Презентация, доклад на тему Смысловое чтение и работа с текстом

Содержание

Что такое смысловое чтение?Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим

Слайд 1

Смысловое чтение и работа с текстом

Читать и не понимать – то

же, что совсем не читать.
Я. А. Коменский




Смысловое чтение и работа с текстомЧитать и не понимать – то же, что совсем не читать.Я. А.

Слайд 2Что такое смысловое чтение?
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной

текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)


Что такое смысловое  чтение?Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в

Слайд 3Что такое смысловое чтение?

Чтение – это многофункциональный процесс.


1) С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.
2)С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Что такое смысловое  чтение?  Чтение – это многофункциональный процесс. 1) С одной стороны, умения грамотного

Слайд 5 Виды чтения

Виды чтения

Слайд 6 Несплошной текст
Задание

: сформулируйте 3 задания:
- на умение найти и извлечь информацию
(Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)
 
- на умение интегрировать и интерпретировать информацию
(Когда был в Москве человек, купивший билет? )
  - на умение осмыслить и оценить информацию
(На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)
 

Несплошной текстЗадание : сформулируйте 3 задания:- на умение

Слайд 7

Фактуальная
Подтекстовая

Концептуальная
Три вида информации в тексте

Фактуальная ПодтекстоваяКонцептуальнаяТри вида  информации в тексте

Слайд 8Фактуальная информация
Текст, как правило, содержит описание фактов, событий, места действия, времени

протекания этого действия и т.п. Все это - фактуальная информация.

Как правило, ее передает фабула (от лат. fabula - повествование, история; «основа», «ядро» повествования. Фактуальная информация почти всегда может быть передана пересказом.

Фактуальная информацияТекст, как правило, содержит описание фактов, событий, места действия, времени протекания этого действия и т.п. Все

Слайд 9Концептуальная информация
Художественное произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»,

в широком смысле слова. Все это - концептуальная информация. Этот вид информации получил свое название от слова концепция - (лат. сonceptio) - 1) система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения; 2) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.)
Концептуальная информацияХудожественное произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его «личность», в широком смысле слова. Все это

Слайд 10Однако далеко не все, что нам нужно понять, бывает сказано прямо,

«открытым текстом». Существует еще и подтекстовая информация, или просто подтекст. Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных средств.

Подтекстовая информация

Однако далеко не все, что нам нужно понять, бывает сказано прямо, «открытым текстом». Существует еще и подтекстовая

Слайд 11Термин «скважина» появился так. Когда стали изучать, как люди читают -

что мешает, а что помогает им понимать текст,- то заметили, что в тексте есть некоторые «пустые» места, своего рода смысловые пробелы, «дырки», которые подразумевают, что читатель что-то хорошо знает и без объяснений. Лингвисты называют такие знания «фоновыми».

Подтекстовая информация

Термин «скважина» появился так. Когда стали изучать, как люди читают - что мешает, а что помогает им

Слайд 12 Прочитайте отрывок из стихотворения А. Тарковского

«Ночь под первое июня»:
Пока еще последние колена Последних соловьев не отгремели И смутно брезжит у твоей постели Боярышника розовая пена…

В названии стихотворения слово «ночь». Но ночь большая. Есть ли в стихотворении какая-нибудь «подсказка», позволяющая точнее определить время суток?

Вопрос «на засыпку»

Прочитайте отрывок из стихотворения А. Тарковского «Ночь под первое июня»:

Слайд 13Ответ
Подсказка здесь в том, что соловьи поют (а тем более -

гремят)только ночью. В стихотворении описывается время, пока еще соловьи не отгремели, т.е. очень раннее утро или самый конец ночи, время перед рассветом. Это можно определить, ориентируясь именно на «затекстовые» знания, т.е. заполнив «скважины».
ОтветПодсказка здесь в том, что соловьи поют (а тем более - гремят)только ночью. В стихотворении описывается время,

Слайд 14Фазы прочтения текста

Фазы прочтения текста

Слайд 15
Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания.

•Является эффективным средством

отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.

•Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания. •Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках

Слайд 17
Ромашка Блума

•Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов

к тексту и поиск ответов на них.
•Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
•Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
•Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
•При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Ромашка Блума •Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на

Слайд 18Денотатный граф


• Позволяет разделить текст на части
• Установить связь между

частями
• Представить эти связи графически

Денотатный граф• Позволяет разделить текст на части • Установить связь между частями • Представить эти связи графически

Слайд 19Правила составления
1.Выделение ключевого слова или словосочетания (Имя существительное).
2.Чередование имени и

глагола в графе.
3.Выделение нескольких глаголов, соотносимых с ключевым словом. Глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку (Глагол).
4.От ключевого слова проводятся линии – веточки, обозначающие логические связи.
5.К этим глаголам подбираются по смыслу существительные или словосочетания, которые также соединяются с глаголами линиями – «веточками» (Существительное).
6.Каждое слово на веточке соотносится по смыслу с ключевым словом, например, с помощью вопроса.

Правила составления1.Выделение ключевого слова или словосочетания (Имя существительное). 2.Чередование имени и глагола в графе. 3.Выделение нескольких глаголов,

Слайд 21Прием «Плюс-минус-интересно»

Прием «Плюс-минус-интересно»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть