Слайд 1Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Автор:
Шевчук А.П.,
учитель МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Слайд 2 «Аукцион тем»
(опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас,
что заинтересовало вас в романе Тургенева,
о чём бы вы хотели поразмышлять в своём
сочинении. Тема, сформулированная и
представленная вами, поможет понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа - Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
Слайд 3 Темы сочинений:
1. Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2. Русское
дворянство в изображении Тургенева.
3. В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4. Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5. «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
6. Отношение к женщинам героев романа.
7.«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
8. Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).
Слайд 4Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или
трагическая личность ?»
Слайд 5 План.
Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века
«нового» героя.
2. Базаров - «новый» герой или трагическая личность?
1). «И весь портрет его вызывал неприятие…»
2). Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
3). Испытание любовью.
4). Одинок ли Базаров?
5). Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
I.Вступление
II.Основная часть
III. Заключение
План.
Причины появления в обществе и литературе
2-ой половины 19 века «нового» героя.
2. Базаров - «новый» герой или трагическая личность?
«И весь портрет его вызывал неприятие…»
Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
Испытание любовью.
Одинок ли Базаров?
Автор и его герой.
«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
Слайд 9 Групповая работа по карточкам. Создание вступления.
Задание: в предложенном тексте
пропущены слова, целые словосочетания и предложения. Создать вариант вступления. Можно менять текст в целом.
1группа . Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
Слайд 102 группа. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева -
роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ - взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
Слайд 11 3группа. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый»
тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою - _______________ Базарову.
Слайд 13Работа над основной частью сочинения
Базаров - «новый» герой или трагическая личность?
Задание:
Найдите в данном наборе ошибки и запишите предложения, противоположные по смыслу исходным.
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
Слайд 16Индивидуальная работа (Раздать карточки). «Проверь свою
грамотность»
В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача – рецензировать предложенный материал, исправить допущенные ошибки.
Слайд 17
1. Впервые мы ___________ в
__________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
Слайд 18
3. И всё (таки) _________________ меняе (ться, тся) что связано
с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
Слайд 19 Работа над заключительной частью сочинения. «Клише»
Зачитывается только начало блочных
предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения.
Слайд 20- В мировой литературе существует понятие «вечного образа». Это …
Это герои,
которые не умирают, а живут в веках.
- К таким образам относятся…
Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева.
- В своей критической статье Писарев назвал Базарова…«…
«…человеком замечательно умным, равного которому нет».
Слайд 21- Базаров был нужен своему времени, потому что…
(воплотил в себе
черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
- Мне близок (не понятен) Базаров тем, что
- Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что
… (время его ещё не пришло).
- Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
Слайд 22- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что
____________
- Писарев назвал Базарова _________________________________________________
Слайд 24
СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»
Слайд 25
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей»
хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».
В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»
Слайд 26Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты»
(1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Слайд 27
М. А. Антонович «Асмодей4 нашего времени» (1862 г.).
В статье
«Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение.
Слайд 28Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время»
(1862) статьи «И. С. Тургенев. “Отцы и дети”». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».
Темы сочинений:
1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2) Русское дворянство в изображении Тургенева.
3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)
6) Отношение к женщинам героев романа.
7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
8) «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
9) Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).