маленькие
люди. Они мирные , очень трудолюбивые ,а также гордые, свободолюбивые и не сдающиеся ни при каких обстоятельствах.
Что вы можете сказать о них после прочтения произведения?
Вельможа- здесь; лицо, которое руководит страной, правитель, властитель.
Пучина-водоворот.
Слайд 13«Вересковый мед»
Вереск-это вечнозеленый низенький куст с мелкими листочками и розовыми цветами.
Чем
же является вереск для пиктов?
Вереск для пиктов-это жизнь.
Как защищали пикты свою землю?
На вересковом поле,
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый на живом.
Слайд 14Выразительное чтение
— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил
я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна —
Мой вересковый мед!
С каким чувством старик произносит эти слова?
С гордостью, с достоинством. Во имя чего совершает старик подвиг?
Слайд 15Композиция
Экспозиция-рассказ о маленьком народе, о меде, который они «варили и выпивали
и … судьбе радовались своей».
Завязка- король истребил всех пиктов.
Развитие действия: Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына. Разговор старика и короля. Гибель молодого медовара.
Кульминация- смерть пикта, который ничего не сказал королю.
Слайд 16Какая часть композиции отсутствует? Почему автор исключил ее?
В конце произведения все
маленькие пикты умирают.
Но можно ли это считать поражением?
Нет, ведь король так и не узнал секрет приготовления напитка. Он истребил всех пиктов, но не смог подчинить их себе. В этом главный смысл произведения.
Чем пикты смогли победить короля?
Пикты смогли победить короля своей стойкостью, мужеством, умением противостоять злу, даже в такую минуту, когда тебе грозит смерть.
Слайд 17В произведении нет ни одного имени маленьких пиктов.
Почему?
Автор показывает типичность образа.
Определите тему и основную мысль произведения.
Тема: смерть последних людей из маленького народа медоваров.
Основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей.
Слайд 181.Какого роста были медовары, варившие вересковый мед?
Они были великанами
Они были ростом
с человека
Они были крошечными
2.
Где жили малютки-медовары, варившие мед?
В стеклянной горе
В пещерах, под землей
В норах
3.
Почему вдруг стало некому варить вересковый мед?
Медовары утратили старинный рецепт
Шотландский король перебил всех медоваров
Все медовары погибли во время эпидемии
4.Сколько медоваров осталось в живых?
Один
Двое
Трое
Слайд 19
5.Куда медоваров привели на допрос?
В тронный зал короля
В темницу
На крутой
берег моря
6.Что король обещал сделать с медоварами, если они не расскажут, как варить вересковый мед?
Их ждут пытки
Их ждет смертная казнь
Их сгноят в тюрьме
7.
В каком случае старик-медовар согласился бы выдать свою тайну?
Если бы его сделали советником короля
Если бы ему предложили гору золота
Если бы воины утопили его сына
Слайд 208.
Почему, по словам старика, он хочет, чтобы утопили его сына?
Он
больше не хочет нести за него ответственность
Ему стыдно продавать секрет при своем сыне
Он не хотел, чтобы сын продолжил его род после того, как он совершит предательство
9.
Как король отреагировал на условие старика?
Он приказал казнить старика вместо мальчика
Мальчика сбросили со скалы в море
Король велел применить пытки
10.
Каковы были истинные мотивы старика, когда он настоял на казни сына?
Он хотел закончить свой род
Он не верил, что его юный сын захочет заплатить жизнью за их тайну
Он хотел развлечь короля
Слайд 21Правильные ответы
1. Какого роста были медовары, варившие вересковый мед?
Они были крошечными
2. Где жили
малютки-медовары, варившие мед?
В пещерах, под землей
3. Почему вдруг стало некому варить вересковый мед?
Шотландский король перебил всех медоваров
4. Сколько медоваров осталось в живых?
Двое
5. Куда медоваров привели на допрос?
На крутой берег моря
6. Что король обещал сделать с медоварами, если они не расскажут, как варить вересковый мед?
Их ждут пытки
7. В каком случае старик-медовар согласился бы выдать свою тайну?
Если бы воины утопили его сына
8. Почему, по словам старика, он хочет, чтобы утопили его сына?
Ему стыдно продавать секрет при своем сыне
9. Как король отреагировал на условие старика?
Мальчика сбросили со скалы в море
10. Каковы были истинные мотивы старика, когда он настоял на казни сына?
Он не верил, что его юный сын захочет заплатить жизнью за их тайну
рестарт
Слайд 22Закончите фразу
Прочитав балладу, я пришла (пришел) к выводу…
Самое интересное в балладе-это…
На
месте старого пикта я бы…