Слайд 2 Все признали в Островском замечательный талант, и вследствие того всем критикам
хотелось увидеть в нем поборника и проводника тех убеждений, которыми сами они были проникнуты.
Н. А. Добролюбов
Слайд 3Специфика драмы
Драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящем времени,
перед глазами читателя или зрителя.
В. Г. Белинский
Специфические черты драмы - отсутствие повествователя и резкое ослабление описательного элемента.
Основа драмы — зримое действие.
Важнейшие способы раскрытия мысли автора - высказывания героев и расположение, соотношение частей. По отношению к ним другие способы выражения авторской позиции (перечень действующих лиц, ремарки, указания для постановщиков и актеров) играют подчиненную роль.
Конфликт - важнейшая содержательная ой категория. Выбор конфликтов и выстраивание их в систему во многом определяют своеобразие позиции писателя, драматические столкновения — существеннейший способ выявления жизненных программ персонажей и самораскрытия их характеров. Конфликт во многом обусловливает направленность и ритм сюжетного движения в пьесе. Примерно в трех, четырех действиях пьесы, т. е. в течение трех, четырех часов, занимаемых спектаклем, драматург должен показать возникновение конфликта, его развитие и завершение.
Речь персонажей непосредственно связана с их поступками, более динамична и экспрессивна, чем речь героев эпических произведений. Большое значение в драматургических произведениях имеют также интонации, пауза, тон, т. е. все те особенности речи, которые приобретают конкретность на сцене.
Сюжет драмы характеризуется напряженностью и стремительностью развития. Эта особенность сюжета драматургических произведений отличает его от сюжета эпических произведений, хотя те и другие сюжеты строятся на общих элементах: завязке, кульминации и развязке.
Слайд 4 Действие 1
Вопросы и задания
Проанализируйте 1- 4 явления. Какой это
элемент сюжета? Какую нагрузку он несет в пьесе?
Расскажите, какой смысл Кулигин вкладывает в слово «красота»?
Сравните его с монологом Феклуши (действие 1, явл. 2) ? Каким предстает город в ее восприятии? Она о какой «красоте» говорит?
Какую характеристиу города дает Кулигин?
Какое впечатление производят герои, появившиеся в 1 действии (Кудряш, Шапкин, Кулигин, Феклуша, Дикой, Борис, семья Кабановых)?
Почему Кабаниха пилит сына? Виновата ли в этом Катерина? (Оцените реплику: « Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».)
В разговоре Катерины и Варвары ключевое слово « любить». Что молодые женщины вкладывают в это понятие?
Варвара на рассказ Катерины о ее детстве замечает: «Да ведь и у нас то же самое!». В чем для Катерины заключается принципиальная разница?
О чем мечтает Катерина? Как понять ее признание: « Уж не снятся мне Варя, как прежде райские деревья да горы, а точно меня кто-то и ведет меня куда-то, а я иду за ним , иду…».
О «красоте» говорит старая барыня . Что она имеет в виду?
Докажите, что 1 действие – экспозиция пьесы.
Докажите, что основной прием в экспозиции – антитеза.
Запишите свои выводы по 1 д 1 действию.
..
Слайд 5 Анализ эпизода
Монолог Кулигина « Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие…»
по
плану:
1 Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода (его завязки, кульминации, развязки).
2 Объяснить содержательную функцию эпизода:
а) раскрываются какие-то стороны характеров персонажа, их мировоззрение;
б) даётся представление о душевном состоянии персонажей;
в) показан поворот во взаимоотношениях героев;
г) выражается авторский взгляд на те или иные проблемы.
3 Охарактеризовать противоречие , лежащее в основе эпизода (определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде).
4. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить их действия:
а)Кто они? каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
б)Как они относятся к происходящему событию; к вопросу (проблеме), друг к другу;
в)Объяснить их поведение (при этом желательно проанализировать речь участников диалога) , мотивировку поступков (авторскую, других героев или читательскую);
г) Дать нравственную оценку поведения каждого. (сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
Обратить внимание на детали
Напомним: Детали могут касаться быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи)
Слайд 6 Действие 2
Вопросы и
задания
Как вы относитесь к словам Феклуши, что жить без греха нельзя? К каком смысле
употребляют слово «грех» разные герои пьесы?
Как характеризует Катерину рассказ о ее детской обиде?
Почему Катерина рассказывает сестре брата о своей любви к постороннему
мужчине?
Какую роль сыграла Варвара в судьбе Катерины?
Как характеризует сцена прощания Катерину? Почему Катерина так настойчиво
уговаривает мужа не уезжать или взять ее с собой?
Каким представляет Катерина Тихона? Что говорит о своем брате Варвара?
Что должен показать актер, играющий этого героя?
Что по поводу поведения невестки думает свекровь? Искренна ли она в своем возмущении или ей просто нравится издеваться над Катериной?
Что угнетает Катерину по отъезде Тихона?
Какие чувства испытывает она, взяв у Варвары ключ?
Почему Катерина решила изменить Тихону?
Докажите, что 2 действие – завязка конфликта.
Запишите свои выводы по 2 действию.
Домашнее задание
Подготовить наблюдения за речью одного из персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза» по данному ниже плану.
Как речь персонажа раскрывает внутренний мир и образ жизни?
Примерный план речевой характеристики персонажа .
Слайд 7 Примерный план речевой характеристики персонажа
Как речь персонажа раскрывает внутренний мир и образ жизни?
1 О чем и как говорит герой.
2 Объем речи героя (много или мало говорит и почему).
3 Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.).
4 Лексические особенности (нейтральная лексика, разговорная и возвышенная; поэтизмы, жаргонизмы, термины, аргонизмы; варваризмы, вульгаризмы; активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, профессионализмов; приемы образности6 эпитеты, сравнения и пр.).
5 Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь (различные виды неполных высказываний, слова-предложения, конструкции с неполным порядком слов, «любимые» вводные слова и т. д.).
6 Взаимосвязь характера и поступков героя с его речью. ( обратить внимание на то, как в общении активность или пассивность переходят от одних участников к другим, как высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них.
Функции речевой характеристики
Характеризующая – чтобы лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера или принадлежность к определенной группе (профессиональной, этнической, социальной), особенности воспитания. Через изменение речевой характеристики персонажа можно показать изменения в характере и в образе жизни героя.
Выделительная – чтобы сделать образ запоминающимся, выделить на фоне других.
Сравнительная – используется для сопоставления или противопоставления героев.
Психологическая – раскрывает эмоциональное состояние героя.
Действие 3
Вопросы и задания
1 Как относится Кабаниха к рассказам Феклуши о Москве?
Какова роль Феклуши в системе образов пьесы?
2 Проанализируйте разговор Дикого с Кабанихой. Как
характеризует каждого из них этот разговор?
3 Какова в этом действии роль монолога Кулигина? Какую сторону жизни
калиновцев он показывает? Как этот монолог раскрывает характер самого Кулигина?
4 Как Кудряш реагирует на исповедь Бориса? От чего предостерегает? Какие советы дает?
5 Проследите по репликам поведение Кудряша. Составьте его портрет. Объясните его роль в системе образов пьесы.
5 Проанализируйте разговор Катерины с Борисом. Чего больше всего боится Катерина? Чем вы бы объяснили странности в ее поведении? Понимает ли ее Борис? Насколько крепко любит? (Проследите по его репликам)
6 Чем отличается Борис от Тихона? Что заставило Катерину полюбить Бориса?
7 О чем говорят Варвара с Кудряшом? Как можно охарактеризовать их любовь?
Запишите свои выводы по 3 действию.
Домашнее задание Составить проблемный план: « Проблема любви в драме Островского « Гроза»
Слайд 9 Как составить проблемный план
1
Определить проблему(сформулировать ее в виде вопроса).
На поведении каких героев решает ее автор? (Здесь: Катерина – Тихон, Катерина – Борис, Варвара – Кудряш)
Дать оценку взаимоотношениям каждой пары, приведя в доказательство примеры каждому своему утверждению.
Сравнить эти взаимоотношения.
Сделать вывод: как решает автор поставленную проблему.
Или человека, который полюбил ее?
Действие 4
Вопросы и задания
1 Как выглядит декорация к 4 действию? Какова ее роль в 4 действии?
2 Проанализировать разговор Кулигина с Диким. О чем просит Кулигин Дикого? Насколько его просьбы важны для города? Как этот разговор характеризует Кулигина? Дикого?
3 Проанализируйте разговор Варвары с Борисом? Из-за чего волнуется Варвара? Чего Боится Борис?
4 Проследить за движениями чувства Катерины во время прогулки.
5 Запишите свои выводы по 4 действию.
Действие 5
Вопросы и задания
1 Что рассказывает Тихон Кулигину? Как он оценивает состояние свое? Катерины? Бориса?
2 Что советует Тихону Кулигин? Почему Тихон не может воспользоваться советами Кулигина?
3 Прочитайте явление 2 . В чем винит себя Катерина? О чем сожалеет? Чего хочет?
4 Какие штрихи к пониманию образов Катерины и Бориса дает сцена прощания?
5 Как Катерина представляет могилу?
6 Почему она приходит к выводу «…а жить нельзя! Грех!»
7 Кому адресованы последние слова Катерины: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»
8 Прочитайте явление 6. Проследите за переживаниями Тихона. Почему Кабанова не пустила Тихона искать Катерину? Как вы понимаете ее слова : «Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало нам она страму-то наделала, еще что затеяла!»
9 Как вы понимаете последние слова Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Домашнее задание:
Напишите сочинение - эссе по цитате: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Эссе: особенности жанра
Эссе – это прозаическое произведение, чаще всего небольшого объёма. Следует создать краткий текст, в котором нужно будет выразить ваше личное отношение к проблеме.
В данном жанре не нужно давать рациональный анализ произведения, приводить доказательства и аргументы, рассматривать причинно-следственные цепочки. Основной акцент делайте на вашу собственную позицию.
Эссе имеет свободную композицию. Не старайтесь создать чёткую структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Весь текст – это ваши авторские размышления и рассуждения. Но и о внутренней логике повествования не забывайте: читатель должен иметь возможность понять ваши мысли, ознакомиться с вашим мнением и ходом рассуждений.
Главное в эссе по литературе – личность автора. Попробуйте отыскать оригинальную идею, раскрыть проблему в нестандартном ключе.
Пишите эссе в заданном речевом стиле: чередуйте проблемные вопросы и полемичные высказывания, создавайте динамику повествования, используйте разговорную лексику, отражайте интонационные нюансы.
Постарайтесь создать интересный текст, который может спровоцировать дискуссию, вызвать читателя на диалог, спор.
Разговор с другом. Именно таковым должен считать автор своего читателя, и тогда легче будет избежать строгого или менторского тона, усложненных, запутывающих понимание сути конструкций
Любую мысль можно облечь в литературную оболочку. Это придаст интерес и новизну эссе по литературе. Примеры, в виде чего можно написать такое сочинение, могут натолкнуть на необычное решение:
– эпистолярный жанр (письмо);
– дневниковые записи (событие в хронологии);
– лирическая миниатюра (описание);
– рецензия (компетентное мнение); –
- заметка (статья в СМИ).
Слайд 13 Почему пьеса называется «Гроза»?
Герои о грозе:
Тихон: «…недели две никакой грозы надо
мной не будет..»
Кулигин: Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза …. А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ!
Дикой: Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.
Кулигин. Электричество.
Дикой(топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?
Барыня: Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! — видишь, какая красавица. Ха-ха-ха! Красота! А ты молись богу, умирать-то не хочется, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!
Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, — вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить! Ах!
Слайд 14Все повороты драмы определяются грозой:
Первый разряд
грозы (конец
1 действия) – Катерина признается
Варваре, что она любит Бориса.
Второй разряд грозы (кульминация) –
сцена покаяния Катерины.
Критики о названии:
Шевырев С: «А как же вы в афишке пропустили Грозу? Ведь она тоже действующее лицо…»
Писарев М. : «Смешно, что некоторые в «Грозе» видят только небесную грозу. Нет, небесная гроза здесь только гармонирует с грозою нравственною, еще более ужасною. И свекровь – гроза, и борьба – гроза, и сознание преступления – гроза… Катерина кается под действием « внутренней грозы – грозы совести, сопутствуемой грозой небесною»
Свердлов М. М . (ссылаясь на мнение Н. Добролюбова и А. Григорьева): «…Общее впечатление от драматического действия может быть выражено словом «гроза» ( Из книги: Свердлов М. Почему умерла Катерина? «Гроза»: вчера и сегодня. – М, : Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, ,)
Слайд 15 Русская критика о пьесе Островского «Гроза»
Составьте тезисный план , кратко ответив на вопросы цитатами из статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве»:
1 Как характеризует Добролюбов представителей темного царства Дикого и Кабаниху?
2 Какую связь устанавливает Добролюбов между «господствующими лицами» «темного царства» и «историей, разыгравшейся с Катериною?»
3 Почему Добролюбов сказал, что «Гроза» - «самое решительное произведение Островского»?
4 В чем, по мнению Добролюбова, сила характера Катерины и как Добролюбов объясняет существенную необходимость его» для русской литературы того времени?
5 Какие основные этапы выделяет Добролюбов в развитии характера Катерины.
6 В чем трагедия Катерины?
7 Самоубийство Катерины в оценке Добролюбова.
8 В чем общий смысл драмы, по мнению Добролюбова?
Д. И. Писарев « Мотивы русской драмы»
«Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление.»
«Он [Добролюбов] увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума.»
«Во всех поступках и ощущениях Катерины заметна прежде всего резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты.»
«Окончательная катастрофа, самоубийство, точно так же происходит экспромтом».
«Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра … наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой»
. «Гроза», считает критик, не зря столь последовательно изображает ее образ, начиная с детства.
Это художественно целостный, позитивный образ. «Гроза» при своем прочтении приводит читателя к осознанию, что главная героиня реально имеет внутренний эмоциональный заряд, характерный для творческой личности. Она интуитивно чувствует главную потребность российского общества – свободу человека. У нее есть скрытая энергия (которую она чувствует, но не научилась управлять ею). Поэтому и воскликнула Катя слова: «Почему люди – не птицы?». Автор не случайно задумал такое сравнение, ведь героине подсознательно хочется свободы, подобной той, которую ощущает птица в полете. Той свободы, бороться за которую ей не хватает душевных сил…
«Гроза» изображает не «героя времени», не «луч света». Этот образ гораздо слабее, но не художественно (здесь как раз все в порядке), а по зрелости души. Не может «герой времени» «сломаться», как личность. Ведь людей, которых называют «лучами света», скорее можно убить, чем сломить. А Катерина – слаба…
Слайд 17Вы не были еще на представлении, – обращается он к Тургеневу,
– но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент – эту небывалую доселе Ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав, широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями,” забавными”, тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой.
Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!”
Достоинством Островского является способность достоверно и поэтично изобразить национальную русскую жизнь. «Имя этого писателя – не сатирик, а народный поэт».
Григорьев заметил в пьесе лишь красоту природы и прелесть провинциального быта.
Статья А. А. Григорьева После” Грозы” Островского”
По его мнению, «Гроза» Островского - это народность, в смысле слова: национальность, национальный”.
В соответствии со своей концепцией Григорьев выдвигает на первый план в” Грозе”" поэзию народной жизни”, наиболее отчетливо воплотившуюся в конце третьего действия (свидание Бориса и Катерины).”
Слайд 18 Конфликт жизнелюбивой религиозности и суровой домостроевской морали (интерпретация
Ю.Лебедева)
Необычность восприятия пьесы исследователем сказывается в том, что он сразу отмечает ее главную художественную особенность — песня открывает «Грозу» и сразу же выносит содержание на общенародный песенный простор. За судьбой Катерины, считает исследователь, судьба героини народной песни.
Главная мысль исследователя — в купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной, считает критик, а также сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове.
Нетрудно заметить в «Грозе» трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи – так определяет критик конфликт пьесы («Домострой» — средневековая русская книга о строгом патриархальном семейном укладе).
В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, с демократическими веяниями христианской культуры. «Религиозность Катерины вбивает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор» — так поэтически, с восхищением описывает героиню критик.
Слайд 19
Душевная дряблость героя и нравственная
щедрость героини наиболее очевидны, по мнению автора, в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… Слабое утешение! Но и тут она находит думать не о себе. Это Катерина просит у мужа прощения за причиненные ему тревоги, но Борису же это и голову прийти не может.
Катерина равно героична как в страстном и безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом всенародном покаянии. Катерина умирает столь же удивительно, считает критик. Ее смерть – это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру, к деревьям, птицам, цветам и травам.
Уходя, Катерина сохраняет все признаки, которые, согласно народному поверью, отличали святого: она и мертвая, как живая. «А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови» .
Для полноты информации посмотрите видеоурок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=AMDwa8OLzps
Сравните мнения критиков. Выберите, какое вам ближе. Аргументируйте.
Учимся писать сочинения
Тема: «Образ Кулигина»
Тема трудная, так как слово «образ» допускает только одну трактовку: как, какими средствами раскрывается характер данного героя. То есть мы должны показать авторские приемы создания образа персонажа. В работе над сочинением вы должны прибегнуть и к описанию, и к рассуждению, и к повествованию, анализируя все качества героя.
Нельзя подменять тему «Образ» индивидуальной характеристикой героя, так как индивидуальная характеристика – это составная часть понятия «образ».
Каковы же приемы раскрытия образа Кулигина?
Основной прием – его речь.
Выберем наиболее важные реплики Кулигина, подумаем, как они его характеризуют?
1 акт, явл. 1 О какой красоте говорит Кулигин?
2. 1акт. явл. 3.(« Жестокие нравы»)
3 акт., явл. 3. О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова? О ком монолог « Вот какой, сударь, у нас городишко»?
4 акт ., явл 2. Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? За что и зачем он собирается получить миллион? Сможет ли он его получить?
4 акт., явл. 4.Как характеризуетего обращение к толпе во время грозы?
5 акт, явл. 1, явл. 7.
Выводы: Как Кулигин относится к «темному царству»? Думает ли он о социальном переустройстве общества? Какой путь переустройства он предлагает? Какая связь просматривается между Кулигиным и Катериной? Типичен ли образ Кулигина? Каково отношение автора к Кулигину?
к размышлению:
Из книги: Свердлов М. И. Почему умерла Катерина? « Гроза» вчера и сегодня». – М. :Глобулус, Изд-во ЭНАС, 2005. – 120с. – (Литературный семинар)
«Связь Кулигина и Катерины следует искать не в событийном, а в метафорическом ряду».« –Красота,- говорит Кулигин, глядя на Волгу… Восторг Кулигина… относится к пространству за городом, пространство же в черте города оценивается им как безобразное («жестокие нравы»). По контрасту с к реплике Кулигина должны восприниматься причитания Феклуши. Для нее в самом городе – «красота»…Просветительские идеи Кулигина и охранительство старых устоев Феклуши соперничают в борьбе за души калиновцев. Очевидный успех на стороне Феклуши: ворота домов, где ее охотно принимают, закрыты для Кулигина»
« Волжская тема связывает двух персонажей драмы, так и не встретившихся друг с другом.. . В первой сцене Кулигин восхищается Волгой, в последней – он же появляется с трупом утопившейся Катерины. И оба персонажа в особых отношениях к Волге; для остальных она или «нешто» или «омут» ( « Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге с песнями)».
« Устройство громоотвода представляется, по мысли Кулигина одной из мер по преобразованию города Калинова. Изменить нужно людей и нравы, а для этого – восприятие людьми времени».
«Метафорическим должен быть и ответ на вопрос: как Кулигин пытается спасти Катерину?
Ответ: с помощью громоотвода»
На чем стоит город Калинов? На страхе. Кто пытается калиновцев от этого страха избавить? Кулигин. Каково же это средство? Громоотвод – средство страха перед грозой как природным явлением, то есть «страха божьего», то есть страха перед власть имущими.»