Слайд 1Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме:
Роль пейзажа в
сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Подготовила :
учитель литературы и русского языка
Сушкова Т.А.
Слайд 2
...и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,
засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька … никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.
Слайд 3
За окнами воздух был синий, густой, страшный.
В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Слайд 4Из какого произведения эти отрывки?
Кто автор произведения?
Слайд 5Константин Георгиевич Паустовский Сказка «Тёплый хлеб» (1954 год).
Всегда следует
стремиться
к прекрасному.
К. Г. Паустовский
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Слайд 6Что изображено на картинах художника И.И. Левитана?
Слайд 7Пейзаж
(франц. paysage, от pays - страна, местность)
тип картины, изображающий
природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).
Слайд 8
Роль пейзажа в сказке
К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Слайд 9Вспомните, кто из героев говорил эти слова?
Что в них заключается?
«Не
только человеку извинение требуется».
«Зачем помирать? Надеяться надо».
Слайд 10Народная мудрость и мораль в сказке.
Слайд 11
Цели урока:
1.Выявить, какую роль
играет пейзаж в сказке.
2.Найти, в каких словах заключается народная мудрость.
3.Подвести учащихся к пониманию морали сказки.
4.Активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
5.Формировать навыки работы с текстом.
Слайд 12Викторина по сказке «Тёплый хлеб».
Слайд 13Чем необычно это произведение?
Реальные события
Сказочные элементы
Рассказ
Олицетворение природы
Использование эпитетов
Точная дата написания
Автор известен
Герой не идеализируется
Черты реальной жизни
Зачин, концовка
чудо
Слайд 16Филипп
от греческого «любящий коней».
Упрямый и капризный (в детстве), бывает рассеян, совершенно
не любит работать, скуп. К себе относится очень трепетно, любит себя больше всех на свете, на окружающих смотрит с некоторым презрением, необоснованно чувствуя свое превосходство, часто обладает талантом и очень гордится этим, но не всегда может раскрыть свой талант. Любит все новое, путешествия. В целом, люди с таким именем, добросердечные люди, с теплотой и любовью относящиеся к своим близким.
Формы имени:
разг. – Филипий; произв. – Филипка, Филя, Филюха, Филюша.
Слайд 18 Где происходят события?
Что вы можете сказать о названии деревни?
Слайд 20Групповая работа.
1 группа: Найти реальный пейзаж в произведении.
Определить его роль в сказке.
2 группа: Найти сказочный пейзаж в произведении.
Определить его роль в сказке.
3 группа: Найти реальные и сказочные мотивы в тексте.
Определить их роль в сказке.
4 группа: Найти в сказке выражения, которые могут быть
пословицами, поговорками, содержат народную
мудрость.
5 группа: Написать ответ на вопрос: «О чём нас заставила
задуматься сказка «Тёплый хлеб?» и определить
мораль сказки.
Слайд 21Что такое мотив?
Проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое
направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения (например, мотив ветра, зимы).
Слайд 22Групповая работа.
1 группа: Найти реальный пейзаж в произведении.
Определить его роль в сказке.
2 группа: Найти сказочный пейзаж в произведении.
Определить его роль в сказке.
3 группа: Найти реальные и сказочные мотивы в тексте.
Определить их роль в сказке.
4 группа: Найти в сказке выражения, которые могут быть
пословицами, поговорками, содержат народную
мудрость.
5 группа: Написать ответ на вопрос: «О чём нас заставила
задуматься сказка «Тёплый хлеб?» и нарисовать
«маршрут добра» Фильки.
Слайд 25Народная мудрость в сказке
«Не только человеку извинение требуется».
"Зачем помирать? Надеяться
надо".
"Льготного срока не будет".
"Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение".
"За твою дурь расплачиваться своим горбом".
"От теплоты лёд начал оседать".
"Сорока - самая болтливая птица на свете".
"Хлеб-соль подносить".
"Бери хлеб, мирись!"
"Сорока трещала, как пулемёт".
Слайд 26Что такое мораль?
Мораль сказки:
человек ответственен за свои поступки, злое сердце
– холодное сердце, от этого человек может даже умереть.
Слайд 27Почему же сказка о Фильке коне называется "Тёплый хлеб"?
1) не успевший остыть,
2) свежий,
3) добрый, побеждающий зло
(словарь Ожегова)
Слайд 29 Как нужно относиться к хлебу?
Что вы знаете о пользе хлеба?
Хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. В хлебе есть белки, углеводы, витамины группы В, минеральные соединения, например жизненно важные для организма соли кальция, железа, фосфора.
Слайд 31Роль пейзажа в сказке в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Народная мудрость
и мораль в сказке
Всегда следует стремиться
к прекрасному.
К. Г. Паустовский
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Слайд 32Домашнее задание:
1) Напишите речь Фильки, с которой он обратился
к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.
2) Нарисуйте сказочный пейзаж или одного из героев сказки (на выбор).