Слайд 1Презентация
Градация как средство художественной выразительности
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 3В литературе нередко встречается перечисление частей речи, при котором каждая последующая
создает более сильный эффект.
Последовательность, в которой обнаруживается обратный процесс, встречается реже.
Но, как в первом, так и во втором случае, это явление есть не что иное, как градация.
Пример этого литературного приема можно встретить и в прозе, и в поэзии.
Слайд 6 Литературная речь чрезвычайно многообразна, но в целом представляет собой организованную
систему.
Художественные образы присутствуют в стихах и новеллах, но неуместны в публицистической прозе.
Журналистскому стилю присущ акцент на смысловую нагрузку, поэтическому – на эмоциональную.
Слайд 11Под градацией можно понимать различные языковые феномены.
Однако чаще этот термин
применяется по отношению к стилистическим фигурам, которые, представляя собой ряд однородных слов или выражений, постепенно нагнетают, наращивают или, напротив, понижают и заглушают эмоциональную значимость.
Слайд 15Художественному произведению, которое основано на рассуждениях автора или его персонажей, свойственны
изобразительные формы, состоящие из мыслей, расположенных в порядке их важности. На этом литературном приеме, например, базируется речь булгаковского Воланда, когда он, излагая своему собеседнику теорию о неспособности человека управлять собственной судьбой, начинает словом «смертен», а заканчивает словосочетанием «внезапно смертен»:
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»
Слайд 18
Градация является одним из художественных средств создания образной речи.
Это стилистический прием
(фигура) с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим.
Слайд 21В произведениях В. Высоцкого наряду с лексическими повторами можно обнаружить разнообразные
художественные формы. Однородные глаголы в стихотворении «Прерванный полет» не следуют друг за другом, но все же это типичная поэтическая градация:
...Он не добрался и не до –
Не добежал, бегун, беглец, беглец,
Не долетел, не доскакал...
Слайд 25Латинское слово gradatio переводится как «постепенное повышение».
Этот лингвистический термин обозначает фигуру
поэтической речи, в которой используются синтаксические повторы и такое расположение слов и выражений, что происходит нарастание смысловой значимости предшествующего слова или нисхождение смысла выражения.
Слайд 28 Термин градация произошёл от латинского слова gradatio, в переводе это
значит постепенное возвышение.
Слайд 30Градацией в литературе называют такую стилистическую фигуру, которая заключается в ослаблении
либо наоборот, усилении какого-нибудь признака или действия.
Слайд 33 Градация представляет собой стилистический прием: слова стоят в таком порядке,
который усиливает (или, наоборот, ослабляет) сказанное.
Слайд 34Вот у Зинаиды Гиппиус:
Ни слов, ни слёз, ни вздоха – ничего
Земля и люди недостойны.
Слайд 36Градация – это когда процесс разделяется на определённые стадии или этапы.
Различаются в литературе как восходящие, так и нисходящие градации.
Слайд 38
Градация - это стилистическая фигура речи, которая располагает слова или
отрезки предложения в таком порядке, что каждое следующее слов (отрезок предложения) усиливает либо уменьшает эмоционально-экспрессивное или смысловое значение.
- восходящая,
- нисходящая.
Слайд 43
Восходящая, или прямая, градация называется климаксом - перечисление по возрастающей:
И рифмы
в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге , Минута – и стихи свободно потекут.
А С. Пушкин
Слайд 45У А. А. Блока:
Но чернеют пламенные дали —
Не уйти, не встать и не вздохнуть (климакс).
Слайд 47
Градацией в литературе называется такая фигура письменной речи, которая стоит в
предложении таким образом, что каждая следующая часть предложения, несет в себе более сильную эмоциональную окраску, чем все предыдущие части предложения или стихотворной строфы.
Слайд 50Яркий пример восходящей градации можно назвать красивые и поэтичные строки из
знаменитого стихотворения Сергея Есенина:
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Слайд 52Вид убывающей градации называется антиклимаксом - перечисление по убывающей.
Слайд 53Чаще писатели используют
прямую градацию.
Слайд 54У Андрея Белого:
Все грани чувств, все грани правды стерты:
В мирах, в годах, в часах (антиклимакс).
Слайд 55Климакс или антиклимакс – это группа семантических единиц, которые могут быть
существительными, глаголами или любыми другими частями речи.
Слайд 56 Для усиления эффекта используются как отдельные слова, так и фразы.
В стихотворении Г. Лорки «Пустыня» присутствует антиклимакс, состоящий из синонимичных безличных глаголов:
«умолкло, заглохло, остыло, иссякло».
Слайд 57 Фразы или предложения могут также передавать эмоциональное нарастание. Достигнуть этого
невозможно без такой стилистической фигуры, как градация.
Слайд 59 Пример подобного описательного приема присутствует в стихотворении М. Цветаевой «Мне
нравится, что вы больны не мной». Здесь на нем строится вся поэтическая композиция третьего восьмистишья:
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не - гулянья под луной,
За солнце не у нас на головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.
Слайд 61
У Е. Евтушенко в стихотворении «Дай Бог» используется множество приемов, в
том числе и градация. В нем составляющими элементами являются существительные. И элементами здесь становятся не отдельные слова, а пары, создающие друг с другом антитезу (противопоставление):
«ни жертвой – ни палачом, ни барином – ни попрошайкой».
Слайд 63Наглядный пример нисходящей градации демонстрируется из стихотворения
О. Г. Бергольц:
Присягаю ленинградским
ранам,
Первым разорённым очагам;
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Слайд 64
Ярким примером восходящей градации могут служить строки из известной
«Сказки о
золотой рыбке» А.С. Пушкина:
«Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой;
Не хочу быть столбовой дворянкой,
А хочу быть вольной царицей;
Не хочу быть вольной царицей,
А хочу быть владычицей морскою».
Слайд 66Повышение экспрессивности высказывания, усиление выразительности с помощью климакса наблюдается в строках
А.П. Чехова:
«Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, унитожить, раздавить».
Слайд 68 Экспрессией усиления смысла высказывания обладают вот эти строки поэта В.
Луговского:
«Песня о ветре,
О ветре, обутом в солдатские гетры,
О гетрах, идущих дорогой войны».
Слайд 69Градация может быть принципом композиции целого стихотворения. Это строфическая градация с анафорой.
Слайд 71 Вот стихотворение Ф. И. Тютчева потрясающе демонстрирует градацию восходящую, как
принцип построения целого стихотворения:
Восток белел. Ладья катилась,
Ветрило весело звучало, —
Как опрокинутое небо,
Под нами море трепетало...
Восток алел. Она молилась,
С чела откинув покрывало, —
Дышала на устах молитва,
Во взорах небо ликовало...
Восток вспылал. Она склонилась,
Блестящая поникла выя, —
И по младенческим ланитам
Струились капли огневые...
Слайд 74А это стихотворение А.Фета полностью построено на градации, то есть постепенном
усилении значения.
Я пришел к тебе с приветом...
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Слайд 76Мастерски владевший словом Маяковский, использовал градацию довольно часто в своих произведениях,
создавая эффект нагнетания ситуации или неминуемости происходящего:
«И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и окурок не смогу над виском нажать».
Слайд 77Нисходящая градация с ослаблением концентрации изобразительных средств прослеживается в строках В. Маяковского:
«Взорвали,
взрыли,
смыли,
смели».
Слайд 78У Маяковского градация усиливается особым ритмическим строением его произведений,
лексическими
ударениями,
недаром он сам
называл себя "площадной сутенер".
Слайд 79
Вот пример использования стилистической фигуры — градации - в творчестве
В.
Маяковского:
«Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!»
Слайд 81А. С. Пушкин:
И где ж Мазепа? где злодей?
Куда бежал Иуда в
страхе?
Слайд 82М. Ю. Лермонтов использует антиклимакс в этих строках:
«Ему обещает полмира,
а Францию только себе».
Слайд 83 Поэт А. Белый создает выразительный поэтический образ с помощью нисходящей
градации:
«Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах».
Слайд 84 Антиклимакс в творчестве известной поэтессы Марины Цветаевой:
«Настанет день —
печальный, говорят! —
Отцарствуют, отплачут, отгорят…»
Слайд 86Впечатление градации усиливается особым
ритмико - синтаксическим строением, часто — анафорой.
Вот как у К. Бальмонта:
«Люблю тебя капризною мечтой,
Люблю тебя всей силою души,
Люблю тебя всей кровью молодой,
Люблю тебя, люблю тебя, спеши!»
Слайд 88Иногда средние члены градации по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление градации , которое в этом случае более явственно при декламации.
Например, у Тютчева:
«...Люблю сие, незримо
Во всем разлитое, таинственное зло —
В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах, и в самом небе Рима».
Слайд 90Поэзия и художественная литература не могут существовать без литературных образов. Наряду
с метафорой, сравнением, эпитетом и другими художественными приемами, климакс и антиклимакс позволяют автору выразить в полной мере не только чувства своих героев, но и мельчайшие эмоциональные оттенки, присутствие которых и отличает художественный стиль от публицистического.
Слайд 92Градация используется для экспрессии, для создания образа, для полноты передачи чувств,
эмоций.