Слайд 1Урок литературы в 11 классе
Тема: Трагическая судьба русской крестьянки в рассказе
А. И. Солженицына «Матренин двор».
Слайд 2Цель: на примере рассказа попытаться понять феномен «простого человека», разобраться в
философском смысле рассказа.
Слайд 5Матрена у ворот своего дома.
Слайд 6Линия, разделяющая
Добро и зло, пересекает
Сердце каждого человека.
И кто уничтожит кусок
Своего
сердца…
А. Солженицын.
Слайд 7- Какое впечатление произвел на вас рассказ «Матренин двор»?
- У кого
из русских писателей XIX века главная героиня носила такое же имя?
- Что общего между ними?
- В чем видится отличие?
Слайд 8- Нарисуйте словесный портрет героини.
- Есть ли в рассказе развернутый портрет
героини?
- На каких портретных деталях сосредоточено внимание? Какова роль этих деталей?
Слайд 9улыбка:
«лучезарная», «добрая», «извиняющая».
Слайд 10Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту, сколько внутренний свет, струящийся
из ее глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль:
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».
Слайд 11- В чем особенность речи героини?
- Какие художественные детали создают картину
быта Матрены?
- Как предметы быта связаны с духовным миром героини?
Слайд 12Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в речи.
Выразительность, яркую
индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики.
Слайд 13искажение общепринятых произносительных норм (картовь)
народные пословицы (не умемши, не варемши –
как утрафишь?)
( «картонный суп» - так говорила вся деревня)
Слайд 14Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской
печью – это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Здесь все органично и естественно.
«Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы».
Все свидетельствует о бедности. Внешне быт Матрены поражает своей неустроенностью («в запущи живет»)
Но скупые бытовые детали раскрывают ее особый мир (фикусы)
Слайд 16- Что значительного было в жизни Матрены?
Человеческая жизнь складывается не
только из того, что в ней было, но и из того, чего не было.
- Чего же не было в этой жизни?
Слайд 17не было денег за работу, а только палочки-трудодни.
не было неворованного
торфа для тепла в доме.
не было пенсии.
не было детей.
не было после войны и мужа.
Слайд 18
- Когда и что определило ее судьбу?
- Но почему выходит
замуж за брата пропавшего без вести фаддея?
Слайд 19«Мать у них умерла… Рук у них не хватало».
В этом
поступке – ключ к характеру Матрены.
Вся она – не для себя, а для людей.
И с Кирой так, и с домом, горницей.
Слайд 20- Как связаны с судьбой Матрены исторические реалии 50-х годов?
-
Ощущает ли героиня несправедливость, царящую вокруг?
- В чем находит спасение?
Слайд 21Матрена ощущает несправедливость, Но не держит зла на судьбу и на
людей.
Слайд 22Абсолютно лишенная корыстолюбия и зависти, она получает удовольствие от самой работы:
«В охотку копала, уходить
с участка не хотелось».
Слайд 23- Какими красками нарисованы в рассказе Фаддей Миронович и Матренина
родня?
- Как проявляется их нравственная позиция, связанная со смертью главной героини?
- В чем конфликт рассказа?
Слайд 26Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого
общества и, что самое страшное, внутри своей деревни, родных, друзей .
Слайд 27- Что означает слово праведник в русской литературной традиции?
- Что складывается
Солженицын в это понятие?
- Жизнеспособны ли, по вашему мнению, сегодня нравственные принципы, утверждаемые писателем?
Слайд 28Писатель много думал о проблеме добра и зла в жизни, о
том, как свет доброты способен побеждать тьму жестокости и жадности, как трудна жизнь праведника.
в статье «Раскаяние и самоограничение»
А.И. Солженицын обозначит меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и совершенно недоступную другим, бредущим в грязи житейской.