Слайд 1Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.
Лермонтова
Слайд 2Викторина
1.Этот поэт в юности виртуозно играл на скрипке, рояле ,писал маслом
картины..
(Лермонтов)
2.Назовите годы жизни Лермонтова.
(1814-1841)
3.Этот поэт издал сборник своих прозаических произведений под именем И.П.Белкина.
( Пушкин)
4.В этом городе находилось учебное заведение, в котором обучался А.С. Пушкин
(Петербург).
5.Какая война произошла во время обучения Пушкина в Лицее?
(Отечественная война 1812 года, война с Наполеоном).
Слайд 3Викторина
6. Какой великий поэт присутствовал на экзамене в Царскосельском
лицее?
(Гавриил Романович Державин).
7. Откуда А.С. Пушкин взял сюжет своей баллады “Песнь о вещем Олеге?”
(Из Повести временных лет).
8.Кто из поэтов (единственный в литературе того времени ) воссоздал образ Ивана Грозного по народным песням?
(Лермонтов).
9. В каком учебном заведении с 12 лет обучался А.С. Пушкин?
(Царскосельский лицей).
10.В каком учебном заведении учился,но не закончил Лермонтов?
(Московский университет)
Слайд 4Задание: подбери к устаревшим словам современные синонимы
Бранное поле
Сеча
Отроки
Взор
Тризна
Секира
Трапеза
Кличет
Почивать
Уста
ДРУЖИНА
КРУЧИНА
Очи
Слайд 5Задание: подбери к устаревшим словам современные синонимы
Бранное поле-
поле битвы
Сеча- сражение ,бой
Отроки- юноши
Взор- взгляд
Тризна- похоронный обряд
Секира- боевой топорик
Трапеза- стол с пищею. обед, ужин.
Кличет- зовет
Почивать- спать ,отдыхать
Уста- губы
ДРУЖИНА – княжеское войско, приближенные князя.
КРУЧИНА – печаль, грусть, горе.
Очи- глаза
Слайд 6 Назови произведение
1.Пройдет стар человек - перекрестится,
Пройдет молодец- приосанится,
Пройдет девица - пригорюнится,
А пройдут гусляры - споют песенку.
(«Песнь про царя Ивана Васильевича»)
Слайд 7Назови произведение
«Он душу младую в объятиях нес
Для мира
печали и слез…»
( «Ангел»)
Слайд 8Назови произведение
«Рано утром пришел он в его переднюю и просил доложить
его высокоблагорородию, что старый солдат хочет с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог на колодке, объявил, что барин почивает…»
( «Станционный смотритель»)
Слайд 9Назови произведение
«Немного лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до
меня,
А прочее погибло безвозвратно…
Но близок день, лампада догорает-
Еще одно последнее сказанье…»
(«Борис Годунов»)
Слайд 10Назови произведение
«Прощай ,мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться
настало нам время;
Теперь отдыхай!
Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя…»
(«Песнь о вещем Олеге»)
Слайд 11Назови произведение
«Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой
со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся…»
(Медный всадник»)
Слайд 12Назови произведение
«Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам…»
(« Полтава»)
Слайд 13Узнай героя по описанию
«И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе…»
( князь Олег)
Слайд 14Узнай героя по описанию
«Как весело провел свою ты младость!
Ты
воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал…»
(Пимен)
Слайд 15Узнай героя по описанию
«Позади его стоят стольники,
Супротив его все
бояре да князья,
По бокам его все опричники…»
(Иван Грозный)
Слайд 16Узнай героя по описанию
«Вижу…самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого,
и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах»
( Самсон Вырин)
Слайд 17Узнай героя по описанию
«Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь-
А в груди его была дума крепкая…»
( Кирибеевич)
Слайд 18Узнай героя по описанию
«…а я от отроческих лет
По келиям
скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?»
( Григорий Отрепьев)
Слайд 19Узнай героя по описанию
«О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег…»
(Евгений)
Слайд 20Узнай героя по описанию
«И он промчался пред полками,
Могущ и
радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…»
( Петр 1)
Слайд 21Узнай героя по описанию
«Я скажу тебе, православный царь:
Я убил
его вольной волей ,
А за что про что- не скажу тебе…»
(Калашников)
Слайд 22Восстанови стихотворение
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум … полн,
И
вдаль глядел.
Пред ним широко
Река неслася; … чёлн
По ней стремился … .
По мшистым, … берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют … чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане … солнца,
Кругом шумел.
Слайд 23 «Медный всадник»
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль
глядел.
Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел…
Слайд 24Восстанови стихотворение
МОЛИТВА
В минуту жизни …
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву
…
Твержу я наизусть.
Есть сила …
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
… прелесть в них.
С души как … скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Слайд 25
МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я
наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
составьте синквейн,связанный с именем А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова.
Помните: СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Слайд 27Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно
существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное