Презентация, доклад на тему Урок литературы в 10 классе по теме Подготовка к сочинению по роману И.С. Тургенева Отцы и дети

Содержание

«Аукцион тем» (опрос домашнего задания). Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.  Ученики представляют

Слайд 1Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Автор:

Шевчук А.П.,
учитель МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»Автор: Шевчук А.П., учитель МБОУ «СОШ №1»г.

Слайд 2 «Аукцион тем»
(опрос домашнего задания).



 
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас,

что заинтересовало вас в романе Тургенева,
о чём бы вы хотели поразмышлять в своём
сочинении. Тема, сформулированная и
представленная вами, поможет понять это.

 


Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа - Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
«Аукцион тем» (опрос домашнего задания). Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева,

Слайд 3 Темы сочинений:
1. Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2. Русское

дворянство в изображении Тургенева.

3. В чем сила и художественная привлекательность Базарова?

4. Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?

5. «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов)

6. Отношение к женщинам героев романа.

7.«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.

8. Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).

Темы сочинений:1. Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».2. Русское дворянство в изображении Тургенева.3. В чем

Слайд 4Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или

трагическая личность ?»
Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность ?»

Слайд 5 План.
Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века

«нового» героя.

2. Базаров - «новый» герой или трагическая личность?

1). «И весь портрет его вызывал неприятие…»

2). Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

3). Испытание любовью.

4). Одинок ли Базаров?

5). Автор и его герой.

3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

I.Вступление

II.Основная часть

III. Заключение

План.Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя.2. Базаров - «новый» герой

Слайд 8


План.
Причины появления в обществе и литературе
2-ой половины 19 века «нового» героя.
2. Базаров - «новый» герой или трагическая личность?
«И весь портрет его вызывал неприятие…»
Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
Испытание любовью.
Одинок ли Базаров?
Автор и его герой.
«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
 

Слайд 9 Групповая работа по карточкам. Создание вступления.

Задание: в предложенном тексте

пропущены слова, целые словосочетания и предложения. Создать вариант вступления. Можно менять текст в целом.




1группа . Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
 

Групповая работа по карточкам. Создание вступления. Задание: в предложенном тексте пропущены слова, целые словосочетания и предложения.

Слайд 102 группа. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева -

роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ - взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
 
2 группа. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева - роман __________________. Со станиц романа ______________

Слайд 11 3группа. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый»

тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою - _______________ Базарову.
 
3группа. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от

Слайд 13Работа над основной частью сочинения
Базаров - «новый» герой или трагическая личность?

Работа над основной частью сочиненияБазаров - «новый» герой или трагическая личность?

Слайд 15







Работа в парах.

Задание:
Найдите в данном наборе ошибки и запишите предложения, противоположные по смыслу исходным.

Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
 
 
Работа в парах. Задание: Найдите в данном наборе ошибки и запишите предложения, противоположные

Слайд 16Индивидуальная работа (Раздать карточки). «Проверь свою

грамотность»

В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача – рецензировать предложенный материал, исправить допущенные ошибки.
Индивидуальная работа (Раздать карточки). «Проверь свою

Слайд 17

 
1. Впервые мы ___________ в

__________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.

 
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
 
     1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек

Слайд 18

3. И всё (таки) _________________ меняе (ться, тся) что связано

с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?

 
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
 
3. И всё (таки) _________________ меняе (ться, тся) что связано с _______________.Посмотрите как _________________ взгляды _________________

Слайд 19 Работа над заключительной частью сочинения. «Клише»
Зачитывается только начало блочных

предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения.  
Работа над заключительной частью сочинения. «Клише»Зачитывается только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой

Слайд 20- В мировой литературе существует понятие «вечного образа». Это …
Это герои,

которые не умирают, а живут в веках.

- К таким образам относятся…

Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева.

- В своей критической статье Писарев назвал Базарова…«…

«…человеком замечательно умным, равного которому нет».

- В мировой литературе существует понятие «вечного образа». Это …Это герои, которые не умирают, а живут в

Слайд 21- Базаров был нужен своему времени, потому что…
(воплотил в себе

черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

- Мне близок (не понятен) Базаров тем, что

- Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что

… (время его ещё не пришло).

- Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

- Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради

Слайд 22- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что

____________

- Писарев назвал Базарова _________________________________________________

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ____________- Писарев назвал Базарова _________________________________________________

Слайд 24 СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»

СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»

Слайд 25
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей»

хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».

В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»



И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и

Слайд 26Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты»

(1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое

Слайд 27
М. А. Антонович «Асмодей4 нашего времени» (1862 г.).
В статье

«Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей. В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров – карикатура, клевета на молодое поколение.


М. А. Антонович «Асмодей4 нашего времени» (1862 г.).В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о

Слайд 28Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время»

(1862) статьи «И. С. Тургенев. “Отцы и дети”». Статья посвящена разоблачению нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром. Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом широком и полном ее значении».
Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале «Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. “Отцы

Слайд 30

Темы сочинений:

1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2) Русское дворянство в изображении Тургенева.
3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)
6) Отношение к женщинам героев романа.
7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
8) «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
9) Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).

Темы сочинений:1) Смысл заглавия романа Тургенева

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть