Презентация, доклад на тему Урок по басням Крылова

Содержание

ЦЕЛИ УРОКА:дать определение жанра «басня»;познакомиться с историей жанра и особенностями басни

Слайд 1БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР
Рассказ и цель –
вот в чём сущность

басни; сатира и ирония –
вот её главные качества.
(В.Г.Белинский)
БАСНЯ  КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНРРассказ и цель – вот в чём сущность басни; сатира и ирония –

Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:
дать определение жанра «басня»;

познакомиться с историей жанра и особенностями басни

ЦЕЛИ УРОКА:дать определение жанра «басня»;познакомиться с историей жанра и особенностями басни

Слайд 3Соловья баснями
не кормят…
Хватит басни рассказывать…

Соловья баснями не кормят…Хватит басни рассказывать…

Слайд 5Басня – один из малых эпических жанров.
Небольшой рассказ, почти анекдот
Всегда рассказ,

повествование
Басня – один из малых эпических жанров.Небольшой рассказ, почти анекдотВсегда рассказ, повествование

Слайд 6БАСНЯ КАК ЖАНР
Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным

образом сатирического характера.
Басня состоит из вступления, описания событий и морали.

Аллегория (греч.) –
иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д.

Эзопов язык – речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для сокрытия прямого смысла.

Мораль (лат.) –
логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

БАСНЯ КАК ЖАНРБасня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня состоит из

Слайд 7Отличительная особенность басни
Стремление учить на «отрицательном примере», в силу

чего в произведении неизменно присутствует герой, который является носителем какого-либо нравственного недостатка
Отличительная особенность басни  Стремление учить на «отрицательном примере», в силу чего в произведении неизменно присутствует герой,

Слайд 8Особенности басни
Фамильярно-бытовая лексика и фразеология (из кожи вон лезет)
Сказочно-народная лексика и

фразеология (бедняжка-куманек)
Восклицательные и вопросительные предложения (Спой, светик, не стыдись!)
Частицы устного обихода (ей-же-ей)
Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными, префиксами эмоционально-экспрессивного значения (перушки, мастерище, огородишко, объедала)
Диалог – с краткими, динамичными репликами
Часты обращения (Это, Щука, тебе наука…)

Особенности басниФамильярно-бытовая лексика и фразеология (из кожи вон лезет)Сказочно-народная лексика и фразеология (бедняжка-куманек)Восклицательные и вопросительные предложения (Спой,

Слайд 9 Этапы развития басни

Этапы развития басни

Слайд 101 этап
Эзоп (древнегреческий баснописец) – 6 век до н.э.
Отличительные особенности: краткость,

ясность, простота.


Федр (древнеримский баснописец) – 1 век до н.э.
Короткие басни в прозе. Называлась басня притчей.
1 этапЭзоп (древнегреческий баснописец) – 6 век до н.э.Отличительные особенности: краткость, ясность, простота.Федр (древнеримский баснописец) – 1

Слайд 112 этап (17 век)
Лафонтен (французский баснописец).
Создал стихотворную басню. Заимствовал сюжеты у

древних.
2 этап (17 век)Лафонтен (французский баснописец).Создал стихотворную басню. Заимствовал сюжеты у древних.

Слайд 123 этап (18-19 вв.)
И.А.Крылов (русский баснописец). Создал подлинно-народную реалистическую

басню. Написал 204 басни (только 67 из них переводные, остальные – оригинальные). Создавал басни-сатиры. Басни сказочные, занимательные, короткие, динамичные (мало описаний и много действия).
3 этап (18-19 вв.)  И.А.Крылов (русский баснописец). Создал подлинно-народную реалистическую басню. Написал 204 басни (только 67

Слайд 13Кантемир А.Д.
Тредиаковский В.К.
Сумароков А.П.
Хемницер И.И.
Дмитриев И.И.
также писали басни
Грибоедов А.С.
Жуковский В.А.
Гоголь Н.В.
Салтыков-Щедрин

М.Е.
Островский А.Н.
Толстой А.К.
Толстой Л.Н.
продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика
Кантемир А.Д.Тредиаковский В.К.Сумароков А.П.Хемницер И.И.Дмитриев И.И.также писали басниГрибоедов А.С.Жуковский В.А.Гоголь Н.В.Салтыков-Щедрин М.Е.Островский А.Н.Толстой А.К.Толстой Л.Н.  продолжали

Слайд 144 этап (20 век)
С.В.Михалков
В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

4 этап (20 век)С.В.МихалковВ.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

Слайд 15Вопросы на засыпку

Вопросы на засыпку

Слайд 161.Смогли бы подружиться: а)басня и рассказ; б) басня и пословица?
А) Да. Оба

жанра принадлежат к художественной литературе и основаны на повествовании, имеют сходство в строении.
Б) Да. Оба содержат полезное поучение, басня может, как из зерна, вырастать из пословицы
1.Смогли бы подружиться: а)басня и рассказ;  б) басня и пословица?А) Да. Оба жанра принадлежат к художественной

Слайд 172.Попробуйте догадаться, почему героев басни сравнивают с шахматными фигурами.
В шахматах каждая

фигура имеет определенные правила передвижения: например, конь ходит буквой «Г», а пешка не может двигаться на большие расстояния. Так и герои басни действуют в соответствии со своим характером, который часто определен заранее их поведением в действительности и суждениями, закрепившимися в народном творчестве и литературе.
2.Попробуйте догадаться, почему героев басни сравнивают с шахматными фигурами.В шахматах каждая фигура имеет определенные правила передвижения: например,

Слайд 183.Объясните высказывание Лафонтена: «Тело есть басня, душа – мораль».
Именно мораль прячется

за внешней оболочкой басенного рассказа, за вымышленными героями и обстоятельствами. Ради нее создается басня, которая служит высокой цели – сделать мир добрее, справедливее, лучше и чище.
3.Объясните высказывание Лафонтена: «Тело есть басня, душа – мораль».Именно мораль прячется за внешней оболочкой басенного рассказа, за

Слайд 194.Почему поучительный вывод из басни сравнивают с «позолоченной пилюлей»?
Выражение «позолотить пилюлю»

значит «смягчить, скрасить что-нибудь не слишком приятное». Мораль басни – ее целебное лекарство от людских недостатков. Но она поддается совсем не как прямое «указывание пальцем» на конкретного человека. Речь идет о внешне далеких от читателя каких-то зверях, птицах и тому подобном; на самом же деле читатель зачастую узнает в них, их слабостях и промахах, себя и своих знакомых – а это достаточно горькое, хотя и важное открытие, которое может быть целебным, как лекарство.
4.Почему поучительный вывод из басни сравнивают с «позолоченной пилюлей»?Выражение «позолотить пилюлю» значит «смягчить, скрасить что-нибудь не слишком

Слайд 20Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас?

Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.

Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас?   Басня жива, потому что живы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть