Презентация, доклад на тему Роман Отцы и дети

Содержание

Конфликты в романе Внешний – отцов и детейВнутренний – в душе нигилиста Базарова

Слайд 1

Роман «Отцы и дети»
конфликты
Иван Сергеевич Тургенев

Роман  «Отцы и дети»конфликтыИван Сергеевич Тургенев

Слайд 2

Конфликты в романе
Внешний – отцов и детей
Внутренний – в душе

нигилиста Базарова



Конфликты в романе Внешний – отцов и детейВнутренний –  в душе нигилиста Базарова

Слайд 3

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента

главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.


Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние

Слайд 4

Старшее поколение


Старшее поколение

Слайд 5

Отношение к старшему поколению


Отношение к старшему поколению

Слайд 6

- В чём причины жестокости Базарова?
Герой переживает острый трагический внутренний конфликт:

несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.


- В чём причины жестокости Базарова?Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с

Слайд 7

Любовная тоска Базарова
Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не

добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.


Любовная тоска БазароваУехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился

Слайд 8

Эпизод дуэли
Ключевой в линии взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым

!



Эпизод дуэли Ключевой в линии взаимоотношений Базарова  с Павлом Петровичем Кирсановым !

Слайд 9

- Каково отношение Базарова к дуэли? - Почему он принимает вызов Павла

Петровича?

Отношение Базарова к дуэли: - Вот мое мнение, - сказал он. – С теоретической точки зрения дуэль -нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое. - То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения? - Вы вполне отгадали мою мысль. - Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности... - Из нерешимости, хотите вы сказать.

Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.


- Каково отношение Базарова к дуэли? - Почему он принимает вызов Павла Петровича?Отношение Базарова к дуэли: -

Слайд 10

- Каково поведение противников во время поединка?
«Базаров тихонько двинулся вперед, и

Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.»

Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора, оказывающего помощь раненому. Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным, пока не получает рану, которую База ров и лечит.


- Каково поведение противников во время поединка?«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив

Слайд 11

Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П. Кирсанова начинаются именно в тот

момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа. Их нелепая дуэль «за убеждения» заканчивается вполне реальной кровью. И внезапно перед Базаровым оказывается

Не заносчивый аристократ, а страдающий морально и физически пожилой человек. Лишь увидев друг в друге не только идейных противников, Павел Петрович и Базаров начинают осознавать свою неправоту. В жизненной драме Базарова и Павла Петровича Кирсанова есть нечто общее: и тот и другой страдает от неудачной любви, которую не в состоянии вытравить из сердца. Поэтому не случайно, что оба они инстинктивно тянутся к бесхитростной и простой Фенечке. Павел Петрович чувствует влечение к Фенечке из-за её внешнего сходства с княгинею Р. Для Базарова мимолётное увлечение Фенечкой – это «некий суррогат его глубокого чувства к Одинцовой».


Человеческие, личностные взаимоотношения Е.Базарова и П.П. Кирсанова начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и

Слайд 12

Взаимоотношения с народом
С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг

к Базарову, верный просветительский взгляд на народ. С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему.

А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».


Взаимоотношения с народомС одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на

Слайд 13

Гибель Базарова и финал романа
Особенность композиции:
Герой дважды проведён по кругу

: Марьино, Никольское, родительский дом.



Гибель Базарова и финал романа Особенность композиции:Герой дважды проведён по кругу :  Марьино, Никольское, родительский дом.

Слайд 14

Во второй половине романа к тем же людям, в схожие ситуации

и былые отношения приходит новый Базаров: познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Все взаимоотношения разрешаются именно во втором круге. Второе и окончательное возвращение Евгения в родительский дом выглядит бегством героя: бегством от самого себя. Базаров оказался гораздо больше убогой схемы своей теории. Но именно в силу глубины и сложности натуры, он не может легко расстаться с прежними убеждениями. В финале романа перед нами человек, охваченный «тоскливой скукой и глухим беспокойством»… Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно смелая, изменилась». Но, несмотря на крушение своих идеалов, Базаров вызывает огромное уважение.


Во второй половине романа к тем же людям, в схожие ситуации и былые отношения приходит новый Базаров:

Слайд 15

Смерть героя

Смерть героя

Слайд 16

Символичность гибели Базарова
Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не

исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает.

Зачем потребовалась автору такая смерть героя? Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.


Символичность гибели БазароваГлубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь

Слайд 17

Роль эпилога в романе
С гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев

пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. В последней XXVIII-ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах (Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки Одинцовой), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает «дело» Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню.



Роль эпилога в романе С гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается,

Слайд 19

Знаменательна последняя фраза романа: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не

скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Эта фраза помогает понять и позицию Тургенева. Идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно, от прошлого в будущее через настоящее, в ней главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Тогда возможен диалог поколений.


Знаменательна последняя фраза романа: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть