Презентация, доклад на тему Урок-презентация на тему: Рассказ Закалдованное место

Содержание

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы.Автор поэмы «Мертвые души», пьесы «Ревизор», сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».Николай Васильевич Гоголь

Слайд 1Тридцатое ноября
Тема урока:
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Заколдованное место». Реальное и

фантастическое в сюжете произведения.


Тридцатое ноябряТема урока:Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения.

Слайд 2

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик

русской
литературы.
Автор поэмы «Мертвые
души», пьесы «Ревизор»,
сборников повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести».

Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) — прозаик и драматург, классик русской литературы.Автор поэмы «Мертвые души», пьесы

Слайд 3

Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском

почтамте. В 1805 году уволился с чином коллежского асессора и женился.
Василий Афанасьевич был разносторонне одаренным человеком: талантливым рассказчиком и писателем – автором остроумных комедий, постановщиком пьес и актером.

Родители писателя

Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777 – 1825), служил при Малороссийском почтамте. В 1805 году уволился с

Слайд 4

Родители писателя
Мать, Мария Ивановна
Косяровская (1791 – 1868),
происходила из помещичьей


семьи. По преданию, она
была первой красавицей на
Полтавщине.
В семье, помимо Николая,
было ещё пятеро детей.
«Марья Ивановна женщина
необыкновенная… Она вся
исполнена самоотверженной
и тихой любви к своим
детям…» - писал С.Т.Аксаков.
Родители писателяМать, Мария Ивановна Косяровская (1791 – 1868), происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой

Слайд 5

Дом, в котором проживала семья Гоголей в Васильевке
Детство писателя прошло в

Васильевке, имении родителей. «Дом небольшой, но поместительный, обширный и живописный сад и пруд…» - так описывали современники обстановку усадьбы, которая стала центром общественности всего околотка. Впоследствии впечатления жизни в Васильевке – ярмарки, забавы молодежи, страшные рассказы деревенских балагуров - легли в основу повестей  Гоголя.
Дом, в котором проживала семья Гоголей в ВасильевкеДетство писателя прошло в Васильевке, имении родителей. «Дом небольшой, но

Слайд 6

Нежинская гимназия
Гоголь учился в Гимназии
высших наук в Нежине с
1821  по 1828 год. Писатель

обладал прекрасной памятью, делал успехи в рисовании и русской словесности. Гимназисты затеяли свой рукописный журнал, в котором Гоголь много писал в стихах.
В Нежине развилась любовь к театру, где Гоголь с успехом исполнял роли
комических старух.
Нежинская гимназияГоголь учился в Гимназии высших наук в Нежине с 1821  по 1828 год. Писатель обладал прекрасной памятью, делал успехи в

Слайд 7

Гоголь в Петербурге
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его

жестокое разочарование: в актёры не приняли; служба оказалась скучной и
бессодержательной. Тем сильнее привлекало его литературное поприще. 
Гоголь знакомится с Жуковским и Пушкиным. В журналах печатают его первые произведения.
Гоголь в ПетербургеВ декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: в актёры не приняли; служба

Слайд 8

Вечера на хуторе близ Диканьки
Работать над «Вечерами»
Гоголь начал еще

в 1829
году. В письмах домой он
просил свою мать писать
ему «о поверьях, обычаях
малороссиан, сказках,
преданьях», описать наряд сельского дьячка,
свадебный обряд.
Вся работа уложилась в
три года и была закончена в 1832 году.
Вечера на хуторе близ ДиканькиРаботать над «Вечерами» Гоголь начал еще в 1829 году. В письмах домой он

Слайд 9

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот

настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
А.С.Пушкин


Отзывы о первой книге Гоголя

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня.    Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждён- ная, без

Слайд 10

«Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у

нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель…»

Е.А.Баратынский


Отзывы о первой книге Гоголя

«Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость.

Слайд 11

„Гоголь, так мило прикинувшийся 
Пасичником, принадлежит к числу необыкновенных

талантов. Кому не известны его Вечера на хуторе близ Диканьки? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!»

В.Г.Белинский

Отзывы о первой книге Гоголя

„Гоголь, так мило прикинувшийся   Пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому не известны его Вечера

Слайд 12

Какие произведения вошли в «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Сорочинская ярмарка
Вечер

накануне Ивана
Купала
Майская ночь, или
Утопленница
Пропавшая грамота
Ночь перед Рождеством
Страшная месть
Иван Федорович Шпонька и
его тетушка
Заколдованное место
Какие произведения вошли в  «Вечера на хуторе близ Диканьки»Сорочинская ярмаркаВечер накануне Ивана  КупалаМайская ночь, или

Слайд 13

Смысл названия «Вечеров…»
Вечер – время отдохновения, располагающего к задумчивости, мечтательности; время

таинственного, чудесного, иррационального.

Хутор - так, в противоположность деревне, называется отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина. 

Диканька – нечто удаленное от центра, от «света», сохранившее самобытность, далекое от цивилизации. Но в то же время Диканька – и нечто невероятное, «дикие речи, вздор, враки, пустяки» (значение слова «дичь» в словаре Даля), и не только пустяки, но и невероятно страшное, пугающее.
Смысл названия «Вечеров…»Вечер – время отдохновения, располагающего к задумчивости, мечтательности; время таинственного, чудесного, иррационального.Хутор - так, в противоположность

Слайд 14

Рассказчики в «Вечерах»
Пасечник Рудый Панько –
вымышленный «издатель
«Вечеров...», который


разъясняет читателям, что
материал для книги он получил от разных рассказчиков.
Рудый Панько - не просто
псевдоним; в его имени была скрытая отсылка к реальному автору: писатель был рыжеватым, а будь он простым крестьянином, звали бы его по местному обычаю не по отцу, а
по деду – Паньком (дед Гоголя – Панас, Афанасий).
Рассказчики в «Вечерах» Пасечник Рудый Панько – вымышленный «издатель «Вечеров...», который разъясняет читателям, что материал для книги

Слайд 15

Рассказчики в «Вечерах»
А один из гостей... Бывало, поставит перед собою

палец и, глядя на конец его, пойдет рассказывать - вычурно да хитро, как в печатных книжках! 
Вот, например, знаете ли вы дьяка диканьской церкви? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать! 
Дед мой (царство ему небесное!) умел чудно рассказывать. Бывало, поведет речь - целый день не подвинулся бы с места и все бы слушал.

Панич в гороховом кафтане Макар Назарович


Дьяк диканьской церкви Фома Григорьевич


Дед Фомы Григорьевича Максим

Рассказчики в «Вечерах» А один из гостей... Бывало, поставит перед собою палец и, глядя на конец его,

Слайд 16

Жанр рассказов Фомы Григорьевича

Быль

Фоме Григорьевичу принадлежат в цикле 3

повести: «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдованное место».
Их связь друг с другом, и прежде всего их жанровое единство, отмечены общим для них подзаголовком – «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви».

По определению В.Я. Проппа, «были», или «былички», «бывальщины», - «это рассказы, отражающие народную демонологи, страшные, но название их говорит о том, что в них верят.
Былички рассказывают о пережитом самим рассказчиком. 
Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни скажет, то именно так и было».

Жанр рассказов Фомы ГригорьевичаБыль Фоме Григорьевичу принадлежат в цикле 3 повести: «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота»,

Слайд 17

«Заколдованное место» в литературных произведениях
Остров Буян

Спящая
Красавица

Рип ван
Винкль

Аленький


цветочек
«Заколдованное место» в  литературных произведенияхОстров БуянСпящая КрасавицаРип ван ВинкльАленький цветочек

Слайд 18

«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

«Заколдованное место» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

Слайд 19

Основные мотивы повести:
поиски заговоренного клада;
заколдованное место.
«Заколдованное место»

Основные мотивы повести: поиски заговоренного клада; заколдованное место.«Заколдованное место»

Слайд 20

Работа со словарем Соедините слово с его значением
1.Баштан
2.Волость
3.Кавун
4.Комора
5.Кухоль
6.Левада
7.Люлька


8.Сопилка
9.Цибуля
10.еревики
11.Чумаки

А. Арбуз
Б. малороссияне, едущие за солью
и рыбою, обыкновенно в Крым
В. место, засеянное арбузами и
дынями
Г. башмаки
Д. лук
Е.в Древней Руси: местность,
область, подчиненная одной
власти
Ж. глиняный кувшин
З. береговые лиственные леса,
заливаемые в половодье 
И. трубка
К. амбар
Л. украинский народный
музыкальный инструмент

Работа со словарем Соедините слово с его значением1.Баштан 2.Волость 3.Кавун4.Комора 5.Кухоль6.Левада 7.Люлька 8.Сопилка 9.Цибуля 10.еревики 11.ЧумакиА. АрбузБ.

Слайд 21

Работа со словарем Проверьте себя
Баштан – место, засеянное арбузами и дынями
Волость –

в Древней Руси: местность, область,
подчиненная одной власти
Кавун – арбуз
Комора – амбар
Кухоль – глиняный кувшин
Левада – на Украине и на юге России: береговые
лиственные леса, заливаемые в половодье 
Люлька – трубка
Сопилка – украинский народный духовой
музыкальный инструмент
Цибуля – лук
Черевики – башмаки
Чумаки – малороссияне, едущие за солью и
рыбою, обыкновенно в Крым
Работа со словарем Проверьте себяБаштан – место, засеянное арбузами и дынямиВолость – в Древней Руси: местность, область,

Слайд 22
А-3

З-6
Б-8 И-7
В-1 К-4
Г-11 Л-9
Д-10
Е-2
Ж-5
А-3            З-6 Б-8

Слайд 23

Работа с текстом по вопросам
По каким приметам узнаем, что история случилась

в прошлом?


Чем запомнился рассказчику дед?
Работа с текстом по вопросамПо каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом?Чем запомнился рассказчику дед?

Слайд 24

Работа с текстом по вопросам
Почему дед попал в заколдованное место и

каким образом это произошло?

Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?

Каковы особенности заколдованного места?
Работа с текстом по вопросамПочему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло?Сколько раз дед

Слайд 25

Особенности заколдованного места
Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный

миры.
Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство в нем искажается. В обычном месте возникают вдруг провалы, бездны и горы.
Здесь происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Отсутствуют месяц и звезды, царит мрак, источник света – свеча на могиле.
Особенности заколдованного местаЗаколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный миры.Сказочный мир притворяется знакомым, но пространство

Слайд 26

Работа с текстом по вопросам
Почему дед стремится попасть в заколдованное место?

Что с ним там происходит?

Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
Работа с текстом по вопросамПочему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там происходит? Какие

Слайд 27

Существа заколдованного места
Медведь — родной брат
лешему. Его иногда и называют

лешим или лесным чертом.
Некоторые лесные духи имеют
облик медведя. В христианской
символике олицетворяет зло,
дьявольские силы.
Птичий нос –
фантастическое существо,
придуманное Гоголем: птичий
нос без тела. Символика птицы
многообразна, некоторые были
посредниками между миром
мертвых и живых.
Существа заколдованного местаМедведь — родной брат лешему. Его иногда и называют лешим или лесным чертом. Некоторые лесные

Слайд 28

Существа заколдованного места
Баранья голова –
в фольклоре нечто пустое,
никчемное. Имеет

также
отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из
которых была бараньей.

Харя –
дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь.  Маска, личина и самый  окрутник, наряженный, переряженный.
Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит. 
Существа заколдованного местаБаранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное. Имеет также отношение к демонологии: один из

Слайд 29

Художественные средства, создающие образ заколдованного места
Гиперболы


Метафоры


Эпитеты
…под ногами круча без дна, ноздри

– хоть по ведру воды влей в каждую…
…нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, дыня… словно змея.
…проклятый камень, красные очи, мерзостная рожа.
Художественные средства, создающие образ заколдованного местаГиперболыМетафорыЭпитеты…под ногами круча без дна, ноздри – хоть по ведру воды влей

Слайд 30
Как еще в повести называется заколдованное место

Проклятое место


Дьявольское место

Как еще в повести называется заколдованное место Проклятое местоДьявольское место

Слайд 31

Как закончилось приключение
деда
«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» -

сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.
…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!
Как закончилось приключение деда«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что

Слайд 32

Итоги урока
Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и

не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам воплощены Гоголем в сказочных образах.
Итоги урокаКлад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть