Слайд 1Презентация
Метафора как средство художественной выразительности
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 6Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности
на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Слайд 10Метафора – это литературный прием, который позволяет сделать текст более ярким
и эмоциональным. Заключается он в том, что переносит свойства одного предмета или действия на другой.
Слайд 13Руки не могут быть сделаны из золота, сердце гореть, а нервы
не из стали. Все эти определения используются в переносном смысле, и мы прекрасно понимаем, о чем говорят эти примеры:
золотые руки – все, что ими делается, получается хорошо, а значит, ценно;
пламенное сердце – умеющее любить, переживать сильные эмоции;
стальные нервы – спокойствие и рассудительность даже в экстремальных условиях.
Слайд 17Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь
почти 2,5 тысячи лет назад.
Слайд 19Определение метафоры звучало по Аристотелю несколько тяжеловато, все - таки автор
– философ:
«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род».
Слайд 24
«Выткался на озере алый цвет зари… »
(С. Есенин).
Понятно, что никакой цвет не может
«выткаться»,
здесь это синоним
слова «отразился».
Но звучит более красиво.
Слайд 25
«Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя…»
(К. Бальмонт).
Понятно, что огонь и вода – это две противоположные стихии,
но здесь их соединили
в оксюмороне,
и получилось более
поэтично,
нежели вместо «пожар»
стояло бы слово «всплески».
Слайд 27
«Гуляет ветреный кистень по золотому войску нив…»
(В. Хлебников).
Здесь сразу две метафоры – ветер напоминает кистень
(разновидность ножей),
видимо, такой же
безжалостный, а колосья
заменены на «золотое войско»,
так как их много и стоят все друг за другом.
Слайд 28« В лесу родилась елочка,
в лесу она росла».
Естественно, никакая елочка не может «родиться», ведь деревья произрастают из семян.
Слайд 29
Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе.
Метафора
основывается на сходстве предметов или явлений в самых различных чертах.
Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.
Слайд 33
Мета́фора (от др. - греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение»)
— слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким - либо другим на основании их общего признака.
Слайд 37
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений
в чем-то:
озеро как зеркало — зеркало озера;
руки как золото — золотые руки;
волосы как серебро — серебряные волосы.
Слайд 41Метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и
временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Слайд 43В отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Слайд 47В основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по
форме и расположению в пространстве:
часть лица человека, морды животного;
клюв птицы;
выступающая часть чайника, кувшина;
передняя часть ступни, обуви и чулка;
передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
Слайд 50На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла,
лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Слайд 52Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей
в переносном смысле:
баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Слайд 54Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
безмолвная женщина — безмолвная улица;
деликатный человек — деликатный вопрос;
бойкий мальчик — бойкий спор;
мудрый старик — мудрое решение;
любопытная соседка — любопытный вопрос.
Слайд 56Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан
с их сходством:
Слайд 60
подобие формы:
дамская шляпка — шляпка гвоздя,
копна сена — копна
волос;
цветовая близость:
янтарные бусы — янтарный блеск;
золотое кольцо — золотая листва.
Слайд 62общность функции:
дворники расчистили снег — автомобильные дворники;
горит свеча —
горит лампочка;
сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
похожесть в расположении:
подошва обуви — подошва горы.
Слайд 66Разновидности метафор
в примерах
Слайд 69Все метафоры принято делить на несколько видов:
Слайд 70Резкая метафора.
Это самый распространенный и самый яркий вид. Это все
лишь два слова (простая метафора), которые абсолютно противоположные друг друга:
«крылья огня»,
«цветок луны»,
«взрыв эмоций».
Слайд 72Стертая метафора.
Это метафора
(простая метафора),
которая настолько прочно уже вошла
в лексикон, что мы употребляем ее не задумываясь:
«лес рук»,
«жизнь как мед»,
«золотые руки».
Слайд 76
Метафора - формула.
Это еще более простой вид стертой метафоры
(простая
метафора).
Это некие конструкции, которые не могут разделяться на составляющие и перефразироваться:
«ножка стула»,
«носок ботинка»,
«чаша бытия».
Слайд 79Метафора - преувеличение.
Метафора (простая метафора), с помощью которой намеренно увеличивается
масштаб происходящего:
«я тебе уже сто раз говорил»,
«миллионы человек не могут ошибаться»,
«весь класс упал со смеху».
Слайд 83
Простые метафоры небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле
употребляется только одно слово.
Но есть и развернутые метафоры. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить в поэзии.
Слайд 90 Вот стихотворение С. Есенина:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально
пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Слайд 98Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже
не осознавая этого.
Слайд 100Часто приписывают людям качества
различных животных:
Когда мы говорим о человеке, что он
как «лев», то мы имеем в виду его смелость.
А когда вспоминаем «медведя», то тут, скорее всего, идет речь о габаритах.
Ну, а «осел», «баран» и даже «курица» очень ярко характеризуют глупость.
Слайд 102
Очень много метафор в знакомых всем поговорках:
«в тихом омуте черти водятся»
«в каждой
бочке затычка»
«моя хата с краю».
Даже жаргон частенько не обходится без метафор:
«дать по тыкве».
Слайд 104Ученые доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который
в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.
Слайд 108Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. У С. Есенина практически
каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемов.
Черемуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит.
Зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.
Слайд 111
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький
серебряный ручей.
Вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра.
Да и «бежать» вода не может.
Метафора означает, что ручей течет очень быстро.
Слайд 114Метафора в кино
Создатели фильмов любят
использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей:
Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
Грязные танцы – что-то в кино будет на грани фола;
Человек дождя – герой не от мира сего.
Слайд 119
«И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою
прощальной».
А.С.Пушкин
« Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна».
М.Ю. Лермонтов
Слайд 121
«Пора золотая была, да сокрылась».
А.Кольцов
«Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать».
Э. Рязанов
Слайд 123
«Луна будет улыбаться весь вечер».
А. Чехов
«Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце». Н. Гоголь
Слайд 125
«И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие
птицы газет».
Р. Рождественский
«Прапорщики воткнулись глазами в царя».
А. Толстой