Презентация, доклад на тему Развитие коммуникативной компетенции на уроках литературы

Содержание

Цель литературного образования воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления

Слайд 1РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
Автор презентации:
учитель русского

языка
и литературы
МОУ «СОШ № 10»
Мерзлякова Марина Ивановна
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕАвтор презентации:учитель русского языка и литературыМОУ «СОШ № 10»Мерзлякова

Слайд 2Цель литературного образования
воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую

привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления
Цель литературного образования  воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в

Слайд 3Компетентность читателя
способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей

национальной и мировой художественной культуры
готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст
овладение системой знаний, умений, навыков по предмету
развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей
освоение представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся
Компетентность читателя способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культурыготовность

Слайд 4Задачи развития речи в курсе литературы
обучение
восприятию чужого высказывания
переложению

авторского текста
составление собственного текста в устной и письменной форме
Задачи развития речи в курсе литературы    обучениевосприятию чужого высказыванияпереложению авторского текстасоставление собственного текста в

Слайд 5Виды работ по развитию речи на уроках литературы
переложение авторского текста
читательская интерпретация

художественного текста (в устной и письменной форме)
устные развёрнутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему
письменные творческие работы в разных жанрах
Виды работ по развитию речи на уроках литературыпереложение авторского текстачитательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной

Слайд 6Примеры заданий по развитию письменной речи к разделу «Сказки для взрослых», 6

класс

Что такое «сказка для взрослых»?
(Г.Х. Андерсен «Русалочка»)
Нравственные уроки сказки …
(Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»)
Моё новое прочтение «детской» сказки…
(В. Гауф «Маленький Мук»)
Сказка – воспитатель взрослых и детей
(Н.Д. Телешов «Белая цапля» или др.)

Примеры заданий по развитию письменной речи к разделу «Сказки для взрослых»,  6 класс Что такое «сказка

Слайд 7Работа с текстом художественного произведения в среднем звене
уметь определить цель написания данного

текста
уметь выделить основную мысль
уметь определять адресата текста
уметь отличать содержание от стиля
уметь определять свой смысл прочитанного
уметь выразить кратко содержание объёмного текста
уметь найти предложение, наиболее полно отражающее содержание текста
уметь найти предложение, наиболее точно отражающее какое-либо человеческое качество – чувство, переживание, мысль







Работа с текстом художественного произведения  в среднем звенеуметь определить цель написания данного текстауметь выделить основную мысльуметь

Слайд 8Приёмы работы с текстом
1.Диалог с автором
2.Комментированное чтение

Данные приёмы наиболее

эффективно помогают решить задачу – показать , что возможны различные интерпретации
одного и того же художественного текста
Приёмы работы с текстом1.Диалог с автором2.Комментированное чтение  Данные приёмы наиболее эффективно помогают решить задачу – показать

Слайд 9Развитие умения вести диалог с читателем
видеть в тексте авторские вопросы (прямые

и скрытые)
включать творческое воображение учащихся
задавать свои вопросы автору по ходу чтения
помочь самостоятельно вести диалог с автором

Развитие умения вести диалог с читателемвидеть в тексте авторские вопросы (прямые и скрытые)включать творческое воображение учащихсязадавать свои

Слайд 10Обучение чтению
Одним из важнейших условий формирования компетентного читателя средствами предмета «Литература»

является развитие умений всех видов речевой деятельности:

говорения
слушания
чтения
письма
Обучение чтениюОдним из важнейших условий формирования компетентного читателя средствами предмета «Литература» является развитие умений всех видов речевой

Слайд 11Обучение гибкому чтению
В учебнике литературы для 5 класса

«Шаг за горизонт» и для 6 класса «Год после детства» предусмотрена система заданий, направленных на развитие механизмов речи, формирующих умение читать:

антиципации (предвидения)
компрессии (сжатия текста)


Обучение гибкому чтению   В учебнике литературы для 5 класса «Шаг за горизонт» и для 6

Слайд 12Обучение комментированному чтению
озвучивают текст дети - комментирует учитель

использование интересных детских суждений

в комментарии к тексту

включение воображения детей
Обучение комментированному чтениюозвучивают текст дети - комментирует учительиспользование интересных детских суждений в комментарии к текстувключение воображения детей

Слайд 13Технологии формирования правильного типа читательской деятельности
работа с текстом
монолог
полилог
иллюстрирование, коллаж
комментированное чтение
творческие работы
проект
инсценирование

Технологии формирования правильного типа читательской деятельностиработа с текстоммонологполилогиллюстрирование, коллажкомментированное чтениетворческие работыпроектинсценирование

Слайд 14Иллюстрирование художественных произведений
«Синяя птица»,
Кочурова Елена, 6А
«Щелкунчик»
Падерина Мария, 6А
«Белая цапля»
Степанова

Ксения, 6Б

«Щелкунчик»
Лагутин Данил, 6Б

«Русалочка»
Хайбулина Лилия, 6Б

«Щелкунчик»
Тютнева Юлия, 6А

Иллюстрирование художественных произведений «Синяя птица», Кочурова Елена, 6А«Щелкунчик»Падерина Мария, 6А«Белая цапля»Степанова Ксения, 6Б«Щелкунчик»Лагутин Данил, 6Б«Русалочка»Хайбулина Лилия, 6Б«Щелкунчик»Тютнева

Слайд 15Иллюстрирование художественных произведений










рисунок к сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» Н.Д.Телешов «Белая цапля»
Катаев Никита, 6Б Воскресенский Саша, 6Б
Иллюстрирование художественных произведений              рисунок

Слайд 16Работа с иллюстрациями
В. Гауф «Маленький Мук»
Худ. Верхоланцев
Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»
Худ. Верхоланцев

Работа с иллюстрациямиВ. Гауф «Маленький Мук»Худ. ВерхоланцевЭ.Т.А. Гофман «Щелкунчик»Худ. Верхоланцев

Слайд 17Виды деятельности учащихся по развитию коммуникативной компетенции
1) смысловой анализ текста

2) использование

различных видов чтения:
ознакомительное
просмотровое
поисковое

3) составление планов, тезисов, конспектов
Виды деятельности учащихся по развитию коммуникативной компетенции1) смысловой анализ текста2) использование различных видов чтения:ознакомительноепросмотровоепоисковое3) составление планов, тезисов,

Слайд 18Примеры устных выступлений учащихся в 6 классе по разделу: «Сказки для взрослых»

"Биография

Г.Х.Андерсена” - доклад
"Сказки для взрослых" - слайд-шоу
"Новогодняя сказка» - сценарий
"Кошкин дом" - живая презентация
"Русалочка и принц" - танец
"Маленький Мук и злая колдунья" – сценка
«Взрослые сказки» - защита коллажа

Примеры устных выступлений учащихся в 6 классе по разделу: «Сказки для взрослых»

Слайд 19Развитие речевой компетенции
Материал учебника по литературе
под ред. Бунеевых для 5-6

классов обеспечивает все направления работы по развитию речи:

развитие умения говорить и читать
обогащение словаря учащихся
развитие устной и письменной художественной речи
Развитие речевой компетенцииМатериал учебника по литературе под ред. Бунеевых для 5-6 классов обеспечивает все направления работы по

Слайд 20Формы контроля
тестирование
зачёт
конференция

Например:
НАУЧНЫЙ КОНЦЕРТ, или НЕНАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Выступления учащихся интегрируют содержание

курсов
естествознание, история и литература, взаимосвязанных
на уровне учебных программ.
 

Формы контролятестированиезачётконференция Например: НАУЧНЫЙ КОНЦЕРТ, или НЕНАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯВыступления учащихся интегрируют содержание курсовестествознание, история и литература, взаимосвязанных на

Слайд 21Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период

до 2010 года.- Правительство Российской Федерации.- Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001.

2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М.: Сентябрь, 2001.

3. Совет Европы: Симпозиум по теме « Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS/ SC/ Sec (96) 43/- Берн,1996.

4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.: ООО «Мир книги», 2001.

Литература   1. Концепция модернизации российского образования на  период до 2010 года.- Правительство Российской Федерации.-

Слайд 225. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании.- М..:

Чистые пруды, 2007. /Библиотечка «Первого сентября» Вып. 6/

6. Карачев А.А., Красовская Е.П. Компетентности учителя.//О составе компетенций выпускника педагогического вуза.- МПГУ.- 2004.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.- М.: ИОСО РАО, 2002.

8. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования.- М.: Педагогическое общество России, 2000.



5. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании.- М..: Чистые пруды, 2007. /Библиотечка «Первого сентября»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть