Слайд 1Презентация
Пейзажная лирика
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 4Пейзаж (от франц. «местность, страна») — это картина природы, в искусстве
созданная художественными средствами.
Слайд 6Пейзаж (французское paysage, от pays - страна, местность) - жанр или
отдельное произведение, в котором основным предметом изображения
является природа.
Слайд 8Как самостоятельный жанр пейзаж появился в эпоху Возрождения, в первую очередь
в бургундских и нидерландских миниатюрах XIV-XV веков.
Слайд 10Пейзаж - жанр, посвящённый изображению естественной или изменённой человеком природы.
Слайд 12Пейзаж ,как самостоятельный жанр, выделился в европейском искусстве в XVII веке, но в
китайском искусстве ещё в VII веке (в эпоху Тан) достиг исключительной одухотворённости и поэтичности.
Слайд 15 В эпическом и лиро - эпическом произведениях используются изобразительные возможности
литературы, природа описывается, в повествовании о ней важны характеристики времени года, местного колорита.
Слайд 18Так, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображена русская
природа.
Слайд 19
Вот - «Стоял ноябрь уж у двора» (гл. 4) :
Уж небо
осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Слайд 23Вот «Снег выпал только в январе/На третье в ночь...» (гл. 5):
Слайд 24Вот «В воздухе нагретом/Уж разрешалася зима» и «грязно тает/На улицах разрытый
снег» (гл. 8):
Слайд 25Вот северное лето — «карикатуре южных зим» (гл. 4), но все
же пленяющему теплом и цветеньем куртин (от франц. «клумба, группа деревьев»), лугов, сада, леса (гл. 3):
Слайд 28В лирике внимание уделяется не описанию природных явлений, а выражению настроений,
которым они соответствуют или противоречат.
Слайд 29Красота, разнообразие, свобода, гармоничность природы — черты, трогающие чуткого к эстетическим
впечатлениям художника, который наполняет образный мир своего стихотворения их отблесками.
Слайд 30В природе лирический герой находит отзыв своим идеальным стремлениям, неприемлемым в
обществе, и поэтому у представителей романтизма они являются антитезой.
Слайд 32Пейзажная лирика - это отображение словами того, что поэт видит вокруг
себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом.
Слайд 34Пейзажная лирика - это отражение состояния лирического героя при виде родных
уголков природы.
Слайд 36Пейзажная лирика — это объединение стихотворений, написанных на одну тему, но
в ее раскрытии не выстраивается преемственных связей, восприятие природы индивидуально, в нем проявляется своеобразие мироощущения.
Слайд 38Пейзажная лирика - это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.
Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы.
Слайд 40Пейзажная лирика - это жанр, нашедший своё воплощение во многих видах
искусства, но наиболее ярко он проявлен в живописи, литературе и музыке.
Слайд 42Пейзажная лирика - это описание того, что человек видит вокруг себя. Бездонное
небо, шепот ветра, тихий шелест листы или умиротворение падающего снега – все это нашло отражение в стихах великих поэтов.
Слайд 43
Такие поэты, как Афанасий Фет, Фёдор Тютчев, Александр Пушкин, Сергей Есенин,
Алексей Кольцов, - авторы стихотворений,
явившихся настолько замечательным поэтическим претворением их переживаний, связанных с природой, что композиторы, используя их
тексты, нередко создавали шедевры.
Слайд 46Пейзажная лирика - это соединение литературного рода (лирики) и жанра изобразительного
искусства (пейзажа).
Слайд 47Поэзия или лирика, изображающая картины природы, называется пейзажной и является жанром
лирики во многих видах искусства.
Слайд 48Пейзажная лирика имеет различное художественное значение в зависимости от направления и
стиля автора.
Слайд 49Природа в стихах отражает состояние лирического героя.
Она то спокойна, то радостна,
а иногда наполнена грустью и переживаниями.
Природа сама является олицетворением человеческой души, сквозь призму которой читать переживает различные жизненные ситуации.
Слайд 51Пейзаж в стихах всегда прекрасен, ведь ритм и рифма позволяют с
глубочайшей точностью воссоздать не только картины, но и звуки окружающего нас мира.
Слайд 52 Природа не отделима от человека, ведь она создала его. Человеку
же дано слово, чтобы описать всю ее красоту.
Слайд 53Стихотворения на тему природы дошли до нас с самых древних времен. Неслучайно
многие авторы выбрали пейзажную лирику в качестве своей основной темы, ведь природа содержит в себе всю гамму переполняющих человека эмоций.
Зари багряной полоса
Объемлет ярко небеса.
Блеснули долы, холмы, нивы,
Вершины рощ и волны рек,
Раздался утра шум игривый,
И пробудился человек.
А.С. Пушкин
Слайд 57Поэт – пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает
у читателя трепетные чувства.
Слайд 58Впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в XVIII веке в
эпоху сентиментализма.
Слайд 60Лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному
миру.
Слайд 63
Картины природы у сентименталистов были идиллическими и подавались в элегических
тонах воспоминаний о прошлом.
Сентиментализм в литературе - Джеймс Томпсон, Аббат Прево, Николай Карамзин.
Слайд 66
В противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиковпредстает бушующей, могучей и мрачной.
Пейзажная лирика эпохи романтизма служила средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности.
Слайд 70Картины природы в романтизме соответствовали лирическому герою того времени: меланхолично -
мечтательному или, наоборот, мятущемуся и бунтующему.
Слайд 71Формы присутствия пейзажей в лирике разнообразны: от мифологического воплощения сил природы
до олицетворений или отождествлений их с человеком.
Слайд 72В пейзажной лирике принято использовать прием «психологического параллелизма», когда происходит внутреннее
или внешнее сопоставление состояния лирического героя с состоянием окружающей его среды, что
подчеркивает гармонию или дисгармонию в отношениях человека и окружающего его мира.
Слайд 74
Иногда изображение природы в пейзажной лирике имеет символическое значение, как в
стихотворении Михаила Лермонтова «Утес», в котором речь идет о невозможности двух сердец быть вместе, а в образах утеса и тучки изображаются разлученные возлюбленные.
Слайд 76В пейзажной лирике разных стран можно выделить «местные» и «экзотические» описания
природы.
Слайд 77Характерные для России лес, река, поле, березы являются «местным» пейзажем. Это
- стихотворения Александра Пушкина «Деревня», «Зимнее утро».
Слайд 81«Экзотические» пейзажи - описания пустынь, гор, морей.
Слайд 85Для европейской литературы XX - XXI веков характерна среди прочих «урбанистическая»
пейзажная лирика с описанием всевозможных
технических новшеств.
Пример - стихотворение Владимира Маяковского «Адище города».
Слайд 87Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда
природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение.
Слайд 88
Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие
красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации.
Слайд 90Основной мотив пейзажной лирики - описание времен года.
Больше всего встречается
стихотворений о весне.
Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь.
Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна – с утром, рождением и молодостью; лето - с днем, юностью; осень – с вечером, зрелостью, старостью; зима - с ночью и смертью.
Слайд 93Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине.
Еще древнерусские
былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов,
олицетворяющих родную землю.
В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.
Слайд 95Пейзажная лирика тесно связана с любовными
переживаниями.
Романтическому герою присуще доверять
свои тайны природе.
Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки.
Наиболее распространенным любовным символом является соловей.
Слайд 97
Пейзажная картина в лирическом монологе всегда имеет выразительную цель, в связи
с чем надо пытаться не только воспроизвести детали изображения, но понять, что за настроение побуждает лирического героя вглядываться в природу.
Слайд 101
Пейзаж, обрисованный тонким ценителем красоты, важен и сам по себе, однако
акцентирование в нем определенных особенностей служит художественной цели, раскрыть которую значит найти ключ к тайне авторского мировоззрения.