Слайд 2Сочинение
Образ Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Эпиграфы: Скука – это
болезнь, лекарство от которой – труд. (Г.де Левис)
Хандра в конце концов становится привычкой, причём дурной. (Анри де Монтерлак)
Слайд 3План
1. Общая характеристика литературного произведения.
Пушкин работал над романом «Евгений Онегин»
много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». Действительно, в этом романе дана картина всех слоёв русского общества: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и простого народа.
Слайд 4План
2. Образ Онегина. Переход. Евгений Онегин – центральное действующее лицо
одноименного романа А.С. Пушкина. Вокруг этого образа строится сюжет произведения, о судьбе Онегина автор рассказывает на протяжении восьми глав.
Слайд 51. Онегин и автор.
Евгений – современник Пушкина, его «добрый приятель»,
и многие критики отождествляют автора и его героя. Но сам поэт постоянно проводит границу:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
Слайд 62. Воспитание и образование.
С первых страниц романа читатели узнают о том,
как воспитывался пушкинский герой, чем интересовался, какие привычки имел. Воспитание Евгения, по моде того времени, было доверено гувернерам-французам. Эти люди в отечестве своем служили парикмахерами, булочниками, портными, поэтому вряд ли могли дать русским «недорослям» достойное образование. Поэтому, рассказывая о воспитании Онегина, Пушкин иронизирует:
…француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Мы видим, что герой получил очень поверхностное образование, он мог лишь «коснуться до всего слегка», но для высшего света того времени этого было вполне достаточно.
Слайд 73. Один день из жизни Онегина.
В первой главе Пушкин подробно описывает
один день из жизни героя. Онегин ведет типичный для светской молодежи образ жизни: посещает театр, рестораны, балы. Но счастлив ли он? Мы видим, что нет: в театре ему скучно, балет Онегина не интересует, потому он зевает. Друзья и женщины, окружающие его в Петербурге, надоели:
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера…
Слайд 84. Жизнь в деревне.
Пытаясь реализовать себя в жизни, Онегин пробует
писать, но «ничего не вышло из пера его», чтение тоже не приносит удовольствия герою: «читал, читал, а все без толку». И тогда, чтобы отвлечься от однообразия светской жизни, Евгений отправляется в деревню:
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле…
И здесь он не находит применения своим силам, хотя и начинает с преобразований в жизни крепостных крестьян:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.
И раб судьбу благословил.
Слайд 95. Онегин и Ленский.
Но деревня еще более скучна Евгению, чем Петербург.
И тогда Пушкин знакомит Онегина с новыми героями.
Владимир Ленский – полная противоположность Онегину, он поклонник идеалистической философии Канта, поэт, романтик. Образ Ленского необходим Пушкину для того, чтобы показать, насколько далеки эти герои друг от друга:
Меж ними все рождало споры,
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло…
Романтизм Ленского кажется Онегину смешным, нелепой фантазией. Владимир оторван от реальной действительности, он совсем не знает жизни, витает в облаках. Онегин холоден и расчетлив, живет разумом, а не сердцем. И Евгений, и сам Пушкин иронизируют и смеются над чудаком Ленским. Однако Владимир будто бы восполняет в душе Евгения то, чего ему не хватает. И поэтому герои дружат.
Слайд 106. Онегин и Татьяна.
Пушкин вводит в роман и женские образы.
Особое место в развитии сюжета занимает любовь Онегина и Татьяны. Ольгу, ее сестру, Евгений считает пустой кокеткой, ветреницей, и выбирает Татьяну. Эта героиня выросла в деревне наедине с природой, и поэтому умеет тонко чувствовать, сопереживать. Однако Онегин отвергает любовь милой деревенской дворяночки лишь потому, что считает себя не созданным для семейной жизни, боится потерять свободу. И в то же время он не хочет быть обузой для Татьяны, сделать ее несчастной:
Супружество нам будет мукой.
Такой поступок можно считать благородным. Онегин не может изменить себя, свои привычки, а Татьяна для него – слишком чистый и невинный человек, поэтому ему страшно связать себя с ней «узами Гименея».
Слайд 117. Общество, в котором живёт персонаж.
Онегин не может противостоять обычаям общества,
в котором он вырос. В то время мужчины защищали свою честь на дуэлях. По трагической случайности он убивает своего друга, Владимира Ленского. Но я считаю, что в душе Онегин сожалеет об этом поступке. Он подавлен, отвергнут светом.
Слайд 128. Онегин в конце романа.
. Чтобы избавиться от страданий, герой уезжает
в путешествие. Но спустя несколько лет он вновь появляется в Петербурге. Это уже не тот человек, которого мы встречаем в начале романа. Жизненные испытания изменили характер героя, он осознает собственные ошибки и пытается их исправить. Через годы Онегин понимает, что он действительно любит Татьяну, но теперь уже она отвергает его. Из провинциальной дворяночки Татьяна превратилась в важную светскую замужнюю даму. И хотя в душе она осталась прежней, семейный долг для нее выше любви, она прислушивается к голосу разума. На этом сюжетное повествование романа завершено, Онегин остается наедине с самим собой. И я считаю, что это очень трагичный образ. Трагедия Онегина в том, что его жизнь, его судьба «испорчена светом». Он пытается найти применение своим силам, быть полезным обществу. Но именно духовная пустота окружающего мира делает героя эгоистичным, безвольным. Он сам от этого страдает и мучается, но не может измениться, стать другим. Онегин способен чувствовать, страдать, но от окружающих его внутренний мир будто бы отгорожен толстой стеной, и поэтому его воспринимают как холодного, расчетливого эгоиста.
Слайд 13Заключение. Онегин – «лишний человек».
Образ Онегина открывает галерею портретов «лишних людей»
в русской литературе. Вслед за ним появятся лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов… Судьба этих героев также «испорчена светом», воспитанием, и они страдают от того, что не могут найти себе применение, быть полезными обществу. Но это не только их личная трагедия, это и трагедия общества, в котором они существуют.