Слайд 2Тема урока: Духовная красота крестьянских детей в рассказе
И.С. Тургенева «Бежин
луг»
Слайд 3Цели урока:
- показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в
создании портретных характеристик героев;
- сравнить внутренний мир героев рассказа с психологией современных детей.
Слайд 4Красота заключается не в том, чтобы иметь красивое лицо, а в
том, чтобы иметь красивые мысли, красивое сердце, красивую душу
Слайд 5
Тургенев с любовью и нежностью рисовал крестьянских детей, их богатый внутренний
мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Автора всегда привлекали к себе духовно и эмоционально одаренные, честные и искренние люди. Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения духовного мира детей.
Слайд 6
Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения
детского мира и детской психологии. Появление этого рассказа означало новый поворот и расширение темы русского крестьянского мира. В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения.
Слайд 9
Портрет литературный- изображение внешности героя, его лица, фигуры, одежды, манеры
держаться
Слайд 10Психологический портрет-портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его
внутренний мир, его характер.
Слайд 11Федя
Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами
лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой..."
"...На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские..."
"...раскинув полы своего армяка..." (армяк - кафтан из толстого сукна)
Слайд 12Павлуша
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы
широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить!.."
"...Его некрасивое лицо..."
"...Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов..."
Слайд 13Илюша
.Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало
какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку..."
"...все так же напряженно щурился..."
Слайд 14Костя
Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как
у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно..."
"...возразил Костя, расширив свои и без того огромные глаза..."
Слайд 15ВАНЯ
изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову..."
"...Он выставил свое свежее
личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза..."
Слайд 16
Поверье – убеждение, примета.
Предания – переходящая из поколеня в поколение рассказ
о былом, легенда
Былички – рассказ о фантастическом событии, свидетелем которого считает себя рассказчик
Россказни – выдумки.
Слайд 17Рассказ Илюши о домовом
Илюша с друзьями (человек десять) заночевали в старой
рольне. Как только один из ребят вспомнил домового, у них над головами наверху кто-то стал ходить: доски под ним так и гнулись, так и трещали. По колесу зашумела вода, колесо начало стучать и вертеться, затем вдруг остановилось. Затем кто-то опять пошел к двери наверху, стал неторопливо спускаться по лестнице. Дверь открылась. Вначале они увидели как у одного чана зашевелилась форма, которая поднялась, походила по воздуху и встала на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя, а затем опять встал на гвоздь. После этого ребята услышали кашель и очень испугались.
Слайд 18Рассказ Кости о Гавриле и русалке.
Как-то плотник Гаврила пошёл в лес
собирать орехи. Вскоре он зашел бог знает куда и совсем заблудился. Так и не отыскав дорогу домой, присел Гаврила под дерево и решил дождаться утра. Он задремал, когда вдруг услышал будто кто-то его зовет. Появилась перед ним на ветке смеющаяся русалка. Гаврила вначале обмер, пошел к русалке, а затем вдруг одумался и перекрестился. Заплакала русалка и сказала: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Затем она исчезла, а Гаврила понял как ему выбраться из леса. Вот только с тех пор он всё невеселый ходил.
Слайд 19Рассказ Илюши о псаре Ермиле
Похоронен на плотине утопленник, утонувший давным-давно. А
могилка его была видна – бугорочек. Поехал как-то Ермил за почтой, задержался в городе, а назад ехал уже хмельным. Переезжал он через плотину, и увидел на могиле утопленника белого барашка. Решил Ермил забрать его себя, взял на руки и поехал дальше. Смотрит он на барашка, а тот ему прямо в глаза так и глядит. Жутко стало Ермилу, стал он его гладить и говорить: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалил зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша...».
Слайд 20
Каждый рассказ- это не только «страшная история»,навеянная темнотой ночи, таинственными
звуками; это ещё и внутренний мир каждого ребёнка, гамма, чувств, верований, переживаний.
Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.
Слайд 21Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И
за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Слайд 25
1.Как вы чувствовали себя на уроке?
2.Что вы открыли для себя на
уроке?
3.Что из «открытого» вами на уроке вы сможете использовать в жизни?
Рефлексия
Слайд 26ВНИМАНИЕ!!!!
Домашнее задание:
Написать психологический портрет хорошо знакомого тебе человека.