Презентация, доклад на тему Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Содержание

. «Жилин и Костылин: разные судьбы» Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;развивать навыки сопоставительной характеристики героев;Продолжить работу над развитием речи учащихся;воспитывать нравственные качества

Слайд 1Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Слайд 2. «Жилин и Костылин: разные судьбы»
Цели урока:
Обобщить и систематизировать

материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
Продолжить работу над развитием речи учащихся;
воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

.  «Жилин и Костылин: разные судьбы»  Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н.

Слайд 3 О каких военных событиях идет речь в рассказе?

О каких военных событиях идет речь в рассказе?

Слайд 4Кавказ. Рисунки М. Лермонтова , А.Куинджи

Кавказ. Рисунки М. Лермонтова , А.Куинджи

Слайд 5Кавказские горы. Ущелье. Фото

Кавказские горы. Ущелье. Фото

Слайд 6Работа по вопросам:
Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два

главных действующих лица?
Что общего у наших героев?
1) Служили на Кавказе.
2) Жилин и Костылин - дворяне.
3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск попадают в плен.
4) Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.



Работа по вопросам:Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица?Что общего у наших

Слайд 7Знакомство Жилина с Костылиным
1)Как познакомились
Жилин и Костылин?

2)Найдите в тексте описание

внешности
героев.

3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?

Знакомство Жилина с Костылиным1)Как познакомились Жилин и Костылин?2)Найдите в тексте описание внешностигероев.3)Почему они решили ехать вместе впереди

Слайд 8Вывод:
 
Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для

создания образа.

Вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.

Слайд 9Есть ли в тексте монолог героев?
Учащиеся находят монолог Жилина, зачитывают:
-Матушка, вынеси,

не зацепись ногой…
Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства. Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь».

 

Есть ли в тексте монолог героев?Учащиеся находят монолог Жилина, зачитывают:-Матушка, вынеси, не зацепись ногой… Жилин разговаривает с

Слайд 10Вывод:
Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить

авторское понимание.

Вывод:Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.

Слайд 11Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?


Жилин

пытается уйти
от погони

надеется на
помощь товарища

«Не дамся же живой!»

до последнего
сражается с татарами
Костылин

не думает помогать Жилину

даже не пытается отпугнуть татар

трусливо сбегает

Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?	   Жилин пытается уйтиот погони

Слайд 12Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?
Жилин

торгуется с татарами

пишет неправильный

адрес

Костылин

соглашается сразу писать письмо
не торгуется, просит выслать 5000рублей

Сцена выкупа.  Как ведут себя Жилин и Костылин?Жилинторгуется с татарамипишет неправильный адресКостылинсоглашается сразу писать письмоне торгуется,

Слайд 13Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин

Слайд 14Сравнительная характеристика героев.

Сравнительная характеристика героев.

Слайд 16Первый побег.
Костылин

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.

Выдает себя

и Жилина (громко вскрикивает от боли)

Жилин

Знает дорогу, ведет за собой товарища.

Помогает Костылину

«Бросать товарища не годится»

Первый побег. КостылинПостоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от

Слайд 17 Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина.
Костылин
отказывается от побега

не

может превозмочь свою боль
Прекращает бороться:
«Уже мне, видно, отсюда не выйти»

Жилин
постоянно думает о вольном житье
уговаривает Дину помочь ему
шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина. Костылинотказывается от побегане может превозмочь свою больПрекращает

Слайд 18Почему же все-таки побег не удался?
Из проделанной работы по сравнению поведения

и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.
Почему же все-таки побег не удался?Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что

Слайд 19«говорящие» фамилия героев
От каких слов образованы фамилии героев?
Жила - сухожилие,

прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий;
Костыль - палка для хромых, безногих.
Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила».
Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.
«говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев?Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный -

Слайд 20Почему так по-разному сложились судьбы героев?
Разница в характерах в сцене нападения

татар

«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин

в сцене выкупа

Активная жизнь Жилина и пассивная
Костылина в плену

Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега

Побег Жилина - результат жизнестойкости и жизнелюбия героя

Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу
Почему так по-разному сложились судьбы героев?Разница в характерах в сцене нападения татар«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в

Слайд 21Татарская девочка Дина
Что заставляет Дину помогать Жилину?
Почему девочка относится к

пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев?
В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину?Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение

Слайд 22Учебные вопросы:
Можно ли назвать Дину смелой, решительной?
Найдите

описание Дины.
Как относится к Дине Жилин?

Как менялось отношение Дины к Жилину? И от чего это зависело?













Проведите исследование:

Учебные вопросы:  Можно ли назвать Дину смелой,   решительной?Найдите описание Дины. Как относится к Дине

Слайд 23Спасительница
Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все
поглядывает вверх. Звезды

видны, а месяц еще не всходил.
Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.
Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».
СпасительницаВот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Всепоглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил.

Слайд 24Учебные вопросы:
Расскажите о горцах.
Как показана жизнь аула?
Почему Абдул-Мурат полюбил

Жилина?

Проведите исследование: В чём заключаются особенности традиций и обычаи горцев?

Учебные вопросы: Расскажите о горцах.Как показана жизнь аула? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?Проведите исследование:  В чём заключаются

Слайд 25«На всё добро ответим мы добром,
На всю любовь ответим мы любовью».

Н.Рубцов


«На всё добро ответим мы добром,На всю любовь ответим мы любовью».Н.Рубцов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть