Презентация, доклад на тему Урок с применением критического мышления через чтение и письмо. Рассказ И.А.Бунина Лёгкое дыхание.

Содержание

Тип урока: работа с художественным текстом по методике критического мышления «Чтение с остановками» Цель: Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций. Образовательные: - повторить «Модель работы читателя с текстом«, роль прогноза, установки и диалога

Слайд 1 Урок с применением критического мышления через чтение и письмо Рассказ

И.А.Бунина «Лёгкое дыхание».

Подготовила учитель русского языка
и литературы
МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ
п. Биокомбината
Щёлковского муниципального района
Московской области
Лидия Николаевна Белая

п. Биокомбината, 2016г .

Урок с применением критического мышления через чтение и письмо  Рассказ И.А.Бунина «Лёгкое дыхание».

Слайд 2Тип урока: работа с художественным текстом по методике критического мышления «Чтение

с остановками» Цель: Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций. Образовательные: - повторить «Модель работы читателя с текстом«, роль прогноза, установки и диалога с текстом; -познакомить учащихся с рассказом Ивана Бунина «Лёгкое дыхание»; -путём анализа рассказа Ивана Бунина «Лёгкое дыхание» углубить понятие жанра рассказа, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев);


Тип урока: работа с художественным текстом по методике критического мышления «Чтение с остановками»  Цель: Формирование

Слайд 3Развивающие:
развивать творческие способности и
читательскую наблюдательность, развивать

устную речь;
развивать самостоятельную деятельность;
развивать умение прогнозировать события,
отвечать на вопросы;
развивать умение оценивать художественное произведение;
развивать критическое мышление у учащихся.
Воспитательные:
воспитывать интерес к чтению;
формировать умения работать в коллективе;
уметь четко и логично излагать свою точку зрения.
воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом.
Развивающие:развивать творческие способности и   читательскую наблюдательность, развивать   устную речь;развивать самостоятельную деятельность;развивать умение прогнозировать

Слайд 4 УУД
Познавательные:
развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий нравственный смысл; воспитывать добрые моральные качества.
Коммуникативные:
формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Регулятивные:
учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Личностные:
формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

УУДПознавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое  высказывание в устной

Слайд 5-Прочитайте название рассказа, запишите тему урока в тетрадь («Рассказ Ивана Алексеевича

Бунина «Лёгкое дыхание»).
- Проанализируйте заголовок, используя приём «Сосуд ассоциаций».
Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «лёгкое дыхание»? Запишите слова - ассоциации, слова - ощущения ( по звуку, по запаху, по цвету)
Какой смысл в них заложен?
На что настраивает заглавие?

I. Этап. « ВЫЗОВ».
1.Смысловой анализ заголовка
(приём «Сосуд ассоциаций»).

-Прочитайте название рассказа, запишите тему урока в тетрадь («Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание»). - Проанализируйте заголовок,

Слайд 6
2.Ассоциации. Прогнозирование содержания рассказа по заголовку
( приёмы «Дерево предположений»

и «Ромашка Блума»).
- Попробуйте сформулировать те вопросы, которые возникают у вас до чтения.
 - Чтобы спрогнозировать сюжет рассказа, предлагаю вам цепочку ключевых слов :
Кладбище, радостные глаза, хорошенькая и счастливая девочка, слыла красавицей, ничего не боялась, изящество, любили младшие классы, пошли толки, казалась беззаботной и счастливой, некрасивый на платформе, нынче я стала женщиной, один выход, глаза бессмертно сияют, классная дама, лёгкое дыхание рассеялось.


2.Ассоциации. Прогнозирование содержания рассказа по заголовку ( приёмы «Дерево предположений» и «Ромашка Блума»). - Попробуйте сформулировать

Слайд 7

3.Свободное письмо.
-Судя по словам, каким по тональности будет рассказ?


-Запишите свой вариант сюжета.







3.Свободное письмо.-Судя по словам, каким по тональности  будет рассказ? -Запишите свой вариант сюжета.

Слайд 8
II.Этап. «Чтение и осмысление текста». Чтение экспозиции рассказа.(Первого смыслового фрагмента).

От слов «На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжёлый, гладкий» до слов « Это Оля Мещерская».
-Какой вопрос возникает у читателей к автору рассказа?
-Как соотносится название и начало рассказа?
–Не кажется ли начало нелепым, невозможным?
-Неожиданно ли оно?
-Почему рассказ начинается с описания кладбища?
- Как вы думаете, о чём будет идти речь дальше?
II.Этап. «Чтение и осмысление текста». Чтение экспозиции рассказа.(Первого смыслового фрагмента).    От слов

Слайд 9











-Какой вопрос возникает у читателей к автору рассказа?
-Как соотносится

название и начало рассказа?
-Не кажется ли начало нелепым, невозможным?
-Неожиданно ли оно?
-Почему рассказ начинается с описания кладбища?

Приём «Ромашка Блума»

-Какой вопрос возникает у читателей к автору рассказа?-Как соотносится название и начало рассказа? -Не

Слайд 10

3.Прогнозирование концовки
фрагмента.
Приём «Дерево предсказаний».

-Как вы думаете, о

чём
будет идти речь дальше?


Приём «Ромашка Блума».

-В чём же смысл такого начала? Ведь оно снижает интерес к сюжету, мы уже знаем судьбу героини.
-Какое настроение создаётся при чтении этого фрагмента?
-Можно ли говорить о его двойственности? Как она создаётся?
-С какой целью И.А.Бунин создаёт эту двойственность?
-Как происходит представление героини?













3.Прогнозирование концовки фрагмента. Приём «Дерево предсказаний». -Как вы думаете, о чём будет идти речь дальше?

Слайд 11




-Обратите внимание на то, как меняется

пространственная точка зрения повествователя: кладбище – могила - крест – медальон – портрет – глаза.
-В чём смысл подобного перехода?












-Обратите внимание на то, как меняется пространственная точка зрения повествователя: кладбище – могила

Слайд 12Чтение второго смыслового фрагмента рассказа.
От слов

«Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц.. .» до слов «Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой».
Чтение второго смыслового фрагмента рассказа.    От слов «Девочкой она ничем не выделялась в толпе

Слайд 13 Приём «Дерево предсказаний» и «ромашка Блума».
-Поставьте свои вопросы к прочитанному

фрагменту рассказа?
-О чём этот фрагмент? Как автор раскрывает особенности героини?
-Почему он выделяет
одну Олю?
-По какому признаку выстраивается система образов в рассказе и с какой целью?

-Почему говорится, что её любили младшие классы?
-Прокомментируйте следующие детали: «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз», и «толки, что
она ветрена,
не может
жить без
поклонников».

Приём «Дерево предсказаний» и  «ромашка Блума».  -Поставьте свои вопросы к прочитанному фрагменту рассказа? -О

Слайд 14Приём «Ромашка Блума».
-Не удивляет ли вас, что эта девушка, уже вкусившая

радость поклонения, «вихрем носится» с малышами, забыв, что она переросла эти игры и детское веселье? Или в этой непосредственности и заключено очарование Оли?
-Предположите, как эти мотивы реализуются в сюжете?
-Как вы понимаете фразу: «Оля оказалась самой беззаботной, самой счастливой»?
-Была счастливой или показывала, что счастлива?
-Почему И.А.Бунин не отвечает однозначно на этот вопрос?
Приём «Ромашка Блума».-Не удивляет ли вас, что эта девушка, уже вкусившая радость поклонения, «вихрем носится» с малышами,

Слайд 15 Чтение третьего смыслового фрагмента.
От слов

«И вот однажды, на большой перемене, когда она вихрем носилась по сборному залу…» до слов «Это случилось прошлым летом в деревне…»
-Насколько неожиданна была эта сцена и признание Оли?
-Предполагали ли вы, что такое может случиться с Олей?
-Разочаровались ли вы в героине?
Чтение третьего смыслового фрагмента.       От слов «И вот однажды, на

Слайд 16 Чтение четвёртого смыслового фрагмента. Прогнозирование концовки.

От слов «А через месяц после этого разговора…» до слов «Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!»
-Какие у вас возникли ощущения от чтения этого фрагмента?
-Каково ваше отношение к Оле?
-Как автор сообщает об убийстве героини?
Чтение четвёртого смыслового фрагмента. Прогнозирование концовки.       От слов «А через

Слайд 17

-Что означает последние фразы из дневника

Оли?
-И как это связать с её насмешками над офицером?
-Могла ли она стремиться к смерти?
-Почему она связалась с «некрасивым, плебейского вида казачьим офицером», который застрелил её на вокзале?

Приём «Дерево предсказаний» и «Ромашка Блума».

-Что означает последние фразы из дневника Оли? -И как это

Слайд 18Приём «Дерево предсказаний» и «Ромашка Блума».
-Обратите, пожалуйста, внимание на фразу из

дневника Оли: «…я буду жить без конца и буду счастлив, как никто».
-Можно ли говорить, что мечты Оли разрушены?
-Как бы вы поступили, если бы кто-то разрушил вашу мечту?
-Как дальше будет развиваться сюжет, если мы уже знаем историю Оли?
-Спрогнозируйте концовку рассказа.

Приём «Дерево предсказаний» и «Ромашка Блума». -Обратите, пожалуйста, внимание на фразу из дневника Оли: «…я буду жить

Слайд 19 Чтение пятого смыслового фрагмента. Составление кластера.
От

слов «Город за эти апрельские дни стал чист, сух ,камни его побелели, и по ним легко, и по ним легко и приятно идти» до конца рассказа.
-Зачем в рассказе появляется новая героиня?
-Что мы узнаём о ней?


Чтение пятого смыслового фрагмента. Составление кластера.      От слов «Город за эти

Слайд 20
- С какой целью классная дама приходит на могилу Оли?
-Счастлива

ли она в подлинном смысле?
-Как понимать слова Оли о лёгком дыхании и заключительное предложение рассказа?
-Почему рассказ завершается не смертью Оли, а упоминанием о самом светлом в её образе?
-В чём заключается смысл такой «перевёрнутой» композиции?

Приём « Ромашка Блума».

- С какой целью классная дама приходит на могилу Оли?-Счастлива ли она в подлинном

Слайд 21 III.«Обобщение и рефлексия».
1.Итоговая беседа.
-Как вы думаете, когда Оля Мещерская произнесла

эти слова: до истории Малютиным или после неё?
-Каково ваше итоговое, целостное отношение к Оле?
-Каких героинь русской литературы она вам, возможно, напомнила?


-Что их объединяет, а что отличает?
-О чём же рассказ И.А.Бунина «Лёгкое дыхание», какие проблемы волновали автора?
-Чем явился для вас этот рассказ?

III.«Обобщение и рефлексия».   1.Итоговая беседа.-Как вы думаете, когда Оля Мещерская произнесла эти слова:

Слайд 22 2.Формулирование темы урока (приём «Корзина идей»).


-Теперь давайте сформулируем тему урока. Послушайте стихотворение И.А.Бунина «Эпитафия», попробуйте найти подходящую строчку для того, чтобы озаглавить наш урок.

2.Формулирование темы урока  (приём «Корзина идей»).

Слайд 23Приём «Корзина идей».
Я девушкой, невестой умерла.
О любви я лишь мечтала страстно.
Сонет

любви … звучит бессмертной грустью обо мне.
И всё ж была я в этой жизни не напрасно.
Тема урока «И всё ж была я в этой жизни не напрасно...» (по рассказу И.А.Бунина «Лёгкое дыхание»).
Приём «Корзина идей».Я девушкой, невестой умерла.О любви я лишь мечтала страстно.Сонет любви … звучит бессмертной грустью обо

Слайд 24
-Ваши чувства и мысли по отношению

к рассказу И.А.Бунина, его проблемам, героям изложите в форме синквейна ( Объединитесь в мини – группы, обсудите в группах синквейны, составьте их и повесьте на доску. Один человек от группы озвучивает свою схему).


Схема синквейна.
___1____
___1___2____
___1___2____3____
___1____2____3____4____
___1____

3.Составление синквейна.

-Ваши чувства и мысли по отношению к рассказу

Слайд 254.Оценивание и самооценивание.
-Предлагаю каждой группе свой способ рефлексии относительно деятельности в ходе

урока. У каждой группы есть карточка – помощник, воспользуйтесь ей.

1группа.
Назовите соответствующую фразу:
1.Урок был полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!



4.Оценивание и самооценивание.-Предлагаю каждой группе свой способ рефлексии относительно деятельности в ходе урока. У каждой группы есть карточка

Слайд 262группа.
Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было …, потому что
Самым

скучным для меня было …, потому что …
Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …
Я был бы рад …, потому что …

3группа.
Позициональная дискуссия:
Работа была плодотворной, потому что …
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …
Однако мы не узнали о …
Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о …
Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…

2группа. Незаконченное предложение:Самым интересным для меня было …, потому что Самым скучным для меня было …, потому

Слайд 274группа.
Точка зрения
-Выскажите свою точку зрения относительного сообщения и своего

самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости.
Очень хорошо.
Ничему не научился
Очень плохо.
Многому научился.
4группа. Точка зрения -Выскажите свою точку зрения относительного сообщения и своего самочувствия на нём. Поставьте точку в

Слайд 28IV этап. «Домашнее задание».

Подготовка к итоговому сочинению в декабре (приём

«Цветные поля»).
Напишите сочинение по предложенным темам:
1. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?
2.Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?
3.Скучно ли жить, не ошибаясь?
При написании сочинения оставьте пометы для учителя, пользуясь приёмом «Цветные поля»


IV этап. «Домашнее задание». Подготовка к итоговому сочинению в декабре (приём «Цветные поля»).Напишите сочинение по предложенным темам:1.

Слайд 29 Приём «Цветные поля».
Выполняя письменную работу, отчёркивай

поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:

красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»; зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»; синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я ещё учусь»


Приём «Цветные поля».    Выполняя письменную работу, отчёркивай поля цветными карандашами, и эти цвета

Слайд 30 Источники. Источники.
1.И.А.Бунин. Собрание сочинений в четырёх томах. Том II.
М.: издательство

«Правда»,1988 год.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт (проект). – www.standart.edu.ru; mon.gov.ru.
3.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
4.Щетинина Н.А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. - http://festival.1september.ru/articles/537987/


Источники.    Источники.1.И.А.Бунин. Собрание сочинений в четырёх томах. Том II.М.: издательство «Правда»,1988 год.2.Федеральный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть