Как эпос Гомера, «Тихий Дон» – эпическое воплощение жизни народа, его культуры. Григорий Мелехов живет теми противоречиями и силами, которые охватывают целостность мира, стоит перед неразрешимыми вопросами , как Гамлет.
Авторство романа.
Согласно довольно распространенной версии, Шолохов нашёл чужую готовую рукопись романа и романа и опубликовал её под своим именем. Основным поводом для оспаривания авторства Шолохова стало быстрое написание всего романа молодым автором, не имевшим до этого сколько-нибудь значительных публикаций. Колодный Л.Е. писал: «Я старый писатель, но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы написать… Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать такую глубокую, такую психологически правдивую книгу… Что-то неладно».
Шолохов в отличие от автора «Войны и мира» не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции, несмотря на то что его трактовка исторических событий нередко отличается от главенствовавшей тогда в исторической науке.
- Кто является главным героем «Войны и мира»?
- Кто является главным героем романа «Тихий Дон»?
«Тихий Дон» – моноцентрический роман
- Прочитайте и проанализируйте эпизод лугового покоса (1-1-9).
Каково настроение эпизода?
-С помощью каких художественных средств оно создается?
Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?
Как изображена земля в прочитанном эпизоде?
Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом?
Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки , как будто выражающее общее настроение, - всё создаёт ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от труда на ней. Родство казаков и земли, ощущение её одухотворённости подчёркнуто метафорой «луг вздыхал». На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде.(4-8-6)
1.Сбор на службу Петра и Григория.
2.Письма Пантелея Прокофьевича Мелехова сыну. (1-3-1)
3.Письмо о награждении Григория Георгиевским крестом.(1-3-7)
Жизненный уклад казаков. Семейные отношения.
На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье? (1-1-10)
Какие этические нормы лежат в основе
этих отношений?
Как и почему реагирует Григорий на
угрозы отца?
Как в этом эпизоде раскрывается сходство
характеров отца и сына Мелеховых?
Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей
Прокофьевич решит женить его?
На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание?
(1-1-1).
Истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория следует искать в семье. Это в нём от отца. Род, семья – священные понятия для казаков. Не случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода.
В описании внешности героев Шолохов особо подчёркивает черты родового сходства: пшеничного цвета волосы –по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос – по отцовской.
- В чём своеобразие шолоховского портрета?
Он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных деталях раскрывает раскрывает автор темперамент, тип жизненного поведения героя, черты его характера, а иногда одной фразой очерчивает его судьбу(портрет Ильиничны).
Судьба жены Прокофия Мелехова.(1-1-1).
Отец Аксиньи.
Отношение Степана Астахова к жене.(1-1-7).
Братья Мелеховы и Степан Астахов.(1-1-14)
Казаки и тавричане на мельнице. (1-2-5)
Поступки казаков на войне. (1-3-5)
Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли автора, определяет духовный мир казака. Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень- вот важнейшие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.
Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, составляют глубинную сущность характера шолоховского героя.
Как связаны между собой данные эпизоды?
Какие черты личности героя раскрываются в них?
Какую роль играют в диалоге братьев Мелеховых авторские ремарки? Как они раскрывают отношение героя к насилию?
- Какие изменения произошли в портрете героя?
Убийство человека, даже врага в бою глубоко противоречит гуманной природе Григория. В портрете героя автор подчеркивает важную деталь – борозду, появившуюся на его лице после этого убийства: так война с самого начала накладывает неизгладимый след на внешность героя.
Традиционный для русской литературы пейзаж звёздной, лунной ночи дан через восприятие донского казака. Чувство природы звучит и в прямой речи героя (1-1-4)
Какие художественные приёмы придают выразительность прочитанному эпизоду?
В чём особенности синтаксиса, ритмики, лексики в этом фрагменте?
Какую роль играют портретные детали?
Как использован приём контраста?
Исключительную выразительность этой сцене придают краткие, рубленные фразы, упругий, динамичный ритм, обилие глаголов, многократное повторение слов кнут, бил, удары, детали портрета беспомощного сотника, контрастирующего с изображением охваченного яростью Мелехова.
- Что же вывело из себя самоуверенного пристава?
Огромная внутренняя сила, выразившаяся во взгляде и злой усмешке не сказавшего ни единого слова Мелехова.
Столкновение Григория с вахмистром. 1-3-2
- Как авторские ремарки раскрывают внутреннее состояние героев эпизода?
Что позволило Григорию, младшему по званию, победить в психологическом поединке?
Какой эпизод этой главы свидетельствует о том, что Григорий может постоять не только за своё, но и за чужое достоинство?
Григорий побеждает в этом психологическом поединке прежде всего благодаря исключительному чувству собственного достоинства , которое становится реальной силой и способно оказывать мощное воздействие на других людей, независимо от их чина и положения.
Какова общая атмосфера пейзажа?
С помощью каких деталей она создается?
Какова цветовая и звуковая гамма пейзажа?
Какие эпитеты кажутся вам наиболее выразительными?
Каково место этого пейзажа в тексте?
Какова его художественная функция?
Шолоховские пейзажи связаны с событийным рядом романа по принципу эпического параллелизма: события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве , мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток.
Какие художественные средства использует Шолохов для создания образа казачьей массы?
Найдите в данном фрагменте портретные зарисовки. В чём специфика включённых в эпизод портретов?
В чём особенность диалога?
Какой общий принцип лежит в основе созидания портрета и диалога?
Какова художественная функция многоголосого диалога, соединения коллективного и индивидуального портрета?
- Какие характеры стоят за той или иной репликой неперсонифицированного диалога? Определите, как по-разному относятся казаки к предстоящей войне? Проследите, как обсуждение главного вопроса сочетается с разговором на другие темы?
Благодаря неожиданным метафорам, ярким олицетворениям создаётся ощущение , что сама природа участвует в войне. Изменения, происходящие в природе, соответствуют тому, что совершается в душе каждого человека.
- Какие портретные зарисовки следуют сразу после этого пейзажа? Почему?
Система действующих лиц романа строится таким образом, что рядом с главным героем появляются персонажи, воплощающие полярные взгляды и жизненные позиции. Такими полюсами а период мировой войны становятся для Григория Чубатый и Гаранжа.
- Какую жизненную философию исповедует Чубатый? Как относится к его позиции Григорий? (1-3-12; 1-3-20).
- Почему же так запали в душу Григория наставления Гаранжи?
Война принесла разочарование в прежних ценностях: в царе, в казачьем воинском долге. Именно на эту благодатную почву и упали семена «большевистской правды», ниспровергающей эти казавшиеся ранее непоколебимыми понятия.
Здесь начинаются попытки Григория разобраться в сложном устройстве жизни. Здесь начинается его трагический путь к истине, к народной правде.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть