Слайд 1 Реализация «Петербургского» мифа в произведениях русской литературы нач.
19 века
(на примере поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» и повести Н.В.Гоголя «Шинель»)
Слайд 3Содержание
1. Опрос по поэме и повести
2. Петербургский миф
3. Анализ поэмы А.С.Пушкина
«Медный всадник»
4. Канва жизни героев поэмы и повести
5. Сочинение на тему:
«Судьба «маленького» человека в пространстве Петербурга»
Слайд 4 Проверим знание текстов! Коротко письменно ответьте
на вопросы.
1.Почему воротник шинели глвного героя повести «Шинель» с каждым годом уменьшался?
2.Моккий, Соссий, Хазадат, Трифилий, Дула, Варахасий - что это за список?
3. Что за герой Петрович? Как он связан с главным героем?
4.Сколько времени новая шинель принадлежала глвному герою?
5.Почему повесть «Шинель» можно назвать фантастической?
6. Перечислите имена героев поэмы «Медный всадник».
7.Какое стихийное бедствие описано в поэме?
8. Что за природное явление имеет в виду автор
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса
9.Коротко опишите судьбы героев поэмы.
10. Какое фантастическое явление ввел в повествование А.С.Пушкин?
Слайд 5Петербургский миф
Петербург - эксцентрический город, расположенный на краю
культурного пространства, на берегу моря, в устье реки. Здесь актуализируется оппозиция "естественное/искусственное".
"Это город, созданный вопреки
Природе и находящийся в борьбе с нею, что даёт двойную возможность интерпретации города: как победы разума над стихиями, с одной стороны, и как извращённости естественного порядка, с другой ", - писал Ю.М.Лотман.
Мережковский: «Москва выросла – Петербург выращен, вытащен из земли, или даже просто “вымышлен”».
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум высоких полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко…
(…)
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суджено
В Европу прорубить окно.
Слайд 6Петербургский миф
Город основан
на болоте, а по легенде об основании города, на воздухе, т.е. не имеет под собой фундамента, - такая позиция позволяет рассматривать Петербург как призрачное, фантасмагорическое пространство.
Другая черта петербургской картины мира - её театральность. Разностилевая архитектура Петербурга, в отличие от архитектуры городов с длительной историей (…) создает "ощущение декорации".
Ю.М.Лотман
Слайд 7Петербургский миф
Город основан
на болоте, а по легенде об основании города, на воздухе, т.е. не имеет под собой фундамента, - такая позиция позволяет рассматривать Петербург как призрачное, фантасмагорическое пространство.
Другая черта петербургской картины мира - её театральность. Разностилевая архитектура Петербурга, в отличие от архитектуры городов с длительной историей (…) создает "ощущение декорации".
Ю.М.Лотман
Слайд 8Петербургский миф
Докажите примерами из текста, что в описании
Петербурга А.С.Пушкин противопоставляет природу (реку) и цивилизацию (сам город). Вечная борьба стихии и культуры
реализуется в петербургском мифе как антитеза воды и камня. Город Петербург носит имя святого Петра – Санкт-Петербург. Петр в переводе на русский язык значит «камень». Какой прием использован при описании реки?
Найдите в тексте подтверждение тому, что наводнение описано как Всемирный библейский потоп, что увеличивает масштаб происходящего до вселенских размеров.
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей немочь…
(…)
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.
Слайд 9Миф о «Медном Всаднике» и миф о потопе (гибели)- главные составные
части Петербургского мифа.
Основанием «Медного всадника» стал знаменитый «гром-камень». Конь Петра давит змею. В традиции барочной символики змея – аллегория зависти, вражды.
Но в Петербурге знали и пророчество, в котором говорилось, что патриарх Иаков «видех, рече, змию, лежащу на пути и хапающу коня за пяту…» . В таком контексте всадник и змей вместе составляют знамение конца света, и змей, который олицетворяет антихриста, бросает свой отблеск на Петра.
Всадник оживает, всадник скачет по улицам города, преследует бедного Евгения в поэме «Медный всадник». И опять мы видим миф, который говорит о самом главном, о судьбе города, о его грядущей гибели…
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье-
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луной бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне…
Слайд 10«Медный всадник» А.С.Пушкина - петербургская повесть.
Иллюстрации
Александра Бенуа
Слайд 11Анализ текста повести
Как в поэме воплощается петербургский миф?
Докажите, что в поэме
три конфликта: между городом и рекой; между Евгением и Медным Всадником; между вступлением и главами (стилистический).
Докажите, что в поэме три героя: Евгений, Медный Всадник (Петр I), Нева, Петербург(Петрополь)
.
Слайд 12Петербургский миф
Докажите примерами из текста, что в описании
Петербурга А.С.Пушкин противопоставляет природу (реку) и цивилизацию (сам город). Вечная борьба стихии и культуры
реализуется в петербургском мифе как антитеза воды и камня. Город Петербург носит имя святого Петра – Санкт-Петербург. Петр в переводе на русский язык значит «камень». Какой прием использован при описании реки?
Найдите в тексте подтверждение тому, что наводнение описано как Всемирный библейский потоп, что увеличивает масштаб происходящего до вселенских размеров.
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей немочь…
(…)
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.
Слайд 13Конфликт
Евгения и Медного Всадника
«Маленький» человек, но
достойный симпатии и уважений (найдите подтверждение этому в поэме).
О чем мечтает Евгений?
Как лишается возможности осуществить мечту?
Как меняется Евгений после потери мечты?
Кого винит в своем горе?
Докажите при помощи текста, что Петр I и Медный Всадник - две противопоставленные ипостаси одного образа.
По какому принципу Петр I и Медный Всадник противопоставлены?
Что символизирует каждая ипостась?
Выпишите фразы,
которыми автор называет
памятник Петру;
фразы, описывающие
Евгения.
Евгений на мраморном
льве-
пародия на Петра,
сидящего на коне.
Сравните!
Слайд 14Конфликты в
поэме «Медный всадник»
1.Вступление (ода, возвышенный стиль) и главная часть (мечта-
идиллия и разрушение идиллии, нейтральный стиль)
2. Город ( «Петра творенье») и река (наводнение- Божья кара; из мифа о Петербурге)
3. Петр I (государственная власть) и Евгений («маленький человек»). Но Евгений- взбунтовавшийся «маленький человек»!!!
Слайд 16Идея поэмы
Город, как и его герои, раздваивается.
В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Петр - окно в Европу, порт, выход на простор.
А всплывает Петрополь, губитель, убийца, уничтоживший Парашу, поглотивший пожитки бедноты, отнявший разум у Евгения.
Побеждает город, не предвиденный Петром, это обратная сторона его мечты. Это город, где царит не Петр, а Медный Всадник.
Слайд 17Идея поэмы
Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне
несоизмеримые. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объемно, поэтому и конфликт поэмы многогранен.
Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется.
Философские размышления о месте человека в мире поэт окрашивает в трагические тона: Петр-преобразователь превращается в бронзового истукана, а задуманный им город становится городом-убийцей; гибнет Евгений, позитивные мечты которого сломаны государственной машиной.
Слайд 18Канва жизни героев поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» и повести Н.В.Гоголя «Шинель»
рождение
крещение
служба
любовь
к шинели
лишение возлюбленной
болезнь
смерть
месть за шинель ФАНТАСТИКА
природная стихия
служба
Любовь к Параше
лишение
возлюбленной
сумасшествие
смерть
ожившая статуя ФАНТАСТИКА
Акакий Акакиевич
Евгений
Слайд 19Сочинение на тему: «Судьба «маленького» человека в пространстве Петербурга (на
примере поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» и повести Н.В. Гоголя «Шинель»)»
План
1.Вступление (Своеобразие Петербурга, особенность его пространства, городской миф – см. цитаты ниже, можно их использовать в сочинении, только нужно правильно ввести!)
2. Основная часть: сравнение судеб двух героев с указанием деталей, анализом эпизодов и сцен, обязательное введение цитат из художественных текстов (Что собой представляют герои? Чем занимаются? Почему они «маленькие»? Какая у каждого мечта? Как они ее лишаются? Как переживают лишение мечты? Кто виновен в том, что герои лишились мечты? Какую роль играет в этом город? Какое природное явление, отражающее характер города, показано в каждом произведении? Фантастика в каждом произведении: зачем она введена, что показывает?)
3. Заключение (Какова судьба «маленьких» людей в Петербурге? Каковы сходства и различия в ее изображении разными писателями?)
Слайд 20Цитаты о Петербурге
"Это город, созданный вопреки природе и находящийся в борьбе
с нею, что даёт двойную возможность интерпретации города: как победы разума над стихиями, с одной стороны, и как извращённости естественного порядка, с другой." Ю.М.Лотман
"Я изумлялся на каждом шагу, видя непрекращающееся смешение двух столь различных искусств: архитектуры и декорации: Пётр Великий и его преемники воспринимали свою столицу как театр." Ю.М.Лотман
"Вдруг среди лесов и болот целый город вырос, причём в стороне далёкой и малоизвестной, как и положено волшебному граду. Всё в этом городе не такое, как в прочих городах, - от улиц до жителей. И город сам не простой, да и не город это, а символ. Символ новой, европейской России, какой ещё не было, но которая непременно будет." Е.Шерман
Слайд 21Цитаты о Петербурге
«Москва выросла – Петербург выращен, вытащен из земли, или
даже просто “вымышлен”.
Д.С Мережковский
«Утаим ли от себя еще одну блестящую ошибку Петра Великого? Разумею основание новой столицы на северном крае государства, среди зыбей болотных, в местах, осужденных природою на бесплодие и недостаток… Сколько людей погибло, сколько миллионов и труда употреблено для приведения в действо сего намерения? Можно сказать, что Петербург основан на слезах и трупах. Иноземный путешественник, въезжая в государство, ищет столицы, обыкновенно, среди мест плодороднейших, благоприятнейших для жизни и здоровья; в России он <…> въезжает в пески, болота, в песчаные леса сосновые, где царствуют бедность, уныние, болезни». Н.М.Карамзин