Слайд 1
«Вишневый сад»
А.П. Чехов
Пусть на сцене все будет так же, как
в жизни…
Слайд 2Урок-размышление
по пьесе «Вишневый сад»
«Рубят не сад-
душу рубят
под окнами—
слышите?»
Слайд 3Август…
Двадцать второе…
Обыкновенная дата…
Чехов тоскует…
Жалея свой проданный сад,
Плачет Раневская -ей этой горькой утраты
Не пережить…
Но мечта не вернется назад…
Прошлое счастье зарыто под старыми вишнями…
Август кончается…
Эхо… И стук топора…
Рубят не сад- душу рубят под окнами-- слышите?
Время уходит- и нам собираться пора.
Все наготове- баулы, тюки и коробки,
Двери закроем и окна гвоздями забьем…
Время не ждет…-и слова запоздали…. И сроки…
С Богом… простите, уж если забыли о ком…
Слайд 4О чем это произведение?
Какую поднимает проблему автор, Валентина Костишар?
Каким настроением проникнуто
стихотворение?
Какие ключевые образы и слова?
Над чем автор заставляет задуматься?
О чем говорит стук топора?
Слайд 5проблема долга, ответственности, вопрос о судьбе Родины.
“Вишнёвый сад” — итог творческого
пути Чехова, последнее его слово, обращённое к читателю, слово о том, как незаметно ни для кого свершается внутренняя драма человека, неспособного “пристроиться” в жизни.
Основная проблема, поднятая в “Вишнёвом саде”, — проблема долга, ответственности, вопрос о судьбе Родины.
Слайд 6 Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность».
Главное событие пьесы – продажа вишневого сада – происходит на сцене; герои только говорят о нем.
Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Особая природа конфликта позволяет обнаружить в чеховских произведениях внутреннее и внешнее действие, внутренний и внешний сюжеты. Причем, главным является
не внешний сюжет, разработанный достаточно традиционно, а внутренний, который
Вл.И. Немирович-Данченко назвал «вторым планом», или «подводным течением».
Сюжет и конфликт
Слайд 7Диалоги в пьесе Чехова — иллюзия общения. За «случайными» репликами персонажей
— одиночество героя в мире, неспособность услышать и невозможность быть услышанным. Каждый персонаж ведет свою речевую партию. Она может быть статична или
динамична. В чеховской пьесе значима каждая реплика; проигрываясь в речевых партиях персонажей, она получает полифоническое звучание.
Слайд 8 Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев
и поколений.
Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.
Образная система.
Главные герои.
Слайд 9 И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей
безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».
Слайд 10
Гаев все состояние проел « на леденцах « и вина гибели
сада- на нем.
Он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным.
Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными.
Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле».
Слайд 11Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше,
чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.
Слайд 12Лопахин прагматик, человек дела, который уже в действии радостно провозглашает:
«Выход
есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы можете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».
Правда, «выход» этот в иную — материальную плоскость пользы и выгоды, но не красоты, поэтому он представляется хозяевам сада «пошлым». В сущности, никакого противостояния нет. Есть мольбы о помощи, с одной стороны: «Что же нам делать? Научите, что?» (Раневская) и готовность помочь — с другой: «Я вас каждый день учу. Каждый день и говорю все одно и то же» (Лопахин). Персонажи не понимают друг друга, словно разговаривают на разных языках.
Слайд 13 Петя Трофимов и Аня – честные и благородные
молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия.
Слайд 14Аня: Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!
Петя: Здравствуй, новая жизнь!..
«Вишневый сад
продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь,
мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая
душа… Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его,
поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу,
как солнце в вечерний час…
Начинается новая жизнь, мама!»
Слайд 15Выводы
Чехов — творец так называемой “новой драмы”, характеризующейся новизной конфликта,
отказом от внешней интриги, соединением драматического, комического и лирического начал, большой ролью подтекста, создаваемого ремарками автора, паузами, картинами природы, — “подводного течения”.
Слайд 16Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и
всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах:
сад — образ и персонаж, сад — время и сад — символические пространства.
Одушевлённый и одухотворённый (опоэтизирован Чеховым и идеализирован связанными с ним действующими лицами), сад— один из персонажей пьесы.
Сад дан одновременно как обвинение (подчёркивает безответственность, недотёпистость) и оправдание (чувство красоты, хранение традиций, память) всех остальных героев.
Сад играет страдательную роль.
Вспомним суждение Чехова: “Лучше быть жертвой, чем палачом”. Очевидно, что сад-жертва — единственный позитивный герой пьесы.
Слайд 17Раневская- душа сада. С приездом Раневской вишнёвый сад и дом согреваются,
а после продажи сада снова холодает.
Сад-символ серебряного века как эпохи: рассвет и упадок одновременно.
САД-Эдем-тема изгнания из рая.
Слайд 18Тема ответственности за судьбу России
Какое же будущее ждет вишневый сад?
Чехов ответа
не дает!
Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени. Пронзительно-печальная комедия «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, ХХ веку.