Презентация, доклад на тему Роль эпизода в раскрытии идеи рассказа Леонида Андреева Кусака. Литература, 7 класс

Содержание

«Всею своею собачьей душою расцвела Кусака»: роль эпизода в раскрытии идеи рассказа Л. Андреева У Р О К О Т К Р Ы Т И Я Н О В О

Слайд 1Мы в ответе за тех, кого приручили? Презентация к уроку по рассказу

Л. Андреева «Кусака»


Бельмас Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 4»
Го Подольск, Московская область

Литература, 7 класс

Мы в ответе за тех, кого приручили? Презентация к уроку  по рассказу Л. Андреева «Кусака»Бельмас Наталья

Слайд 2 «Всею своею собачьей душою расцвела Кусака»:
роль эпизода в раскрытии

идеи рассказа Л. Андреева






У Р О К О Т К Р Ы Т И Я Н О В О Г О З Н А Н И Я

«Всею своею собачьей душою расцвела Кусака»: роль эпизода в раскрытии идеи рассказа Л. Андреева

Слайд 3 Цели урока:
развивать умение через

отдельный эпизод воспринимать идею целого произведения;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать сострадание к животным и ответственность за тех, «кого приручили».

Цели урока: развивать умение через отдельный эпизод воспринимать

Слайд 4Важное понятие
Э п и з о д – часть художественного произведения,

обладающая относительной самостоятельностью и законченностью.

Как вы понимаете данное определение?

Важное понятиеЭ п и з о д – часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью.Как вы

Слайд 5

Наша(-и) задача(-и)?

Понять, для чего необходим анализ эпизода в произведении.
Определить, какую роль играет данный эпизод в развитии сюжета.
Выяснить, как эпизод связан с основной мыслью (идеей) рассказа «Кусака».


Слайд 6 Подумаем о развитии сюжета:
Сколько эпизодов, по вашему мнению, в рассказе

«Кусака»?








Какое место занимает данный эпизод в композиции рассказа?
Подумаем о развитии сюжета:Сколько эпизодов, по вашему мнению, в рассказе «Кусака»?Какое место занимает данный эпизод в

Слайд 7Работа с ключевыми словами эпизода

душою -?
расцвела –?
Кусака –?





Какое слово, по-вашему,

здесь «третье лишнее»?

«… душою расцвела Кусака»

Работа с ключевыми словами эпизода душою -?расцвела –?Кусака –? Какое слово, по-вашему, здесь «третье лишнее»? «… душою

Слайд 8 Кусака- имя собаки?
«Имя – отличительное название, обозначение человека, даваемое

при рождении».

Почему писатель настойчиво повторяет слово «имя»?

Работа с ключевыми словами эпизода

Кусака- имя собаки?«Имя – отличительное название,  обозначение человека, даваемое при рождении». Почему писатель настойчиво повторяет

Слайд 9В чем, по-вашему, формула собачьего счастья? Обоснуйте свое мнение, опираясь на текст

рассказа.

«У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада».

«Она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?»

В чем, по-вашему, формула собачьего счастья? Обоснуйте свое мнение, опираясь на текст рассказа. «У нее было имя,

Слайд 10Формула собачьего счастья
у нее было …
она могла …

Следовательно, …
?

Формула собачьего счастья  у нее было …она могла …Следовательно, …?

Слайд 11Изменилась Кусака? Свое мнение подтвердите/ опровергните цитатами из текста

1. внешний

вид


2. поведение


Чего собака так и не могла понять?
Что автор называет причиной этого непонимания?
Изменилась Кусака?  Свое мнение подтвердите/ опровергните цитатами из текста 1. внешний вид 2. поведениеЧего собака так

Слайд 12


Она «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала, вертелась вокруг самой себя, и

ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким».

Почему так много «не»?

Анализируем
средства языковой
выразительности

Она «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала, вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким

Слайд 13Анализируем лексические средства выразительности

Что можно прочесть в рассказе о дачниках?

«Они

были добрыми людьми», «дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным» (глава 2).

Они «собирались и хохотали», «нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях», «жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук».

Какие слова, на ваш взгляд, являются ключевыми в описании этих людей?

О чем говорит их поведение?
Анализируем лексические средства выразительности Что можно прочесть в рассказе о дачниках?«Они были добрыми людьми», «дышали хорошим воздухом,

Слайд 14Что сказано о «штуках» Кусаки?
1) «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и

вертелась вокруг самой себя»,
2) «вертелась, кувыркалась и падала»;
3) «вертелась, кувыркалась и падала».
Какой прием использует автор?

Что сказано о «штуках» Кусаки?  1) «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя»,2) «вертелась,

Слайд 15 Найдите в тексте, как реагируют окружающие на поведение Кусаки?


«Леля кричала, задыхаясь от

смеха».
«Никто не видел в глазах ее (Кусаки) странной мольбы».

Был слышен «несмолкаемый веселый хохот».

Что подчеркивает автор?

Найдите в тексте, как реагируют  окружающие на поведение Кусаки? «Леля кричала, задыхаясь от смеха».«Никто не

Слайд 16

Кто, по-вашему, наделен даром любить в рассказе Л. Андреева?












В отношении к кому автор использует слово «любовь»?


Слайд 17 Автор сопоставляет Кусаку и окружающих ее людей или противопоставляет им?





Как

называется этот прием?
Автор сопоставляет Кусаку и окружающих ее людей или противопоставляет им?   Как называется этот

Слайд 18Чем завершается эпизод?

А чем заканчивается история Кусаки?

Чем завершается эпизод? А чем заканчивается история Кусаки?

Слайд 19 Обобщим свои наблюдения:

Представьте, что этого эпизода нет в рассказе. Чего тогда

лишились бы читатели, о чем не узнали бы ?
Обобщим  свои наблюдения:Представьте, что этого эпизода нет в рассказе. Чего тогда лишились бы читатели, о

Слайд 20Какой новый смысл в имени Кусаки появляется благодаря эпизоду?
Кусака от

«вкусить» - «попробовать», «узнать».

В горькой, «кусачей» судьбе собаки было свое, «собачье счастье».
Какой новый смысл в имени Кусаки появляется благодаря эпизоду? Кусака от «вкусить» - «попробовать», «узнать».В горькой, «кусачей»

Слайд 21
«…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет

одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Леонид Андреев

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

«…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и

Слайд 22Мы в ответе за тех, кого приручили (А. де Сент-Экзюпери)
Подведем

итоги:
Для чего необходим анализ эпизода в произведении?
Какую роль играет данный эпизод в рассказе Л. Андреева?
В чем, по-вашему, нравственное значение истории Кусаки?

?

Мы в ответе за тех,  кого приручили (А. де Сент-Экзюпери)  Подведем итоги:Для чего необходим анализ

Слайд 23Послесловие, или Мысли вслух
Помог ли вам урок глубже понять основную

мысль рассказа?
Изменилось ли ваше впечатление об истории, рассказанной писателем, по сравнению с первоначальным?
Продолжите фразы:
я понял (не понял)…,
на уроке мне понравилось (не понравилось)…
Я хотел бы (не хотел бы) …

Послесловие, или Мысли вслух Помог ли вам урок глубже понять основную мысль рассказа?Изменилось ли ваше впечатление об

Слайд 24 Домашнее задание:
 написать сочинение о своей собаке

«Мой друг» или письменно ответить на вопрос: «Какие мысли и чувства вызвал рассказ Л. Андреева?»    
Домашнее задание: написать сочинение о своей собаке «Мой друг» или письменно ответить на

Слайд 25Библиография:
1. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студ.

высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд. М.: Академия, 2008. 400 с.
2. Пятибратова В.П. Способность к состраданию в рассказе Л. Андреева «Кусака» // Уроки литературы.2013. №3. С. 11-12.
3. Технологии и методики обучения литературе: учеб.пособие / под ред. В.А. Кохановой. М.: Флинта: Наука, 2011. 248 с.
4. Широкова Л.Н. «Кусака» Л. Андреева – рассказ о…// Литература в школе. 2005. №11. С. 37-38.

Библиография: 1.	Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть