Презентация, доклад на тему Урок-презентация по рассказу М.А. Шолохова Судьба человека

Содержание

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ: СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО

Слайд 1ДИСКЛЕЙМЕР!!!

ОТРЫВКИ ВИДЕО НЕ ЗАГРУЗИЛИСЬ НА САЙТ «ИНФОУРОК», ПОТОМУ ЧТО ПРЕЗЕНТАЦИЯ

СЛИШКОМ «ТЯЖЕЛАЯ».
НА НЕКОТОРЫЕ РОЛИКИ ЕСТЬ ПРЯМЫЕ ССЫЛКИ, ОТРЫВКИ ИЗ КИНОФИЛЬМА ЛЕГКО НАЙТИ НА ЮТУБЕ.
УРОК РАССЧИТАН НА ПРОВЕДЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЧАСОВ ПОДРЯД.
ДИСКЛЕЙМЕР!!! ОТРЫВКИ ВИДЕО НЕ ЗАГРУЗИЛИСЬ НА САЙТ «ИНФОУРОК», ПОТОМУ ЧТО ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛИШКОМ «ТЯЖЕЛАЯ».НА НЕКОТОРЫЕ РОЛИКИ ЕСТЬ ПРЯМЫЕ

Слайд 2МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ: СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ:  СУДЬБА, ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО

Слайд 71939 январь За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы

Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Ленина.
1941 15 марта За роман «Тихий Дон» постановлением Совета Народных Комиссаров М.А. Шолохову присуждена Государственная премия.
1941 23 июня В фонд обороны СССР передал присужденную ему Государственную премию первой степени.
1941- 1945 Участвовал в Великой Отечественной войне (на Смоленском направлении Западного фронта, на Южном и Юго-Западном, Сталинградском, третьем Белорусском фронтах). Работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда».
1945 23 сентября В связи с выходом десятитысячного номера газеты «Правда» был награжден орденом Отечественной войны I степени.
1955 май За выдающиеся заслуги в области художественной литераторы, в связи с пятидесятилетием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Ленина.
1960 апрель М.А. Шолохову присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина».
1964 май По приглашению первого секретаря ЦК СЕПГ В. Ульбрихта и правления Союза немецких писателей М.А. Шолохов находился в ГДР, где был награжден орденом республики «Большая золотая звезда дружбы народов».
1965 май Опубликованы сообщения о присуждении Ростовским государственным университетом М.А. Шолохову ученой степени Доктора филологических наук, об избрании писателя почетным доктором Лейпцигского университета.
1965 23 мая За выдающиеся заслуги в области советской художественной литературы и в связи с 60-летием был награжден орденом Ленина.
1939 январь	За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден

Слайд 81965 октябрь Присуждена Нобелевская премия.
1967 23 февраля Указом Президиума Верховного Совета СССР М.А.

Шолохову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
1972 март М.А. Шолохову вручен в Кремле орден Октябрьской Революции.
1973 июнь М.А. Шолохову вручен болгарский орден Кирилла и Мефодия I степени.
1975 май За выдающийся вклад в укрепление мира и дружбы между народами Президиум Всемирного Совета Мира в Стокгольме присудил М.А. Шолохову международную премию мира в области культуры.
1975 22 мая За выдающиеся заслуги в области советской художественной литературы и в связи с 70-летием со дня рождения М.А. Шолохов был награжден орденом Ленина. Правительство Болгарии наградило М.А. Шолохова орденом Георгия Димитрова «…в знак глубокой признательности к его великому литературному делу, оказавшему огромное воздействие на болгарский народ и развитие социалистического реализма в болгарской литературе». Софийский городской совет депутатов трудящихся присудил М.А. Шолохову за выдающийся вклад в развитие мировой литературы международную литературную премию «София».
1978 май Ростовским обкомом КПСС, Институтом мировой литературы, Союзом писателей СССР и общественностью был широко отмечен 50-летний юбилей романа «Тихий Дон». За произведения, содействующие укреплению дружбы между народами, М.А. Шолохову вручена международная премия «Лотос».
1980 3 мая Указом Президиума Верховного Совета СССР М.А. Шолохов награжден за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятипятилетием со дня рождения орденом Ленина и второй Золотой медалью «Серп и Молот».
1981 год 23 мая в станице Вешенской на крутом берегу Дона открыт памятник-бюст дважды Героя Социалистического Труда М. А. Шолохова ( ПРИ ЖИЗНИ!!!).
1982 год Ноябрь. М. А. Шолохову вручили памятный знак «50 лет в партии».
1965 октябрь	Присуждена Нобелевская премия.1967 23 февраля	Указом Президиума Верховного Совета СССР М.А. Шолохову присвоено звание Героя Социалистического Труда.1972

Слайд 9https://www.youtube.com/watch?v=mLE1nZS0Hv8

https://www.youtube.com/watch?v=mLE1nZS0Hv8

Слайд 10Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Композиция, особенности авторского повествования.

Образ главного героя.

https://www.youtube.com/watch?v=tM9R0yU7C54

Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».  Композиция, особенности авторского повествования.  Образ главного героя.https://www.youtube.com/watch?v=tM9R0yU7C54

Слайд 11СУДЬБА
1) Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий

(по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни).
2) а) Участь, доля, жизненный путь.
б) Обстоятельства, условия дальнейшего существования развития чего-л.; будущность.

СУДЬБА1) Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога,

Слайд 12Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ

привлёк внимание многих читателей? О чём он?
От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова?
Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа? Опишите его внешность.
Весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

А. Глуховцев. Иллюстрация к рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём

Слайд 13В чём своеобразие композиции рассказа?

В чём своеобразие композиции рассказа?

Слайд 14Анализ сцены в церкви.
Как проявляют себя люди? (о позиции каждого)
Какая позиция

ближе всего Соколову?
Как повёл себя сам герой?
Авторская позиция.
Роль эпизода в рассказе.

чтение эпизода+анализ
ВИДЕО

Анализ сцены в церкви.Как проявляют себя люди? (о позиции каждого)Какая позиция ближе всего Соколову?Как повёл себя сам

Слайд 15В любых условиях оставаться самим собой – позиция Соколова. Он не

приемлет ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других. Поэтому и решается убить Крыжнева, чтобы спасти взводного.
Нелегко дается Соколову убийство, тем более, убийство «своего». Но не может он допустить несправедливости.

Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер человека.
Жизнь ставит порой перед необходимостью выбора.
Герой поступает так, как велит ему совесть.
В любых условиях оставаться самим собой – позиция Соколова. Он не приемлет ни покорности, ни противопоставления своей

Слайд 16О чём думает Соколов, готовясь к смерти?
Зачем Мюллеру понадобилось лично

казнить русского солдата во время торжественного ужина?
Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?
Кто и в какой момент побеждает в этом поединке?

чтение эпизода+анализ

Анализ «поединка» Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером

Кукрыниксы.
«Фашисты на допросе Соколова». Иллюстрация к рассказу «Судьба человека»

О чём думает Соколов, готовясь к смерти? Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного

Слайд 17Вся эта сцена не только пример бесстрашия Соколова, но и его

вызов тем насильникам, которые хотели унизить советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдёмте, распишите меня».
И то, что он отказывается закусывать и после первого стакана, и после второго – это деталь, в другом случае не играющая никакой роли, здесь подчёркивает моральную стойкость русского человека.
Соколов держится с фашистами так, как положено советскому гражданину, представителю рабочего класса.
Не случайно многие исследователи проводят параллель между этим эпизодом и тем событием, в честь которого так самонадеянно пируют немцы, - Сталинградской битвой, отмечая, что в обоих случаях именно русский солдат оказался победителем.

чтение эпизода+анализ
ВИДЕО

Вся эта сцена не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить

Слайд 18Как выражена в рассказе авторская позиция?
Шолохов в образе своего героя раскрывает

трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания.
Авторская боль, сочувствие ощущаются в тоне повествования, в выборе героя – простого человека.
Основной прием построения рассказа – антитеза – тоже служит выражением авторской позиции:
Мирная жизнь – разрушительная война;
Добро и справедливость – изуверства,
жестокость, бесчеловечность;
Преданность – предательство;
Свет – мрак…
Ясно, на какой стороне автор.
Как выражена в рассказе авторская позиция?Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия

Слайд 19Теперь он нашёл себе радость. Полюбился ему заброшенный парнишка, «этакий маленький

оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечёсаный, а глазёнки – как звёздочки ночью после дождя!» - рассказывает Соколов, и в самом тоне его рассказа мы чувствуем, как он неравнодушен к человеческой судьбе. «Закипела тут во мне горючая слеза…» - говорит он.

На душе Соколова стало легче и светлее. Жизнь обретает высокий человеческий смысл. Появились трогательные заботы о том, чтоб одеть и накормить мальчика, ждавшего отца: «Ночью то погладишь его сонного, то волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…»

Что помогло Андрею Соколову не ожесточиться, обрести высокий человеческий смысл жизни в безнадежны, казалось бы, обстоятельствах?

Иллюстрации худ. Петровых к рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

Теперь он нашёл себе радость. Полюбился ему заброшенный парнишка, «этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку,

Слайд 20Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика?
Позволяет дать портретную характеристику Андрею

Соколову:
И обеспечить эпический объём рассказу.
Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей.
Наконец, автор здесь не противопоставлен своему герою, он сам оказывается человеком из народа, недаром Андрей Соколов принимает его за «своего брата-шофёра».
Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика? Позволяет дать портретную характеристику Андрею Соколову: И обеспечить эпический объём

Слайд 21Композиционно рассказ Соколова представляет собой ряд новелл, в каждой из которых

идёт речь о каком-то эпизоде его жизни.

Судьба Андрея Соколова мучительна. В рассказе есть две контрастные картины:

К концу войны, когда Соколов прибыл на то место в отпуск, увидел другое: глубокая воронка, налитая ржавой водой, по пояс бурьян… Прямое попадание немецкой бомбы – и не стало дома, жены, дочерей. Никакого следа.

семья провожает его на фронт – жена Ирина, сын, две дочери.

Композиционно рассказ Соколова представляет собой ряд новелл, в каждой из которых идёт речь о каком-то эпизоде его

Слайд 22Какие грани русского национального характера воплощает в себе Андрей Соколов?
Простой человек,

солдат, отец
выступает как
защитник
жизни, её основ, нравственных законов.
Герой Шолохова защищает смысл и правду самого
человеческого существования.

Андрей Соколов воевал на поле брани, воевал, как мог, и в плену отстаивал человеческое достоинство, честь своей родины.
Каждый поворот его судьбы одновременно проецируется на историю, на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которого он является.

Какие грани русского национального характера воплощает в себе Андрей Соколов?Простой человек, солдат, отец выступает как защитникжизни, её

Слайд 23Проанализируйте речь героя. Как своеобразие речи Андрея Соколова помогает проникнуть в

замысел произведения?

1 Шолохова упрекали, что речь Андрея Соколова мало напоминает речь рядового шофёра, хоть и насыщена шофёрскими профессионализмами….
2 С помощью народнопоэтических вкраплений он выступает как бы от имени всего русского народа. Потому что насыщена просторечиями:


(«да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять»

• «продрогли как собаки»,
• «зуб на зуб не попадает»,
• «но и тут получилась у меня полная осечка»,
• «родни – хоть шаром покати»,
• «баста»,
• «дуй»,

Проанализируйте речь героя. Как своеобразие речи Андрея Соколова помогает проникнуть в замысел произведения? 1 Шолохова упрекали, что

Слайд 24Для Шолохова важно не то, что Соколов шофёр, и не то,

что он воронежец. Важен характер, порождённый историческими обстоятельствами. Поэт Шолохов не делает упора на профессиональное и диалектное в речи своего героя. Но обойтись без этих словесных красок писатель также не может, так как он реалист, ему необходимо создать достоверный образ. Шолохов создаёт образ живого человека, перерастающий в символ.

Для Шолохова важно не то, что Соколов шофёр, и не то, что он воронежец. Важен характер, порождённый

Слайд 25 «Судьба» имеет значения:
Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход

жизненных событий
По суеверным представлениям, «потусторонняя сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни».
 
– Какое представление о судьбе свойственно герою?

Вернёмся к названию рассказа.

«Судьба» имеет значения:Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событийПо суеверным представлениям, «потусторонняя сила,

Слайд 26Но человек, как бы тяжело ни складывались обстоятельства, может поступать так,

как требует человеческое достоинство. Человек может относиться к обстоятельствам активно.
«Надо было сильно спешить»,
«Я должен проскочить, и баста!»
«И надо мне не одному бежать»,
«Мне его живого надо было доставить» - о побеге из плена;
«Захотелось им, проклятым, показать» - о поединке с Мюллером.

Но человек, как бы тяжело ни складывались обстоятельства, может поступать так, как требует человеческое достоинство. Человек может

Слайд 27Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова

«судьба». - Самое прекрасное в жизни (а она неистребима) – человек, труженик, народ.
«Человек» тоже может пониматься как конкретно (Андрей Соколов), так и обобщённо (человек, который поставлен войной в условия власти над ним обстоятельств; и только сильный духом способен противопоставить этим обстоятельствам свою волю, свои представления о долге и свободе).
Судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшихся окончательно.

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова «судьба». - Самое прекрасное в жизни

Слайд 28Сочинение
Что более всего поразило Вас в рассказе Андрея Соколова? (По

рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)
Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)
Как раскрывается в произведении тема «Человек и война»  (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)
 Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

150-200 слов

Сочинение Что более всего поразило Вас в рассказе Андрея Соколова? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)Почему

Слайд 29Источники
http://winallos.com/oboi/peyzagy/9305-rozh-pshenica-nebo-pole-doroga-derevo.html
https://www.youtube.com/watch?v=mLE1nZS0Hv8
http://www.sholohov.dspl.ru/pages/life/quotes.aspx
https://www.youtube.com/watch?v=tM9R0yU7C54
http://www.sholokhov.ru/museum/collection/arts/808/
https://znanio.ru/media/masholohov_sudba_cheloveka_analiz-93147/110715
http://www.infovoronezh.ru/News/Odnu-iz-samyih-silnyih-stsen-Sudbyi-cheloveka-Bondarchuk-snyal-pod-Semilukami-47297.html
http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=AEB59347A6B5A4A0486480626D3397CC&proj_guid=6B2CD4C77304B2A3478E5A5B61F6899A

Источники http://winallos.com/oboi/peyzagy/9305-rozh-pshenica-nebo-pole-doroga-derevo.htmlhttps://www.youtube.com/watch?v=mLE1nZS0Hv8http://www.sholohov.dspl.ru/pages/life/quotes.aspxhttps://www.youtube.com/watch?v=tM9R0yU7C54http://www.sholokhov.ru/museum/collection/arts/808/https://znanio.ru/media/masholohov_sudba_cheloveka_analiz-93147/110715http://www.infovoronezh.ru/News/Odnu-iz-samyih-silnyih-stsen-Sudbyi-cheloveka-Bondarchuk-snyal-pod-Semilukami-47297.htmlhttp://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=AEB59347A6B5A4A0486480626D3397CC&proj_guid=6B2CD4C77304B2A3478E5A5B61F6899A

Слайд 30Овсянникова Г.П., учитель ГБОУ лицея № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Овсянникова Г.П., учитель ГБОУ лицея № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть