Слайд 2Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг
приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
Слайд 3ДОБРОТА
Как вы понимаете понятие ДОБРОТА?
Сложно ли быть добрым?
Зачем в мире нужна
доброта?
Можно ли научить доброте и как?
Кто должен научить ребенка быть добрым?
Кто преподал урок
доброты автору рассказа?
Слайд 5ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир
народной жизни, увиденный детскими глазами. Действия в рассказе происходит в первые годы после Гражданской войны. Это были голодные, тяжелые годы. Роскошью являлся кусочек сахара, а уж пряник или конфета- заветная мечта каждого ребенка.
Слайд 7Как название этого сборника рассказов связана с темой детства?
Почему Астафьев решил
написать о своем детстве?
Какую роль играет пора детства в становлении личности человека?
Слайд 9ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
Кто главный герой? Что о нем можете рассказать?
Какие люди присутствуют
в его жизни?
(бабушка, дедушка, левонтьевские ребята. Семья Левонтия добрые люди, угощают сладостями сироту, хотя бывают времена, когда сами сидят без денег).
Слайд 10ЗАВЯЗКА ДЕЙСТВИЯ и РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
- Для чего ребята отправились в лес?
-
Как расправились ребята с рыбой и стрижем?
Кто был инициатором таких поступков? Случайно или
нет так получилось?
- Что можно сказать о Саньке?
- Найдите в тексте диалог Саньки и Вити, в котором главный герой проявил слабость.
Слайд 12КУЛЬМИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ
Вспомним цитату из текста: «Вон как хорошо было жить! А
теперь? Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника».
- Почему Витю не брал сон?
-Почему он поддался на уговоры Саньки обмануть?
- А как бы вы поступили?
- А вы согласны, что это преступление? Или детская шалость?
Слайд 13ПЕРЕЖИВАНИЯ ГЕРОЯ
-Осуждаете ли вы Витю?
На протяжении всего рассказа нарастало переживание героя:
Найдите в тексте момент,
когда переживания героя обострились.
- Что чувствовал мальчик?
Слайд 15 РАЗВЯЗКА
Обман всегда раскроется. Вспомните пословицы: «Все тайное становится явным»,
«Сколько веревочке не виться, а все конец будет».
Как вы думаете, в каком
положении оказалась бабушка
перед покупательницей?
Кто понял Витю, почувствовал и поддержал.
Можно ли сказать, что его поняли?
- А что значит «понять»?
Слайд 16 * Понять- значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства,
«приоткрыть» свое сердце и обязательно дать почувствовать другому, что он понят, «услышан».
Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник? Какие качества проявила?
- Повторит Витя еще раз такой поступок?
В чем главная мысль рассказа?
Слайд 17Вывод: После упреков и ругани можно еще раз обмануть, после пряника
– нельзя. Главному герою стыдно, ведь он не заслужил пряника, а бабушка все же подарила его.
- А почему рассказ назван «Конь с розовой гривой»? (Конь – это символ доброты).
(Конь как символ доброты).
Каковы уроки доброты?
Что понял мальчик?
Слайд 19ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прочитайте заключительные строки рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько
событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника- того дивного коня с розовой гривой».
- Почему такими словами Астафьев заканчивает повествование?
Детский поступок наложил отпечаток на всю его жизнь. Стыдно до сих пор. Рассказ автобиографичен.
Слайд 21ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
1) Вступление: рассказ как отражение воспоминаний Астафьева; сб.»Последний поклон», смысл
заглавия сборника. С какой целью автор пишет о детстве.
2) Тема детства в рассказе: каким было детство автора? Где оно проходило? Кто его окружал? Как повлияла эта пора жизни на становление характера Астафьева.
3) Нравственные уроки, которые извлек герой. Какие чувства и почему испытал герой? Кто преподал ему урок доброты?
4) Заключение: Конь как символ. Почему автор не забыл бабушкиного пряника? Моё впечатление от рассказа. Чему учит этот рассказ?