Слайд 1Урок - творческая мастерская на тему « Мастерство создания художественных образов
(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)»
©Учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №32 Морозовой Натальи Алексеевны
2018
Слайд 21.Индукция (цель: мотивация дальнейшей деятельности, создание эмоционального настроя)
История души человеческой,
хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…
М.Ю.Лермонтов
-Какие ассоциации связаны у вас со словом «душа»? (Внутренний мир человека, переживания, настроения, чувства, привязанности; сам человек, его личность, характерные черты и свойства личности).
-Найдем его толкование в словарях.
-Какие истории души раскрывает пред нами Гончаров? А, может быть, это истории ума, рассудка, расчетливости… «Ум тогда истинный и высокий ум, когда он и ум и сердце вместе»,- писал автор романа.
Слайд 32.Создание творческого продукта (групповое задание)
Деконструкция (цель: разъединить материал на отдельные части,
отыскать словесные доминанты),
реконструкция (цель: создание из разрозненных частей нового представления)
Слайд 41 группа
Рассказать и проанализировать историю жизни И.И.Обломова, историю его души по
вопросам: образ главного героя: основные черты его характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке главного героя, жизненные идеалы героя, отношение автора к нему. Захар и Обломов: обломовские черты в Захаре.
- Почему обломовская лень не производит на нас впечатления пошлости?
- Каков идеал любви и семейного счастья героя романа?
- Основные факторы, оказавшие влияние на формирование Обломова.
- Что общего у Обломова с «лишними» людьми (Онегиным, Печориным)?
- Можете ли вы сказать, что Обломов – характер типический? Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам – легион»?
- Как понять сочетание в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить, с третьей стороны - «мне давно совестно жить на свете».
Слайд 52 группа
Кто такой Штольц? Деятельность Штольца. Отношение автора к этому герою.
Штольц – антипод Обломова или его двойник? Выделить привлекательные черты и слабости этого героя. Можно ли говорить об истории души Штольца в романе А.И.Гончарова?
- В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?
- Почему автор романа и критики считали, что образ А.Штольца не удался писателю? Согласны ли вы с этим?
- Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, но я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…». Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания.
Слайд 63 группа
Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской.
- Портретная
характеристика.
- Характер и идеалы Ольги. Как воспринимает любовь и брак Ольга?
- Какие обстоятельства повлияли на развитие отношений Ольги и Обломова?
- Любила ли Ольга Обломова или приняла за любовь другое чувство? Почему между ними произошел разрыв?
- Почему состоялся брак Ольги Ильинской и Штольца после любовной неудачи с Обломовым?
- Можно ли Ольгу считать положительной героиней романа?
- Любовь Ольги или Агафьи Матвеевны необходима Обломову?
- Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?
- Какова история души героини?
Слайд 74 группа
Рассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
- Портретная
характеристика.
- Характер героини, ее идеалы.
- Описание «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Агафье Пшеницыной, опускается еще больше. Почему?
- Любовь Агафьи Матвеевны к Обломову.
- Любовь Ольги или Агафьи Матвеевны необходима Обломову?
- Агафья Матвеевна после смерти мужа.
- Каким вы видите поступок Агафьи Матвеевны, отдавшей Андрюшу Обломова на воспитание Штольцам?
- Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?
-Сделайте выводы об истории души Агафьи Матвеевны.
Слайд 83.Социализация и корректировка творческого продукта (цель: предъявление созданного продукта коллективу)
Заполнение таблиц
Многие
исследователи творчества Гончарова противопоставляют Штольца и Обломова, чем можно мотивировать это противопоставление?
Слайд 9К особенностям его таланта принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры.
В.Г.Белинский
Слайд 104.Общая рефлексия и выход на новую систему проблем (цель: отражение чувств,
возникших у участников в ходе мастерской, создание нового варианта, версии, гипотезы)
- Почему автор романа и критики считали, что образ А.Штольца не удался писателю? Согласны ли вы с этим?
- Штольц, по словам И.А.Гончарова, «мог быть близок Обломову». Почему?
- Почему писатель показывает Обломова в разных сценах и ситуациях, а о Штольце преимущественно рассказывает? Какие «обломовские» черты есть в Штольце?
- Почему цель жизни Штольца не удовлетворяла Обломова?
- Какая история души вам более близка? Будет очень интересно, если вы расскажете историю своей души…
Слайд 115.Домашнее задание – сочинение на одну из предложенных тем
Темы творческих
работ:
«Кто необходим будущей России – «деятельный» Штольц или созерцательный «добряк-ленивец» Обломов?»,
«Судьба Обломова: закономерность или случайность?»,
«У тебя были крылья, да ты отвязал их…» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»),
«Образ Ольги Ильинской в галерее женских образов в литературе XIX века»,
«Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины?»
Слайд 12 Творческие задания по группам
1. Предложите идею оригинального памятника
Обломову
2. Возьмите интервью у Штольца (5 вопросов к герою, ответы героя)
3. Напишите четверостишие, посвящённое Ольге Ильинской
4. Создайте синквейн на тему «Агафья Матвеевна Пшеницына»