Слайд 1М.Д. Кривополенова. Сказки. Связь с искусством скоморохов.
Слайд 2Мария Дмитриевна Кривополенова
(19(31).03.1843-2.02.1924)
Великая русская сказительница, песельница, сказочница Мария Дмитриевна Кривополенова родилась
19 (31) марта 1843г. в семье государственного крестьянина Д.Н. Кабалина в деревне Усть-Ежуга Пинежского уезда Архангельской губернии.
Слайд 3Дед Марии Никифор Никитич Кабалин пел былины, рассказывал сказы, и весь
свой репертуар сумел передать внучке. Став двадцати четырех лет отроду женой крестьянина И.Т. Кривополенова, Мария Дмитриевна переехала в д.Шотогорку. Здесь и "открыл" ее в 1900 году известный русский фольклорист А.Д. Григорьев, отметивший, что "живет Марья с мужем бедно, очень бедно: они живут в низкой двухэтажной без крыши избе с одной маленькой комнатой в каждом этаже... Ездит на своей лошади собирать милостыню по деревням, но в своей деревне она не собирает".
Слайд 4По свидетельству Ф.А. Абрамова Махонька (так прозвали М.Д. Кривополенову за малый
рост) просила по деревням милостыню до самого конца жизни, даже когда стала знаменитой на всю страну.
Записанные от М.Д. Кривополеновой старины, и в том числе уникальную песню "Вавило и скоморохи", А.Д. Григорьев опубликовал в книге "Архангельские былины и исторические песни" (1904г.).
Слайд 5Фольклористка и артистка О.Э. Озаровская в 1915г. привезла Марию Дмитриевну в
Москву. С огромным успехом проходили выступления сказительницы, о чем писала газета "Русское слово": "В переполненном публикой большом зале Политехнического музея М.Д. Кривополенова пела старинные былины и скоморошины, заученные ею с голоса еще от столетнего деда, и покорила москвичей". На сцену Мария Дмитриевна выходила в расписных валенках, в пестром платке, старины исполняла "истово, быстрым распевом духовных стихов, энергично, отрывисто, с резкими ударениями".
Слайд 6Однако, вернувшись на родину, М.Д. Кривополенова вновь вынуждена была пойти с
сумой по деревням.
"Вспомнили" об "именитой бабушке" уже после Октябрьской революции. В 1919г. в Москве издан сборник "Былины", куда вошла старина Кривополеновой о Вавиле и скоморохах, а в январе 1921г. Российский Совнарком назначил Марии Дмитриевне пенсию и академический паек как виднейшему деятелю русской культуры.
Слайд 7Несмотря на настойчивые предложения остаться в Москве, М.Д. Кривополенова вернулась домой
на Пинегу, где и умерла 2 февраля 1924г. в д.Веегоры. Похоронена в д.Чакола.
В 1982г. на могиле Махоньки побывал ее земляк писатель Ф.А. Абрамов, который по воспоминаниям художника Д.М. Клопова, сказал: "Заслуживаешь ты почитания, покоряла людей трудом и умом... Напишу о тебе, пока еще есть силы... Вечно живут в нас твои рассказы, легенды передаются из уст в уста".
Слайд 9Скоморо́хи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — в восточнославянской традиции участники
праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые (маски, травести). Практиковали обрядовые формы «антиповедения».
Слайд 10 В былине о Вавиле и путешествии его со скоморохами запечатлена
прямая связь эпического сюжета со скоморошьим творчеством. Былина была впервые записана в 1899 г. в дер. Шотогорка Пинежского уезда Архангельской губернии от М. Д. Кривополеновой известным собирателем А. Д. Григорьевым.
Слайд 11Григорьев заметил, что «назначение этой скоморошьей старины не рассмешить, а внушить
уважение к скоморохам, которые представлены здесь не веселыми, а святыми людьми. <...> Старина, видимо, составлена самими скоморохами вследствие тех гонений, которые вела против них государственная власть в союзе с церковной; в ней скоморохи хотели выставить себя (по крайней мере перед своей публикой) хорошими людьми и противодействовать установившемуся на них взгляду как на веселых только людей»
Слайд 12Поход на царя — это веселый поход скоморохов по селам и
весям, их "чудеса" — это скоморошьи театральные игры». Если герои былины — из народной легенды, то «царь Собака, его сын Перегуд, зять Пересвет и дочь Перекраса — это от народной сказки и прибаутки. Отсюда же и "тын железный" с человечьими головами на "тычинках" вокруг царства. Народная легенда, сказка и скоморошья игра определили собою художественную структуру былины»
Слайд 13 Содержание былины необычно. Ее персонажи — странствующие скоморохи Кузьма и Демьян,
«не простые люди, а святые». У них имена популярных и чтимых церковью и в народе святых как покровителей брака, кузнецов, крепко кующих свадьбы, исцелителей и врачей. Они и в былине покровительствуют искусству скоморохов в лице крестьянского сына Вавилы, которому передают секрет своего замечательного музыкального скоморошьего мастерства.
Слайд 14Былина настойчиво противопоставляет скоморохов и их искусство всем темным и злым
силам. <...> Русский национальный герой, от старого богатыря, сберегателя родной земли Ильи Муромца до скомороха-простака, крестьянского парня Вавилы, всегда чист сердцем, светел и горяч, бескорыстно служит своему народу и полон неугасимой веры в конечное торжество добра и справедливости»