Слайд 1УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ В РУССКОЙ ПРОЗЕ 19 ВЕКА
Литературные истоки
Литература социального прогноза:
«Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Кампанеллы.
Европейская сатира: моделирование вымышленного мира(Дж. Свифт)
Объективные предпосылки возникновения
Распространение социалистических идей.
Потребность в новой идеологии.
Эйфория и последующее разочарование в реформах 60-х годов 19 века.
Слайд 3О ЧЕМ МЕЧТАЕТ УТОПИЯ И ОТ ЧЕГО ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ АНТИУТОПИЯ
Активное воздействие на
природу (изменение климата, повороты рек и т.п.);
Детальная регламентация жизни;
Изменение архитектуры: гигантомания, прямолинейность, отказ от традиций;
Обязательность и (или) добровольность труда;
Абсолютизация идеи равенства;
Коллективизм, отказ от частной собственности и частной жизни; отсутствие традиционной семьи;
Обязательность счастья в рамках предложенной идеи.
Слайд 4ТЕМА УРОКА:
РАССКАЗ Е.ЗАМЯТИНА «ДРАКОН».
Слайд 5ДРАКОН
Запишите ассоциативный ряд к этому слову.
При чтении подчеркивайте слова, которые записали
и вы, и ваши коллеги по классу.
Как обычно выглядит дракон?
Где встречается этот образ?
Считаете ли вы слово «Дракон» удачным для названия рассказа? Почему?
Слайд 6Время;
Место;
Сюжет.
Ожидаемое содержание рассказа:
Слайд 8
«Люто замороженный Петербург горел
и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане – слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в мир земной драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь – белые, круглые дымки; вынырывали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи».
Слайд 9Место действия - «люто замороженный» Петербург.
- Каково содержание следующего абзаца?
Ваш прогноз?
Слайд 10 «На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в
неизвестное. Картуз налезал на нос и , конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались к верху – пустые. И дыра в тумане: рот»
Слайд 11 Следующий фрагмент – диалог. Обычный разговор на трамвайной площадке
двух случайных попутчиков. Обычный? Вслушаемся: о чем идет речь?
Слайд 12 «Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый
драконом лютый туман был видим и слышим:
- Веду его: морда интеллигентная – просто глядеть противно. Иещё разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
- Ну, и что же – довел?
- Довел: без пересадки в Царствие Небесное. Штычком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель.
Скрежетал и несся вон из мира трамвай».
Слайд 13 «И вдруг - из пустых рукавов – из глубины –
выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу – и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
Мать ты моя! Воробьёныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их – в бредовом мире – не было слышно. Скрежетал трамвай.
- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет ещё? А ведь отойдет, ей-бо…Ну ска-жи ты!
Слайд 14 Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И
в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, ещё дрыгнул – и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное».
Слайд 15 «Дракон оскалил до ушей туманно-порхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлки
в человеческий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку».
Слайд 16МИР
«бредовый, туманный», жестокий, где обитают «драконо-люди»
земной, человеческий, незащищенный
взаимопроникновение
Слайд 17КОМПОЗИЦИЯ
Экспозиция (начало рассказа, описание места действия).
Завязка(портрет главного героя).
Развитие действия(диалог в трамвае).
Кульминация
(«воробьеныш»).
Развязка (завершение рассказа).
Слайд 18Что описывается в рассказе?
Петербург.
Зима 1918 года.
Разговор на трамвайной
площадке.
О чем рассказ?
О страшном времени после революции 1918 года, времени противостояния людей, когда человеческая жизнь ни во что не ставилась.
О жестокости мира и людей в нем.
Об опасности пустоты в душе человеческой.
О том, что в самом жестоком человеке может быть место проблескам доброты.
О том, что мир , в котором утрачено человеческое начало, не может быть счастливым…
Слайд 19ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Рецензия на рассказ.
О чем предупреждает Е.Замятин в рассказе «Дракон»?
«Евгений Замятин:
тревожный взгляд в будущее» (По роману «Мы»).
«Если тебе дадут линованную бумагу – пиши о судьбе поперек» (Рэй Брэдбери). Рассказ о личности и судьбе Е.Замятина.