Слайд 1 Живопись “Серебряного века"
СИМВОЛИЗМ, направление
в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Основные представители символизма в изобразительном искусстве: М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, К. А. Коровин, С. А. Коровин, В.Серов и К. Малевич.
Слайд 2Коровин Константин Алексеевич
КОРОВИН Константин Алексеевич (1861-1939), русский живописец. Тонкий мастер пленэрной
живописи. Эмоциональные пейзажи («Париж», 1905г ) и жанровые картины («Бумажные фонарики», 1898г). Под влиянием импрессионизма выработал свободную декоративную манеру. Красочные зрелищные театральные декорации. С 1923 за границей.
Слайд 3Коровин Сергей Алексеевич
КОРОВИН Сергей Алексеевич (1858-1908), русский живописец. Брат К. А.
Коровина. Член Союза русских художников. В жанровых картинах тяготел к социальному анализу крестьянской жизни («На миру», 1893).
Слайд 4Малевич Казимир Северинович
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович [11 (23) февраля 1878, Киев
— 15 мая 1935, Ленинград] российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма, искусства геометрической абстракции.
Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.
Слайд 5В конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени
1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923). Исполнил первые рисунки «планитов», ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма. В 1920-е гг. возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Руководил также в Гинхуке формально-теоретическим отделом, впоследствии переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также приступил к изготовлению объемных супрематических построений, «архитекторов», служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, «супрематического ордера», который должен был лечь в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля.
Слайд 6“Черный квадрат”
Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего
наименование «супрематизм». Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну», где господствовали законы динамики и статики, — Малевич дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. На выставке «О,10» в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение — «Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)»; на этой же выставке распространялась брошюра «От кубизма к супрематизму».
Слайд 7Ещё несколько картин Малевича
“Англичанин в Москве”
“Цветочница”
Слайд 8Врубель Михаил Александрович
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович [5 (17) марта 1856, Омск —1
(14) апреля 1910, Санкт-Петербург], русский художник. Наиболее значительный и самобытный выразитель тенденций символизма и модерна в русской живописи и графике.
Слайд 9Особенности живописи Врубеля
Произведения («Демон», 1890, «Сирень», 1900) отмечены драматической напряженностью колорита,
«кристаллической» четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Иллюстрации (к «Демону» М. Ю. Лермонтова, 1890-91), росписи (Кирилловской церкви в Киеве, 1884-89), произведения декоративно-прикладного искусства (эскизы для майоликовой скульптуры и др.), близкие к стилю модерн. картины
Слайд 10Демон сидящий
Пан
Жемчужина
Гадалка
Слайд 11Чюрленис Микалоюс Константинас
ЧЮРЛЕНИС (Ciurlionis) Микалоюс Константинас [10 (22) сентября 1875,
Варена, близ Друскеников (ныне Друскининкай) — 28 марта (10 апреля) 1911, Пустельник Минськи, Варшавское воеводство (ныне Польша)], литовский художник и композитор. Основоположник литовской национальной музыкальной школы и величайший из живописцев своей страны.
Слайд 12Биография в целом
Увлекшись изобразительным творчеством, он, в свои варшавские годы, занимался
в 1902-05 в рисовальной школе Я. Каузика, а затем в местной Школе изящных искусств. Был одним из основателей Литовского художественного общества (1907).
Излюбленной техникой Чюрлениса были пастель и темпера; маслом писал сравнительно редко. Первые его картины сложились на основе пейзажных и архитектурных зарисовок (Друскининкая и его окрестностей), превратившихся в таинственно-отвлеченные («Музыка леса», 1903; «Покой», 1904) или национально-романтические («Жемайтийские кресты», 1909) символы.
Последние два года жизни мастера были омрачены тяжким душевным недугом. Помещенный в лечебницу (1910), он умер в следующем году от кровоизлияния в мозг.
Слайд 13Картины
Король
Ангел
Соната весны. Финал.
Соната звёзд. Аллегро.
Слайд 14ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, ныне Саратовская
область — 15 февраля 1939, Ленинград], российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции «серебряного века» в советский период.
Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование — в т. ч. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905, где одним из его учителей был В. А. Серов), в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901), а также (1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, с 1927 — в Детском селе (ныне Пушкин).
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Слайд 15С начала 1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям
с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов («Играющие мальчики», 1911). Разработал сферическую перспективу, создал драматические тематические картины («1918 год в Петрограде», 1920), аналитически строгие портреты («А. А. Ахматова», 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира («Черемуха в стакане», 1932). Работал как график и театральный художник.
Слайд 16СЕРОВ Валентин Александрович
Родился в семье композитора А. Н. Серова и пианистки
В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-75 и 1878-82 брал частные уроки у И.Е.Репина, в 1880-85 посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был П.П.Чистяков. Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в т. ч. французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса).
Слайд 17Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской
живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну ) накануне авангарда.
К. Д. Бальмонт
И.Б.Забелин
И. Е. Репин
М. Горький