Слайд 1Презентация
Стихотворный
размер
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация.
В силлабо - тоническом
стихосложении (русском) варьируется длина строки.
Слайд 5
Ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трёхстопного и т. д. ямбического
размера.
Характеристикой размера
являются также
наличие или отсутствие
цезуры и характер каталектики.
Слайд 7Каталектика - (от греч. katalektikos конечный), подраздел стиховедения: учение о клаузулах стиха,
особенно о случаях несовпадения конца стиха и конца стопы.
Слайд 8 ЦЕЗУ́РА - (от лат. - сечение, рубка, рассечение, разрез) – постоянный словораздел
в стихе, ритмически переламывающийся стих, делящийся на два полустишия или на три части.
Слайд 10Есть размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный
шестистопный ямб) или размеры с по - разному урегулированными каталектиками разными размерами.
Слайд 11Стихотворный размер - это ритмическая форма стихотворения. Он определяет чередование безударных и
ударных слогов, структуру стиха.
Слайд 13 Единица измерения стихотворного размера - стопа.
Слайд 16Что такое стопа в стихотворении? Это единица измерения стихотворного размера, состоящая
из нескольких слогов, один из которых ударный, остальные – безударные.
Чтобы понять каким размером пользовался автор, подсчитывают количество стоп в каждой строке, и соответственно называют стихотворение пяти-, шести, восьмистопным и т.д.
Слайд 19Стопа состоит из нескольких слогов:
один из них ударный, другие - безударные.
Слайд 21Двухсложные стопы состоят
из двух слогов.
Слайд 22Наиболее популярные двухсложные размеры - ямб и хорей.
Слайд 23Хорей - это двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый
слог стопы., т.е. на нечетный слог:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Слайд 24Трехстопный хорей:
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты. (М. Лермонтов)
Слайд 25Четырехстопный хорей:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин)
Слайд 27Пятистопный хорей:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит...
(М. Лермонтов).
Слайд 28Ямб - двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог
стопы. Еще говорят ,что ударение при ямбе падает на четные слоги.
Моро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный
Слайд 29Двухстопный ямб:
Играй, Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали... (А.Пушкин)
Слайд 31Четырехстопный ямб:
Двадцатый век. Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла... (А. Блок)
Слайд 33Шестистопный ямб:
К блестящим шалостям, как прежде,
не привязан,
Я правилам твоим последовать бы мог...
(Е. Баратынский)
дактиль,
амфибрахий
и анапест?
Слайд 37Самые распространенные трехсложные размеры - дактиль, амфибрахий и анапест.
Слайд 39
Дактиль - размер стиха, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м
слоге стопы, т.е. первый ударный и два последующих безударные. Использовать дактиль сложнее, чем двусложные размеры, поэтому строки дактиля редко превышают трех- или четырехстопную длину.
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
Слайд 42В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)
Слайд 44ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я
же, изгнАнники. (М.Ю.Лермонтов).
Слайд 47Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого сильный (ударный) слог с
двух сторон окружен слабыми (безударными). Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер.
Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях.
Слайд 48Типичный пример амфибрахия:
"Есть женщины в русских селеньях" Н.А.Некрасова
и
На севере диком стоит одиноко
На
голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (М.Ю. Лермонтов)
Слайд 50Анапест – стихотворный размер, как бы зеркально отражающий дактиль, то есть из
трех слогов его стопы первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог.
Поэты серебряного века часто использовали анапест.
О, весна́ без конца́ и без кра́ю.
Слайд 52У А. Блока:
"Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
Приветствую звоном щита!"
и
"Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о
гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть. "
Слайд 53Как определить стихотворный размер
Посчитайте количество слогов в строке. Для этого подчеркните
все гласные буквы: сколько гласных - столько и слогов.
Прочтите строку вслух и расставьте ударения:
Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.
Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.
Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.
Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.
Определить размер
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,
Он Уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думАть не мо́г
А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»
Слайд 57 Определить размер
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́
заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
А.С. Пушкин
«Зимний вечер»
Слайд 58Определить размер
Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т.
Н.А. Некрасов
«Железная дорога»
Слайд 59
Определить размер
Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях
С споко́йною ва́жностью ли́ц,
С краси́вою си́лой
в движе́ньях,
С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.
Н. Некрасов
Слайд 60
Определить размер
Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов
свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.
Александр Блок
«К Музе»
названия
стихотворных размеров?
Слайд 62Ямб и хорей запоминаем от противного.
В слове «я́мб»
ударение ставится на первый слог.
В слове «хоре́й» - на второй.
Запомните,
что в самих размерах всё наоборот:
в ямбе под ударением будет второй слог,
а хорее - первый.
Слайд 64Чтобы запомнить пять стилей, выучите ударения в пяти вариантах мужского имени
Иван:
Ива́н - ямб
Ва́ня - хорей
Ва́нечка - дактиль
Ваню́ша - амфибрахий
Иоа́нн – анапест
Слайд 67
Выучите стихотворение В. В. Онуфриева о трехсложных размерах.
Во́все не сло́жные [дактиль]
Разме́ры трёхсло́жные, [амфибрахий]
Всё
зави́сит от си́льных в них ме́ст. [анапест]
Да́ктиль - он пе́рвый, [дактиль]
Второ́й - амфибра́хий, [амфибрахий]
Ну а тре́тий уже анапе́ст! [анапест]
Слайд 71
Какие еще
бывают
стихотворные размеры?
Слайд 72Существует и множество других стихотворных размеров.
Например, односложный брахиколон.
Брахиколон — однодольный
размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Слов в строке может быть несколько.
Свет, тень.
Ночь, день.
Звук, шаг.
То, маг.
Слайд 75Существуют
двусложные дибрахий и спондей.
Слайд 78Логаэд
Все стихотворные размеры, приведённые выше, основаны на
последовательности нескольких стоп одного типа.
В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:
Сего́дня дурно́й де́нь:
__ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
Кузне́чиков хо́р спи́т,
__ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
И су́мрачных ска́л се́нь —
__ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
Мрачне́й гробовы́х пли́т.
__ ∩́ / __ __ ∩́ / ∩́
О. Мандельштам
Слайд 82Существуют
трехсложные трибрахий, бакхий etc.