Презентация, доклад на тему Цветовая гамма в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова Демон и иллюстрациях Михаила Александровича Врубеля

Содержание

Цветовые образы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» и в картинах М.А.Врубеля Объект исследования:

Слайд 1Цветовая гамма в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» и иллюстрациях Михаила

Александровича Врубеля
Цветовая гамма в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» и иллюстрациях Михаила Александровича Врубеля

Слайд 2 Цветовые образы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» и в картинах М.А.Врубеля


Объект исследования:

Цветовые образы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» и в картинах М.А.Врубеля Объект исследования:

Слайд 3 Цветовая палитра, наполняющая исследуемые произведения.
Предмет исследования:

Цветовая палитра, наполняющая исследуемые произведения.Предмет исследования:

Слайд 4 Цветовая палитра влияет на характер и поведение героев в поэме

«Демон» и иллюстрациях ( «Демон сидящий», «Демон поверженный»).

Гипотеза:

Цветовая палитра влияет на характер и поведение героев в поэме «Демон» и иллюстрациях ( «Демон сидящий»,

Слайд 5 Проверить, связана ли цветовая гамма окружающего мира с настроением, чувствами

и действиями героев художественных произведений.

Цель:

Проверить, связана ли цветовая гамма окружающего мира с настроением, чувствами и действиями героев художественных произведений.Цель:

Слайд 6Понять смысловое наполнение цветовых образов в произведениях М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля.
Определить роль

цветовой гаммы в раскрытии образа Демона в произведениях М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля .
Показать влияние цветовой палитры на мотив поведения и действия героев, их мировосприятия, чувства и настроения.

Задачи:

Понять смысловое наполнение цветовых образов в произведениях М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля.Определить роль цветовой гаммы в раскрытии образа Демона

Слайд 7 Цветопись широко используется в русской классической литературе. Художественные цветовые образы

в поэзии Лермонтова передают настроение и чувства героя, его отношение к миру

Введение:

Цветопись широко используется в русской классической литературе. Художественные цветовые образы в поэзии Лермонтова передают настроение и

Слайд 8 Над поэмой «Демон» Лермонтов работал больше десяти лет(1829-1839).

Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. В ту пору он задумал поэму о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: в новом варианте демон влюбляется в монахиню и губит ее из ненависти к ангелу-хранителю.

История создания поэмы «Демон»:

Над поэмой «Демон» Лермонтов работал больше десяти лет(1829-1839). Он начал писать эту поэму еще

Слайд 9Михаил Юрьевич описывает прекрасные пейзажи Кавказа:
«И над вершинами Кавказа Изгнанник рая пролетал: Под

ним Казбек, как грань алмаза, Снегами вечными сиял».
Демона же он, наоборот, описывает мрачным, унылым, потерянным:
«Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой».

Цветовые различия в описании пейзажа и Демона:

Михаил Юрьевич описывает прекрасные пейзажи Кавказа:«И над вершинами Кавказа Изгнанник рая пролетал: Под ним Казбек, как грань

Слайд 10Для него небеса – «грань алмаза», а все, что на земле,

– чернота. Такой контраст предсказывает дальнейший ход событий поэмы: изгнанный Демон, низвергнутый с небес, тоже «почернеет», в его душе поселится смятение.
Черный цвет в психологии – цвет ночи и смерти (погибает жених Тамары и сама девушка), цвет колдовских сил, цвет незаконных действий, цвет отверженности и изгнания. Черный часто «ассоциируется со страхом, гневом и депрессией, подталкивает к конфронтации и нарушению запретов

Цветопись в поэме «Демон»

Для него небеса – «грань алмаза», а все, что на земле, – чернота. Такой контраст предсказывает дальнейший

Слайд 11Цветопись в поэме «Демон»
Сначала Демон, еще помнящий «жилище света», опускается с

небес в серую атмосферу скал и башен гудаловского замка. Серый – хотя и темный цвет, холодный, но не черный. Серый отражает все цвета, и в нем не доминируют ни один из них. Поэтому герой может выбрать свет рая, «золотые облака» в «лазурной высоте», а может – ночь и мрак.

Цветопись в поэме «Демон»Сначала Демон, еще помнящий «жилище света», опускается с небес в серую атмосферу скал и

Слайд 12Цветопись в поэме «Демон»
Очень поэтично описание жилища Гудала: «седой» замок, «с

ложащимися тенями», с протекающей внизу рекой. Сочетание цветов в описании подчеркивает неожиданный, непредсказуемый поворот событий в судьбе героев: синий и серый дают ощущение нейтральности, холодности; синий и черный – удаленности, темноты; синий и белый – чистоты.
Цветопись в поэме «Демон»Очень поэтично описание жилища Гудала: «седой» замок, «с ложащимися тенями», с протекающей внизу рекой.

Слайд 13Цветопись в поэме «Демон»
Описание природы Грузии наполнено насыщенным цветом: яркие чинары

и плющ (зеленый), звонко-бегущие ручьи (прозрачно-голубой), разноцветные камни. Обычно зеленый воспринимается как свежий, влажный и успокаивающий цвет Природы. Зеленый – также цвет безопасности и покоя, но герою не интересны цветущие долины, следовательно, он не ищет безмятежности, он готов действовать. Голубой создает ощущение дали, глубины, как бы подчеркивая, что Демону чуждо земное счастье.

