Презентация, доклад на тему Своеобразие жанра романа-эпопеи. Духовный мир донского казачества. Характер Григория Мелехова.

Содержание

Своеобразие жанра романа-эпопеи. Духовный мир донского казачества. Характер Григория Мелехова.Урок 1-2

Слайд 1Михаил Александрович Шолохов
«Тихий Дон»

Михаил Александрович Шолохов«Тихий Дон»

Слайд 2Своеобразие жанра романа-эпопеи.
Духовный мир донского казачества.
Характер Григория Мелехова.
Урок 1-2

Своеобразие жанра романа-эпопеи. Духовный мир донского казачества. Характер Григория Мелехова.Урок 1-2

Слайд 3Роман «Тихий Дон» – наиболее известное в мире из произведений Шолохова.

Исследователи творчества писателя говорят об эпической природе романа, сопоставляя его с гомеровским эпосом и шекспировской драмой.
- Что позволяет проводить такое сопоставление?

Как эпос Гомера, «Тихий Дон» – эпическое воплощение жизни народа, его культуры. Григорий Мелехов живет теми противоречиями и силами, которые охватывают целостность мира, стоит перед неразрешимыми вопросами , как Гамлет.

Авторство романа.

Согласно довольно распространенной версии, Шолохов нашёл чужую готовую рукопись романа и романа и опубликовал её под своим именем. Основным поводом для оспаривания авторства Шолохова стало быстрое написание всего романа молодым автором, не имевшим до этого сколько-нибудь значительных публикаций. Колодный Л.Е. писал: «Я старый писатель, но такой книги, как «Тихий Дон», не мог бы написать… Разве можно поверить, что в 23 года, не имея никакого образования, человек мог написать такую глубокую, такую психологически правдивую книгу… Что-то неладно».

Роман «Тихий Дон» – наиболее известное в мире из произведений Шолохова. Исследователи творчества писателя говорят об эпической

Слайд 4После многолетних споров устоялись две точки зрения на авторство «Тихого Дона».
Доводы

А. Солженицына:
23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем его жизненный опыт и уровень образования.
Невероятно, что не казак выступил против сил, губящих донские устои, казачество.
Эти литературные высоты никогда не были подтверждены и повторены.
Не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не предъявлены черновики и рукописи романа.
В «Тихом Доне» можно обнаружить многие странности, разнородность отдельных частей и звеньев и т.п.
После многолетних споров устоялись две точки зрения на авторство «Тихого Дона».Доводы А. Солженицына:23-летний дебютант создал произведение на

Слайд 5Доводы Кожинова:
Шолохов родился ранее официальной даты, по данным о его ученических

годах – не позднее 1903 г. Люди в то время формировались и взрослели рано. Есть данные в том, что в 1920 Шолохов написал несколько пьес для станичного самодеятельного театра..
Вырос в семье станичного купца, имевшего наёмных работников, был в дружеских отношениях с дочерьми вешенского помещика. В 1922 году появилась более поздняя дата рождения в связи с судебным делом. В 1923г. женился на дочери казацкого станичного атамана. В 1927г. получил отказ в принятии в комсомол.
Обнаружились черновики романа, их обзор опубликован в №10 журнала «Москва» ха 1991г.
В любом художественном тексте можно найти несоответствия.
Доводы Кожинова:Шолохов родился ранее официальной даты, по данным о его ученических годах – не позднее 1903 г.

Слайд 6- Почему «Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей?
- В чём отличие шолоховской

эпопеи от толстовской?

Шолохов в отличие от автора «Войны и мира» не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции, несмотря на то что его трактовка исторических событий нередко отличается от главенствовавшей тогда в исторической науке.

- Кто является главным героем «Войны и мира»?

- Кто является главным героем романа «Тихий Дон»?

«Тихий Дон» – моноцентрический роман

- Почему «Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей?- В чём отличие шолоховской эпопеи от толстовской?Шолохов в отличие от

Слайд 7??? Что влияет на становление характера Григория Мелехова?
Духовный мир казачества
- Что

является составляющим духовного мира казачества?

- Прочитайте и проанализируйте эпизод лугового покоса (1-1-9).
Каково настроение эпизода?
-С помощью каких художественных средств оно создается?
Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?

Как изображена земля в прочитанном эпизоде?
Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом?

Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки , как будто выражающее общее настроение, - всё создаёт ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от труда на ней. Родство казаков и земли, ощущение её одухотворённости подчёркнуто метафорой «луг вздыхал». На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде.(4-8-6)

??? Что влияет на становление характера Григория Мелехова?Духовный мир казачества- Что является составляющим духовного мира казачества? -

Слайд 8Казаки не только труженики, но и воины.
- Укажите эпизоды первой книги,

которые наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу.

1.Сбор на службу Петра и Григория.
2.Письма Пантелея Прокофьевича Мелехова сыну. (1-3-1)
3.Письмо о награждении Григория Георгиевским крестом.(1-3-7)

Жизненный уклад казаков. Семейные отношения.

На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье? (1-1-10)
Какие этические нормы лежат в основе
этих отношений?
Как и почему реагирует Григорий на
угрозы отца?
Как в этом эпизоде раскрывается сходство
характеров отца и сына Мелеховых?
Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей
Прокофьевич решит женить его?

Казаки не только труженики, но и воины.- Укажите эпизоды первой книги, которые наиболее наглядно характеризуют отношение героев

Слайд 9Понятия семейной чести, общности с земляками для казаков непоколебимы. В семье

царит «культ стариков»: отношения здесь строятся на строгом послушании старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы.

На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание?
(1-1-1).

Истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория следует искать в семье. Это в нём от отца. Род, семья – священные понятия для казаков. Не случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода.
В описании внешности героев Шолохов особо подчёркивает черты родового сходства: пшеничного цвета волосы –по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос – по отцовской.

- В чём своеобразие шолоховского портрета?

Он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных деталях раскрывает раскрывает автор темперамент, тип жизненного поведения героя, черты его характера, а иногда одной фразой очерчивает его судьбу(портрет Ильиничны).

Понятия семейной чести, общности с земляками для казаков непоколебимы. В семье царит «культ стариков»: отношения здесь строятся

Слайд 10Но Шолохов не идеализирует жизненный уклад донского казачества.
- Найдите в

1-ой книге примеры безнравственных поступков казаков.

Судьба жены Прокофия Мелехова.(1-1-1).
Отец Аксиньи.
Отношение Степана Астахова к жене.(1-1-7).
Братья Мелеховы и Степан Астахов.(1-1-14)
Казаки и тавричане на мельнице. (1-2-5)
Поступки казаков на войне. (1-3-5)

Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли автора, определяет духовный мир казака. Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень- вот важнейшие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.

Но Шолохов не идеализирует жизненный уклад донского казачества. - Найдите в 1-ой книге примеры безнравственных поступков казаков.

Слайд 11Характер Григория Мелехова
Какие черты присущи герою, находящемуся на пороге грозных исторических

событий?(1-1-9)
Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка?
Какое чувство испытал Григорий , по неосторожности погубивший живое существо?
Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде?
Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?

Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, составляют глубинную сущность характера шолоховского героя.

Характер Григория МелеховаКакие черты присущи герою, находящемуся на пороге грозных исторических событий?(1-1-9)Какую роль в эпизоде играет изображение

Слайд 12- Сопоставьте прочитанную сцену с одним из событий военного времени, когда

Григорий убивает австрийского солдата( переживание героя). (1-3-10)

Как связаны между собой данные эпизоды?
Какие черты личности героя раскрываются в них?
Какую роль играют в диалоге братьев Мелеховых авторские ремарки? Как они раскрывают отношение героя к насилию?

- Какие изменения произошли в портрете героя?

Убийство человека, даже врага в бою глубоко противоречит гуманной природе Григория. В портрете героя автор подчеркивает важную деталь – борозду, появившуюся на его лице после этого убийства: так война с самого начала накладывает неизгладимый след на внешность героя.

- Сопоставьте прочитанную сцену с одним из событий военного времени, когда Григорий убивает австрийского солдата( переживание героя).

Слайд 13Нерасторжимая связь Григория Мелехова с окружающим миром.
(купание коня. 1-1-3)
Какие детали пейзажа

раскрывают своеобразие мировосприятия героя?
Каковы языковые особенности данного фрагмента?
Какая черта духовного мира героя раскрывается в этом эпизоде?

Традиционный для русской литературы пейзаж звёздной, лунной ночи дан через восприятие донского казака. Чувство природы звучит и в прямой речи героя (1-1-4)

Нерасторжимая связь Григория Мелехова с окружающим миром.(купание коня. 1-1-3)Какие детали пейзажа раскрывают своеобразие мировосприятия героя?Каковы языковые особенности

Слайд 14Будучи островосприимчивым к прекрасному, Григорий остаётся человеком сильных страстей, решительных поступков

и действий. (сцена избиения Листницкого. 1-3-24)

Какие художественные приёмы придают выразительность прочитанному эпизоду?
В чём особенности синтаксиса, ритмики, лексики в этом фрагменте?
Какую роль играют портретные детали?
Как использован приём контраста?

Исключительную выразительность этой сцене придают краткие, рубленные фразы, упругий, динамичный ритм, обилие глаголов, многократное повторение слов кнут, бил, удары, детали портрета беспомощного сотника, контрастирующего с изображением охваченного яростью Мелехова.

Будучи островосприимчивым к прекрасному, Григорий остаётся человеком сильных страстей, решительных поступков и действий. (сцена избиения Листницкого. 1-3-24)Какие

Слайд 15В чём истинная сущность характера героя?
(осмотр лошадей перед

призывом на воинскую службу. 1-2-21)

- Что же вывело из себя самоуверенного пристава?

Огромная внутренняя сила, выразившаяся во взгляде и злой усмешке не сказавшего ни единого слова Мелехова.

Столкновение Григория с вахмистром. 1-3-2
- Как авторские ремарки раскрывают внутреннее состояние героев эпизода?
Что позволило Григорию, младшему по званию, победить в психологическом поединке?
Какой эпизод этой главы свидетельствует о том, что Григорий может постоять не только за своё, но и за чужое достоинство?

Григорий побеждает в этом психологическом поединке прежде всего благодаря исключительному чувству собственного достоинства , которое становится реальной силой и способно оказывать мощное воздействие на других людей, независимо от их чина и положения.

В чём истинная сущность характера героя?   (осмотр лошадей перед призывом на воинскую службу. 1-2-21)- Что

Слайд 16Мировая война – центральное историческое событие первой книги романа. Военные эпизоды

предваряет пейзаж.(1-3-1)

Какова общая атмосфера пейзажа?
С помощью каких деталей она создается?
Какова цветовая и звуковая гамма пейзажа?
Какие эпитеты кажутся вам наиболее выразительными?
Каково место этого пейзажа в тексте?
Какова его художественная функция?

Шолоховские пейзажи связаны с событийным рядом романа по принципу эпического параллелизма: события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве , мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток.

Мировая война – центральное историческое событие первой книги романа. Военные эпизоды предваряет пейзаж.(1-3-1)Какова общая атмосфера пейзажа?С помощью

Слайд 17Рисуя картины войны, Шолохов создаёт образ народной массы, объединённой общим событием.

(сцена мобилизации. 1-3-4).

Какие художественные средства использует Шолохов для создания образа казачьей массы?
Найдите в данном фрагменте портретные зарисовки. В чём специфика включённых в эпизод портретов?
В чём особенность диалога?
Какой общий принцип лежит в основе созидания портрета и диалога?
Какова художественная функция многоголосого диалога, соединения коллективного и индивидуального портрета?

Рисуя картины войны, Шолохов создаёт образ народной массы, объединённой общим событием. (сцена мобилизации. 1-3-4).Какие художественные средства использует

Слайд 18Важнейшим средством создания образа народной массы становится коллективный портрет. Казачья масса

, хотя и названа толпой, не кажется Шолохову однородной и безликой, она состоит из индивидуальных человеческих характеров, поэтому с коллективным портретом соседствуют детали портретов отдельных персонажей, в том числе и эпизодических (хмурый и озабоченный военный пристав, здоровенный черный атаманец, низкорослая казачка с подсолнуховой лузгой в распатлаченных космах, вахмистр в рыжей оправе бороды …)
По тому же принципу соединения общего и частного строится и речевая характеристика коллективного героя, важнейшей формой которого становится многоголосый диалог. Давая представление о настроении казачества в целом, он в то же время раскрывает сугубо индивидуальные воззрения, характеры и судьбы.

- Какие характеры стоят за той или иной репликой неперсонифицированного диалога? Определите, как по-разному относятся казаки к предстоящей войне? Проследите, как обсуждение главного вопроса сочетается с разговором на другие темы?

Важнейшим средством создания образа народной массы становится коллективный портрет. Казачья масса , хотя и названа толпой, не

Слайд 19Что испытал Григорий в первые месяцы войны?(пейзаж. 1-3-10)
В чём специфика данного

пейзажа?
Какие приметы войны включены в пейзаж?
Каков характер метафор и олицетворений ?
Как раскрывает образный строй отрывка восприятие войны автором и героем?
Кто из предшественников, современников или последователей Шолохова изображал войну подобным образом?

Благодаря неожиданным метафорам, ярким олицетворениям создаётся ощущение , что сама природа участвует в войне. Изменения, происходящие в природе, соответствуют тому, что совершается в душе каждого человека.

- Какие портретные зарисовки следуют сразу после этого пейзажа? Почему?

Что испытал Григорий в первые месяцы войны?(пейзаж. 1-3-10)В чём специфика данного пейзажа?Какие приметы войны включены в пейзаж?Каков

Слайд 20 Несмотря на то что война в романе предстает в крови

и страданиях, Шолохов изображает Григория Мелехова мужественным воином, вполне заслуженно получившим высокую награду- Георгиевский крест. Мелехов сражается бесстрашно и в то же время бездумно, не ведая, за что проливает свою и чужую кровь. Но война сталкивает Григория с разными людьми, общение с которыми заставляет его задуматься , причём не только о сущности самой войны, но и о своей собственной жизни, и о том мире, в котором он живёт.

Система действующих лиц романа строится таким образом, что рядом с главным героем появляются персонажи, воплощающие полярные взгляды и жизненные позиции. Такими полюсами а период мировой войны становятся для Григория Чубатый и Гаранжа.

- Какую жизненную философию исповедует Чубатый? Как относится к его позиции Григорий? (1-3-12; 1-3-20).

Несмотря на то что война в романе предстает в крови и страданиях, Шолохов изображает Григория Мелехова

Слайд 21- Какие чувства вынес Григорий из опыта войны?
Усталость и разочарование
-

В чём пытается убедить Григория Гаранжа и что испытывает герой под его влиянием? (1-3-23)

- Почему же так запали в душу Григория наставления Гаранжи?

Война принесла разочарование в прежних ценностях: в царе, в казачьем воинском долге. Именно на эту благодатную почву и упали семена «большевистской правды», ниспровергающей эти казавшиеся ранее непоколебимыми понятия.

Здесь начинаются попытки Григория разобраться в сложном устройстве жизни. Здесь начинается его трагический путь к истине, к народной правде.

- Какие чувства вынес Григорий из опыта войны? Усталость и разочарование- В чём пытается убедить Григория Гаранжа

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть