Слайд 1Религиозные тенденции в современном литературном процессе
Слайд 2План:
1.Общие типологические черты религиозной прозы
2.Проблема постижения истины, веры, открытое таинственное
3.Функция автора
в религиозной прозе
Слайд 3Общие типологические черты религиозной прозы
С середины 80-х годов ХХ века в
жизни русского общества началось так называемое религиозное возрождение. Это явление носило и носит до сих пор характер чисто внешний (увеличился наплыв народа в церкви, количество церквей, узаконены религиозные праздники и т.п.), однако массовое сознание по-прежнему безрелигиозно. Но литература на религиозные темы уже довольно обширна. Это повесть В.Алфеевой «Джвари», рассказы О.Николаевой «Кукс из рода Серафимов» и Л.Бородина «Посещение», повесть О.Николаевой «Корфу» и ее же роман «Меценат», повесть А.Варламова «Паломники» и другие произведения.
Слайд 4В современной прозе на религиозные темы уже выработались типологические черты. Прежде всего это
реалистическая, традиционная манера письма, без подтекстов и вторых планов, где каждое слово однозначно и самодостаточно. Главный герой, как правило, — новообращенный. Отсюда свежесть и неискушенность, некоторая робость взгляда на еще малознакомый мир, обостренность восприятия и стремление к психологической мотивировке образов. Отсюда сюжет, движение которого определяется постепенностью постижения Истины, принятия Веры, открытия Таинств.
Слайд 5Необходимо отметить, что многие произведения религиозной прозы (Л.Бородин, В.Алфеева) были написаны
в 70-е – начале 80-х годов, а опубликованы только в конце 80-х – начале 90-х годов. Так, на диссидентской волне создавался сложный, насыщенный многочисленными религиозными, философскими, политическими проблемами роман Феликса Светова «Отверзи ми двери». Законченный в 1975 году, он попал в самиздат, затем был опубликован в 1978 году в Париже и только в 1991 году появился в журнале «Новый мир».
Слайд 6По форме «Отверзи ми двери» — психологический роман-размышление, роман-диспут. В сюжете огромную
роль играет Случай, толкуемый Ф.Световым как Божий промысел. В религиозном плане произведение воплощает одно из наиболее сложных течений в русском православии – антропоцентрическое, историософское, обращенное к активности человека в природе и обществе.
Несмотря на то, что основная направленность романа – религиозная, в русле ее ставятся острые вопросы современности: о свободе, о смысле творчества и др.
Главный герой романа Лев Ильич – еврей, почувствовавший необходимость переоценить прошлую жизнь, обрести Бога. В сорок семь лет он обратился к Душе, неустроенной, томящейся. Опору ей он находит в православии, крестившись у отца Кирилла. Муки и душевное смятение не оставляют Льва Ильича – человека искреннего, страстного, ощущающего свою личную вину за все грехи и русского (каким он является по культуре), и еврейского (кто он по своей национальности) народов.
Каждый шаг новообращенного связан с познанием тайн Веры и Церкви. Глубинным духовным смыслом наполнены обряды крещения, причастия, увиденные глазами героя, воспринятые им как важные и определяющие вехи новой жизни. Автор подмечает тончайшие психологические движения души Льва Ильича, взлеты и падения, метания от кристально чистой веры в сомнения и жуткие бездны неверия.
Слайд 7Его душа в мучительных попытках найти в миру нравственные ориентиры, исходя
из Библии, наполняется то безмерной любовью, то ненавистью. Лев Ильич еще только постигает Церковь, потому понятны его колебания между отцом Кириллом, для которого Бог есть любовь, и Костей, чьи взгляды пронизаны духом отрицания и ненависти. После бесед с отцом Кириллом на героя нисходит спокойствие, свет, ясность. Но всякий обращенный должен пройти через искушения. В роли искусителя выступает Костя. Костя отрицает современную Церковь, в каждом священнослужителе видит сексота. Он подбирает факты, порочащие церковь. Недаром перед каждой встречей с Костей Лев Ильич чувствует запах сырости и гнили, словно знак дьявольского присутствия.
Своим скепсисом и отрицанием Костя вносит сумятицу в душу героя. Костин соблазн побеждается словом любви и терпения отца Кирилла.
Чтобы с чистой душой прийти к Богу, Льву Ильичу нужно многое переосмыслить. Прежде всего – собственную жизнь. Лев Ильич с ужасом думает о той лжи, которая семнадцать лет царствовала в их семье, о собственной трусости и мелких предательствах, которые он совершал по отношению к жене Любе, к самому себе, к женщинам, которых когда-то обнадежил и оставил. Поэтому он чувствует собственную вину за несложившиеся судьбы Тани и ее сестры Лиды, дочери Нади.
Слайд 8Ф.Светов написал роман о сложнейшем, тернистом пути человека к Богу, о
тех испытаниях, которые предстоят ему. Главный мотив произведения – это мотив покаяния. Недаром название романа – усеченное начало молитвы «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» в судьбах героев показаны три пути в мире, как было три пути от Тайной Вечери: «путь Христа – страдания, смерть и воскресение, путь его учеников – заснувших в Гефсимании, и путь Иуды – предавшего и погибшего». Через страдание, смертельные муки приходит к воскресению душа Льва Ильича, обретшего веру.
Слайд 9Религиозно-этические ориентиры в прозе Л.И Бородина конца 1980-х — начала 2000-х
гг.» связана с рассмотрением творческой эволюции писателя с 1987 года по настоящее время"
Первый параграф «От «Божеполья» к «Бесиву»: образы смутного времени» посвящен анализу художественной концепции эпохи Смуты, рассматриваемой Л И Бородиным как явление историческое, духовное, общественное и личностное Смута конца XX века, по мнению писателя, восходит к духовным волнениям рубежа Х1Х-ХХ вв , когда кризис веры привел к кризису государственности вследствие попытки построения царства Божьего на земле Волнения 1990-х гг оказываются закономерным исходом развития социалистической системы, изуродовавшей «божеполье» души русского народа
Слайд 10Проблема судьбы российского государства тесно переплетается в творчестве Л И Бородина
с проблемой веры В рассказе «Посещение» в притчевой форме писатель проводит мысль, что человек, воспитанный на догматах общественной системы, идеалах гордости и всесилия, гипертрофированно оценивает свою значимость, бросая вызов Богу
Слайд 11С проблемой трагической судьбы в произведениях писателя тесно связан вопрос о
смысле человеческой жизни и сущности счастья, возможности его обретения В результате жизненных испытаний, трагедий, духовных поисков герои писателя осознают, что за счастье в жизни нужно платить, и если человек счастлив, его постоянно преследует страх неминуемой расплаты, боязнь утратить обретенную гармонию Счастье в художественном мире писателя предстает в триединстве «любовь - красота - чудо», каждая составляющая которого включает два остальных Человеческое счастье, по Л И Бородину, очень хрупкое, мимолетное и относительное в сравнении с гармонией вечной природы, воплощенной в образе тайги, занимающей особое место в сибирских повестях Образ тайги таинственен, могущественен, вызывает у бородинских персонажей, с одной стороны, чувство страха и тревоги, с другой, оказывается особо притягателен романтической окрашенностью первозданного бытия
Слайд 12Повесть «Ловушка для Адама» несколько выбивается из ряда предыдущих произведений Л
И Бородина не только своим апокалипсическим сюжетом, но и несвойственным писателю стилем, более характерным для постмодернистских произведений Центральное место в повести занимает характер и судьба главного героя Адама, чья «личная смута» вырастает до размеров не только государственной, но и мировой Этот эффект обеспечивается активным использованием христианской символики, монтажной композиции, субъектной организацией текста, четко смоделированным хронотопом Пространство повести условно можно разделить на мир городской и «райский уголок», отделенный от суетного мира людей Озером и Чертовым мысом Мир города, изображенный в повести, охвачен дьявольскими силами, что подчеркивается многократным использованием эпитетов «бесовской» и«чертовский» Смуту государства герой видит через смуту личную, попав в малое пространство «райского уголка»
Слайд 13Центральный герой повести «Ловушки для Адама» от безверия, эгоизма, нравственной опустошенности
через испытания приходит к возрождению души, к вере и просветлению Жизненный опыт преобразует героев писателя Наравне с высшими силами они творят не только личную судьбу, но и судьбу своего народа, всего человечества Преодоление индивидуальной смуты, по Л И Бородину, возможно посредством обращения к нравственным истокам и осознания своей причастности к великому народу, история которого уже имеет варианты выхода из состояния Смуты
Слайд 14Анализ произведений писателя конца 1960-х - начала 1980-х гг показал в
центре художественной картины мира прозаика - испытание человека «странного времени» в экстремальных условиях необходимого выбора, что предопределяет сужение пространственных рамок произведений .
Главным отличием большинства центральных героев Л И Бородина становится их неутомимый поиск пути постижения истины В рассматриваемый период художником активно осваивается весь спектр основных эпических жанров от рассказа до романа Проза Л И Бородина конца 1960-х - начала 1980-х гг характеризуется использованием ретроспекции, новеллистических финалов, применением различных приемов субъективации авторского повествования несобственно-прямой и внутренней речи, передачи повествования от одного героя другому, лексической и синтаксической градации на уровне одного абзаца, многоуровневой символики образной, числовой, цветовой, названий произведений, имен героев Можно говорить и о слиянии диалогичности и религиозности как основных составляющих авторского сознания, проявившихся в использовании системы двойников, героев-антиподов, в обращении к теме веры, определении христианских ценностей жизненным ориентиром лучших персонажей автора