Цветопись в поэме «Демон»Описание природы Грузии наполнено насыщенным цветом: яркие чинары и плющ (зеленый), звонко-бегущие ручьи (прозрачно-голубой),

Слайд 14Цвет загадки, неизвестности – черный. Значит, все-таки в Демоне преобладают темные

силы. Как это ни странно, он манит своей красотой и завораживает героиню. Демон, наполненный светлыми мечтами, еще не понимает, что погубит девушку.
Тамара, пытаясь избежать греха, уходит в монастырь, где ее «примет сумрачная келья, как гроб». Меняет «белую чадру» на «монашеские одежды». В данном случае, героиня ищет защиты под покровом черного цвета, который, по сути своей, – цвет демонизма, так как даже в стенах монастыря «злой дух» продолжает искушать девушку.

Цветопись в поэме «Демон»

Цвет загадки, неизвестности – черный. Значит, все-таки в Демоне преобладают темные силы. Как это ни странно, он

Слайд 15Выбор цветовой гаммы в поэме «Демон» не случаен. В основе логики

выбора того или иного цвета, несомненно, лежит авторское восприятие душевного состояния героя и окружающей его действительности. Это позволяет говорить о своеобразной психологии цвета, тем более что глубокий психологизм – ведущая черта творчества М. Ю. Лермонтова. Именно цветовая гамма позволяет подчеркнуть его уникальный психологический стиль – предельную сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах внутреннего мира героев.

Цветопись в поэме «Демон»

Выбор цветовой гаммы в поэме «Демон» не случаен. В основе логики выбора того или иного цвета, несомненно,

Слайд 16В 1890 году художник создал свое самое значительное произведение – «Демон

сидящий», открывшее главную тему его творчества.

О творчестве Врубеля над образом Демона:

В 1890 году художник создал свое самое значительное произведение – «Демон сидящий», открывшее главную тему его творчества.О

Слайд 17На протяжении всей жизни он неоднократно обращался к теме Демона и

в рисунке, и в скульптуре, и в живописи. «Демона не понимают, — писал художник, — путают с чертом и дьяволом… «демон» — значит «душа» и олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревавших его страстей… »

В отличие от традиционного воплощения Демона как некоего злобного и коварного существа герой Врубеля – глубоко трагическая фигура.

На протяжении всей жизни он неоднократно обращался к теме Демона и в рисунке, и в скульптуре, и

Слайд 18В письме Врубеля к сестре мы читаем: «Вот уже с месяц

я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу со временем, а «демоническое» —полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий».

«Демон сидящий»

В письме Врубеля к сестре мы читаем: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не

Слайд 19«Демон поверженный».
Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый

— все излюбленные цвета Врубеля — образуют здесь феерическое зрелище.
Фигура поверженного демона распластана в горном ущелье. Это уже не мощный атлет, а резко деформированное в пропорциях болезненно-хрупкое существо.


«Демон поверженный».   Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый — все излюбленные цвета Врубеля — образуют

Слайд 20 Поверженный демон со

скованными руками лежит павший среди огромных павлиньих крыльев, которые своими голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор. Из огромного узорного панно выделяются своим гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. Сходный образ можно заметить у Врубеля и во многих других его произведениях.

«Демон поверженный»

Поверженный демон со скованными руками лежит павший среди огромных

Слайд 21У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и

свободы». У Врубеля он не царственен — в нем больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Это сказалось в иллюстрациях к поэме Лермонтова.
У Лермонтова Демон – гордый бунтарь-индивидуалист, противопоставленный всему существующему, а у Врубеля «Демон поверженный» — сломленный, слабый, безумный.

Вывод:

У Лермонтова Демон, хотя и страдающий, все же «царь познанья и свободы». У Врубеля он не царственен

Слайд 22Палитра- фиксированный набор цветов и оттенков.

Цветопись- передача цвета, языком художественного произведения.

Гамма-это

используемый в цветовой композиции ряд цветов,образующий гармоничное сочетание определенного типа.

Словарь терминов

Палитра- фиксированный набор цветов и оттенков.Цветопись- передача цвета, языком художественного произведения.Гамма-это используемый в цветовой композиции ряд цветов,образующий

Слайд 231 Ключевский В.О. Грусть// Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1991,

стр. 428
2 Коган Д.З. М.А. Врубель (1856-1910). М., 1979, стр. 89.
3 Там же, стр.90.
4 Иванова Т.А. Посмертная судьба поэта (о Лермонтове, о его друзьях подлинных и друзьях мнимых, о тексте поэмы «Демон»). М., 1967, стр. 132
5 Лермонтов М. Ю. Избранные сочинения. – М.: Изд-во «Художественная литература», 1987. Ч. I, I. Стр. 295.
6 Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. Стр. 39–42.
7https://bibliofond.ru/view.aspx

Список литературы:

1 Ключевский В.О. Грусть// Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1991, стр. 4282 Коган Д.З. М.А. Врубель (1856-1910).

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть