Слайд 1
Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во
мне и жжет мое сердце?
Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?
Урок –размышление по рассказу «Людочка»
Слайд 3Рассказ «Людочка» 1989г
Мда, если считать это настоящей литературой, то страшно представить,
какая будет "не настоящей". Настоящий писатель должен показывать, как жить правильно, в крайних случаях показывать последствия ошибок. Писатель должен плодить уверенность, надежду в сердцах людей. А тут всё наоборот, нет надежды, нет ничего. Это не писатель, лишь пытается подражать этой профессии.,
-отзыв читателя после прочтения рассказа…
Слайд 4Что мы вкладываем в понятие «настоящая литература»?
Проблемный вопрос
Можно ли В.П. Астафьева
назвать настоящим писателем?
Слайд 51. Родилась слабой, хилой, болезненной(отец пьет)
2. Кое-как закончила 10 классов, училась
трудно, плохо запоминала.
3. Приезд в город-преображение(маникюр, стрижка)
4. У Гавриловны (ученица парикмахера)…
5. Стычка с Артемом-мыло(дала машинкой по голове)-никто не приставал.
6. Появление в городе Стрекача.
7. Насилие над девчонкой.
8. Приезд домой -мать в 45 лет беременна.
9. Мечты отомстить Стрекачу- решила повеситься…
10. Не смогла найти силы , чтобы жить…
Судьба Людочки
Слайд 6Людочка терпела все: и насмешки подружек, уже выбившихся в мастера, и
городскую бесприютность, и одиночество свое, и нравность Гавриловны, которая, впрочем, зла не держала, с квартиры не прогоняла, хотя отчим и не привез обещанную машину дров.
Более того, за терпение, старание, за помощь по дому, за пользование в болести Гавриловна обещала сделать Людочке постоянную прописку, записать на нее дом, коли она и дальше будет так же скромно себя вести, обихаживать избу, двор, гнуть спину в огороде и доглядит ее, старуху, когда она обезножеет совсем.
Характер девушки
Слайд 7Мать не от суровости характера, а от стародавней привычки быть самостоятельной
во всем, не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу, — пусть сама со своей ношей, со своей долей управляется, пусть горем и бедами испытывается, закаляется, а с нее, с бабы русской, и своего добра достаточно, донести бы и не растрясти себя до тех пределов, которые судьбой иль Богом определены. Она в голодные, холодные годы, с мужиком-пьяницей, худо-бедно подняла, вырастила дитя, надо и на другого где-то и как-то сил набраться.
Тяжелая ноша…Как с этим жить…
Слайд 8Мать, сама беременная, хотя уже за сорок, сразу увидела, что с
дочерью беда: бледная, лицо в ссадинах, на ногах порезы, осунулась, руки висят. А за догадкой – и материно суждение: «Через ту беду не беду все бабы поздно или рано должны пройти. И каждая баба сама же с бедой и совладать обязана, потому как от первого ветру берёза клонится, да не ломается». – Людочка пошла корову подоила, помогла матери к возврату отчима обед собирать. Отчима она мало знала: он недавно появился в их деревне. Он не обижал Людочку, но и доброты не проявлял. Мать о нём: «С малолетства в ссылках да в лагерях, под охранским доглядом. Жизнь его была ох-хо-хо. Но человек он порядочный».
Слайд 9Дальше Астафьев проводит Людочку через страдательное воспоминание: когда-то, сама больная, она
в больничном коридоре сидела ночью около умирающего парня-дровосека. Сочувствовала ему, но, как ей теперь казалось, не в полной полноте. Так вот и к ней теперь – городские на танцплощадке. И её хозяйка. Да и её мать.
Но через Парк продолжала ходить, не боялась. И присмотрела близ тропинки – тополь с большим корявым суком.
И повесилась на нём.
Слайд 10Да пожила бы…Но… Никому до меня дела нет….
Ну да пожила бы
на этом милом свете, глядишь, и сподобилась бы. Людочка взобралась на клыком торчащий из ствола тополя окостенелый обломыш, ощупала его чуткой ступней, утвердилась, потянула петельку к себе, продела в нее голову, сказала шепотом: «Боже милостивый, Боже милосердный... Ну не достойна же... — и перескочила на тех, кто ближе: — Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите! И ты Господи, прости меня, хоть я и недостойна, я даже не знаю, есть ли Ты?.. Если есть, прости, все равно я значок комсомольский потеряла, никто и не спрашивал про значок. Никто и ни про что не спрашивал — никому до меня нет дела...»
Слайд 11Отчим отомстил…
Э-э, да ты еще и ножиком балуешься! — скривил губы
отчим Людочки. Неуловимо-молниеносно перехватив руку Стрекача, сжав ее в кармане, он с треском вырвал вместе с материей нож. Отменная финка с перламутровой отделкой из клавиш еще трофейного аккордеона шлепнулась в грязь канавы. Тут же, не дав опомниться Стрекачу, отчим Людочки собрал в горстищу ворот фрака вместе с малиновой рубахой и поволок удушенно хрипящего кавалера через совсем одуревший непролазный бурьян. Стрекач пытался вывернуться, пинал мужика, но только скинул ботинок с ноги, рассорил драгоценности по кустам. Отчим Людочки поднял кавалера и как персидскую царевну швырнул в поганые воды сточной канавы. Только мелькнул Стрекач оголившимся животом, исчирканным красными полосами — не раз симулировал в лагерях отчаянность, чиркал себя лезвием по брюху.
Парни занялись спешным делом: трое или четверо волокли из канавы почти уже сварившегося, едва слышно попискивающего Стрекача.
Слайд 12Финал рассказа
Начальнику областного управления УВД оставалось два года до пенсии, и
он не хотел портить положительный процент сомнительными данными. Людочка и Стрекач, не оставившие после себя никаких записок, имущества, ценностей и свидетелей, прошли в регистрационном журнале УВД по линии самоубийц, беспричинно, попросту говоря — сдуру, наложивших на себя руки.
Слайд 14Судьба русской деревни
…А от деревни родной осталось всего два целых дома,
один – материн, а с ней отчим. «Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, – в закрещенных окнах, с разваленными оградами дворов и огородных плетней, с угасающими садовыми деревьями, с дико разросшимися меж изб тополями, осинами». (Соседка, сама при смерти, пророчит: «Этак вот, однова, середь России кол вобьют, и помянуть её, нечистой силой изведённую, некому будет…»)
Слайд 15Солженицын о рассказе…О России
Отрывок очерка о Викторе Астафьева из «Литературной коллекции»,
написанной А. И. Солженицыным. А. С. читал рассказ «Людочка» в журнале «Новый мир» (1989. № 9). (Библиотека А. И. Солженицына; с пометами в тексте и на полях.) В письме Астафьеву Солженицын пишет: «Страшна – глубина падения народного состояния, которую трудно определить и измерить (да у Вас она и в «Печальном детективе», и в последней «Людочке», этот «парк ВПРЗ»!).
Если Бог пошлёт нам выздороветь, то ведь в лучшем случае нам надо на то 100 лет, а то 150» (А. И. Солженицын – В. П. Астафьеву, 28 ноября 1989. Архив А. И. Солженицына).
Слайд 16Итоги размышления
В беде, в одиночестве все люди одинаковы.
И нечего…
В. Астафьев
Слайд 17Какие темы затронуты в рассказе?
- предательства;
- разрушение природы;
- «маленького человека» (гоголевские
традиции);
- тема милосердия «в беде, в одиночестве все люди одинаковы. И нечего…»
Слайд 18Главная идея рассказа…
«А душа? Да кому она нужна, та простенькая. В
простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?
Слайд 19Никто не помог…
Не знаю, плакать или молиться,
Дождаться
дня, уйти ли в ночь,
Какою верой укрепится
Каким неверием помочь?
И пусть вины своей не знаем,
Она в тебе, она во мне;
И мы горим и не сгораем
В неочищающем огне…..
Слайд 20К выводам… настоящий ли писатель?
"Назначение человека и писателя – творить на
земле добро".
- Сумел ли выполнить своё назначение Астафьев?
«Последние мои вещи вам показались злыми, желчными? Нет, злым я никогда не был. Даже в худшую пору своей жизни. Но и добреньким быть уже не могу. Надоело писать про цветочки, надоело пташек воспевать. До того довоспевался, что ни коростеля, ни жаворонка, ни перепелки. Всех потравили. Вороны да сороки остались».
Слайд 21Творческая работа:
Над чем заставил задуматься этот рассказ?