Презентация, доклад на тему Урок литературы в 5 классе по произведению К.Г. Паустовского Теплый хлеб

Содержание

...и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька … никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела

Слайд 1Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме:
Роль пейзажа в

сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».


Подготовила :
учитель литературы и русского языка
Сушкова Т.А.
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме:Роль пейзажа в сказке

Слайд 2
...и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл,

засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька … никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.

...и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил

Слайд 3
За окнами воздух был синий, густой, страшный.

В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла

Слайд 4Из какого произведения эти отрывки? Кто автор произведения?

Из какого произведения эти отрывки? Кто автор произведения?

Слайд 5Константин Георгиевич Паустовский Сказка «Тёплый хлеб» (1954 год).


Всегда следует

стремиться
к прекрасному.
К. Г. Паустовский

Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).




Константин Георгиевич Паустовский Сказка «Тёплый хлеб» (1954 год).  Всегда следует стремиться  к прекрасному.

Слайд 6Что изображено на картинах художника И.И. Левитана?

Что изображено на картинах художника И.И. Левитана?

Слайд 7Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность)
тип картины, изображающий

природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Пейзаж    (франц. paysage, от pays - страна, местность)  тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес,

Слайд 8 Роль пейзажа в сказке

К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Роль пейзажа в сказке

Слайд 9Вспомните, кто из героев говорил эти слова? Что в них заключается?
«Не

только человеку извинение требуется».
«Зачем помирать? Надеяться надо».
Вспомните, кто из героев говорил эти слова?  Что в них заключается?«Не только человеку извинение требуется».«Зачем помирать?

Слайд 10Народная мудрость и мораль в сказке.

Народная мудрость и мораль в сказке.

Слайд 11 Цели урока: 1.Выявить, какую роль

играет пейзаж в сказке. 2.Найти, в каких словах заключается народная мудрость. 3.Подвести учащихся к пониманию морали сказки. 4.Активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. 5.Формировать навыки работы с текстом.
Цели урока:  1.Выявить, какую роль играет пейзаж в

Слайд 12Викторина по сказке «Тёплый хлеб».

Викторина по сказке «Тёплый хлеб».

Слайд 13Чем необычно это произведение?
Реальные события
Сказочные элементы

Чем необычно это произведение? Реальные событияСказочные элементы

Слайд 14Народная сказка



Рассказ
Народная сказка               Рассказ

Слайд 15Народная сказка




Рассказ

Олицетворение природы

Использование эпитетов

Точная дата написания

Автор известен

Герой не идеализируется

Черты реальной жизни

Зачин, концовка

чудо

Народная сказка

Слайд 16Филипп от греческого «любящий коней».
Упрямый и капризный (в детстве), бывает рассеян, совершенно

не любит работать, скуп. К себе относится очень трепетно, любит себя больше всех на свете, на окружающих смотрит с некоторым презрением, необоснованно чувствуя свое превосходство, часто обладает талантом и очень гордится этим, но не всегда может раскрыть свой талант. Любит все новое, путешествия. В целом, люди с таким именем, добросердечные люди, с теплотой и любовью относящиеся к своим близким.
Формы имени: разг. – Филипий; произв. – Филипка, Филя, Филюха, Филюша.

Филипп от греческого «любящий коней».  Упрямый и капризный (в детстве), бывает рассеян, совершенно не любит работать,

Слайд 17Гражданская война

Гражданская война

Слайд 18 Где происходят события?
Что вы можете сказать о названии деревни?

Где происходят события? Что вы можете сказать о названии деревни?

Слайд 19Зима в Бережках.

Зима в Бережках.

Слайд 20Групповая работа.
1 группа: Найти реальный пейзаж в произведении.

Определить его роль в сказке.

2 группа: Найти сказочный пейзаж в произведении.
Определить его роль в сказке.

3 группа: Найти реальные и сказочные мотивы в тексте.
Определить их роль в сказке.

4 группа: Найти в сказке выражения, которые могут быть
пословицами, поговорками, содержат народную
мудрость.

5 группа: Написать ответ на вопрос: «О чём нас заставила
задуматься сказка «Тёплый хлеб?» и определить
мораль сказки.


Групповая работа.1 группа: Найти реальный пейзаж в произведении.         Определить

Слайд 21Что такое мотив?
Проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое

направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения (например, мотив ветра, зимы).
Что такое мотив? Проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета

Слайд 22Групповая работа.
1 группа: Найти реальный пейзаж в произведении.

Определить его роль в сказке.

2 группа: Найти сказочный пейзаж в произведении.
Определить его роль в сказке.

3 группа: Найти реальные и сказочные мотивы в тексте.
Определить их роль в сказке.

4 группа: Найти в сказке выражения, которые могут быть
пословицами, поговорками, содержат народную
мудрость.

5 группа: Написать ответ на вопрос: «О чём нас заставила
задуматься сказка «Тёплый хлеб?» и нарисовать
«маршрут добра» Фильки.

Групповая работа.1 группа: Найти реальный пейзаж в произведении.         Определить

Слайд 23Физминутка

Физминутка

Слайд 25Народная мудрость в сказке
«Не только человеку извинение требуется».
"Зачем помирать? Надеяться

надо".
"Льготного срока не будет".
"Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение".
"За твою дурь расплачиваться своим горбом".
"От теплоты лёд начал оседать".
"Сорока - самая болтливая птица на свете".
"Хлеб-соль подносить".
"Бери хлеб, мирись!"
"Сорока трещала, как пулемёт".
Народная мудрость в сказке «Не только человеку извинение требуется».

Слайд 26Что такое мораль?
Мораль сказки:
человек ответственен за свои поступки, злое сердце

– холодное сердце, от этого человек может даже умереть.

Что такое мораль?Мораль сказки: человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек

Слайд 27Почему же сказка о Фильке коне называется "Тёплый хлеб"?

Почему же сказка о Фильке коне называется

Слайд 28«Теплый»

1) не успевший остыть,
2) свежий,
3) добрый, побеждающий зло (словарь Ожегова)


«Теплый»            1) не успевший остыть,

Слайд 29 Как нужно относиться к хлебу? Что вы знаете о пользе хлеба?

Хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. В хлебе есть белки, углеводы, витамины группы В, минеральные соединения, например жизненно важные для организма соли кальция, железа, фосфора. 
Как нужно относиться к хлебу? Что вы знаете о пользе хлеба?  Хлеб содержит в себе

Слайд 31Роль пейзажа в сказке в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» Народная мудрость

и мораль в сказке



Всегда следует стремиться
к прекрасному.
К. Г. Паустовский

Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).




Роль пейзажа в сказке в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» Народная мудрость и мораль в сказке

Слайд 32Домашнее задание:
1) Напишите речь Фильки, с которой он обратился

к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.
2) Нарисуйте сказочный пейзаж или одного из героев сказки (на выбор).


Домашнее задание:  1) Напишите речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что

Слайд 33Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть