Слайд 1РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
Автор презентации:
учитель русского
языка
и литературы
МОУ «СОШ № 10»
Мерзлякова Марина Ивановна
Слайд 2Цель литературного образования
воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую
привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления
Слайд 3Компетентность читателя
способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей
национальной и мировой художественной культуры
готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст
овладение системой знаний, умений, навыков по предмету
развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей
освоение представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся
Слайд 4Задачи развития речи в курсе литературы
обучение
восприятию чужого высказывания
переложению
авторского текста
составление собственного текста в устной и письменной форме
Слайд 5Виды работ по развитию речи на уроках литературы
переложение авторского текста
читательская интерпретация
художественного текста (в устной и письменной форме)
устные развёрнутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему
письменные творческие работы в разных жанрах
Слайд 6Примеры заданий по развитию письменной речи
к разделу «Сказки для взрослых»,
6
класс
Что такое «сказка для взрослых»?
(Г.Х. Андерсен «Русалочка»)
Нравственные уроки сказки …
(Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»)
Моё новое прочтение «детской» сказки…
(В. Гауф «Маленький Мук»)
Сказка – воспитатель взрослых и детей
(Н.Д. Телешов «Белая цапля» или др.)
Слайд 7Работа с текстом
художественного произведения
в среднем звене
уметь определить цель написания данного
текста
уметь выделить основную мысль
уметь определять адресата текста
уметь отличать содержание от стиля
уметь определять свой смысл прочитанного
уметь выразить кратко содержание объёмного текста
уметь найти предложение, наиболее полно отражающее содержание текста
уметь найти предложение, наиболее точно отражающее какое-либо человеческое качество – чувство, переживание, мысль
Слайд 8Приёмы работы с текстом
1.Диалог с автором
2.Комментированное чтение
Данные приёмы наиболее
эффективно помогают решить задачу – показать , что возможны различные интерпретации
одного и того же художественного текста
Слайд 9Развитие умения вести диалог с читателем
видеть в тексте авторские вопросы (прямые
и скрытые)
включать творческое воображение учащихся
задавать свои вопросы автору по ходу чтения
помочь самостоятельно вести диалог с автором
Слайд 10Обучение чтению
Одним из важнейших условий формирования компетентного читателя средствами предмета «Литература»
является развитие умений всех видов речевой деятельности:
говорения
слушания
чтения
письма
Слайд 11Обучение гибкому чтению
В учебнике литературы для 5 класса
«Шаг за горизонт» и для 6 класса «Год после детства» предусмотрена система заданий, направленных на развитие механизмов речи, формирующих умение читать:
антиципации (предвидения)
компрессии (сжатия текста)
Слайд 12Обучение комментированному чтению
озвучивают текст дети - комментирует учитель
использование интересных детских суждений
в комментарии к тексту
включение воображения детей
Слайд 13Технологии формирования правильного типа читательской деятельности
работа с текстом
монолог
полилог
иллюстрирование, коллаж
комментированное чтение
творческие работы
проект
инсценирование
Слайд 14Иллюстрирование художественных произведений
«Синяя птица»,
Кочурова Елена, 6А
«Щелкунчик»
Падерина Мария, 6А
«Белая цапля»
Степанова
Ксения, 6Б
«Щелкунчик»
Лагутин Данил, 6Б
«Русалочка»
Хайбулина Лилия, 6Б
«Щелкунчик»
Тютнева Юлия, 6А
Слайд 15Иллюстрирование художественных произведений
рисунок к сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» Н.Д.Телешов «Белая цапля»
Катаев Никита, 6Б Воскресенский Саша, 6Б
Слайд 16Работа с иллюстрациями
В. Гауф «Маленький Мук»
Худ. Верхоланцев
Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»
Худ. Верхоланцев
Слайд 17Виды деятельности учащихся по развитию коммуникативной компетенции
1) смысловой анализ текста
2) использование
различных видов чтения:
ознакомительное
просмотровое
поисковое
3) составление планов, тезисов, конспектов
Слайд 18Примеры устных выступлений учащихся
в 6 классе по разделу: «Сказки для взрослых»
"Биография
Г.Х.Андерсена” - доклад
"Сказки для взрослых" - слайд-шоу
"Новогодняя сказка» - сценарий
"Кошкин дом" - живая презентация
"Русалочка и принц" - танец
"Маленький Мук и злая колдунья" – сценка
«Взрослые сказки» - защита коллажа
Слайд 19Развитие речевой компетенции
Материал учебника по литературе
под ред. Бунеевых для 5-6
классов обеспечивает все направления работы по развитию речи:
развитие умения говорить и читать
обогащение словаря учащихся
развитие устной и письменной художественной речи
Слайд 20Формы контроля
тестирование
зачёт
конференция
Например:
НАУЧНЫЙ КОНЦЕРТ, или НЕНАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Выступления учащихся интегрируют содержание
курсов
естествознание, история и литература, взаимосвязанных
на уровне учебных программ.
Слайд 21Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период
до 2010 года.- Правительство Российской Федерации.- Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001.
2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М.: Сентябрь, 2001.
3. Совет Европы: Симпозиум по теме « Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS/ SC/ Sec (96) 43/- Берн,1996.
4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.: ООО «Мир книги», 2001.
Слайд 225. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании.- М..:
Чистые пруды, 2007. /Библиотечка «Первого сентября» Вып. 6/
6. Карачев А.А., Красовская Е.П. Компетентности учителя.//О составе компетенций выпускника педагогического вуза.- МПГУ.- 2004.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.- М.: ИОСО РАО, 2002.
8. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования.- М.: Педагогическое общество России, 2000.