Презентация, доклад на тему Путь учителя словесности к формированию компетентного читателя

Становится очевидным, что сегодня происходит смена модели чтения. Чем же отличалась прежняя модель? Её характеристиками были: высокий статус чтения, престиж человека читающего, наличие домашней библиотеки, в составе которой обязательно присутствовали детские и юношеские книги, частое посещение

Слайд 1
Всероссийская научно-практическая конференция
«Современное филологическое образование: стратегии и практики»
Тарасова Марина Николаевна,
преподаватель

русского языка и литературы
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»










ПУТЬ УЧИТЕЛЯ СЛОВЕСНОСТИ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОГО ЧИТАТЕЛЯ

Всероссийская научно-практическая конференция «Современное филологическое образование: стратегии и практики»Тарасова Марина Николаевна,преподаватель русского языка и литературыОБПОУ «Курский автотехнический

Слайд 2Становится очевидным, что сегодня происходит смена модели чтения. Чем же отличалась

прежняя модель? Её характеристиками были: высокий статус чтения, престиж человека читающего, наличие домашней библиотеки, в составе которой обязательно присутствовали детские и юношеские книги, частое посещение общественных библиотек, ориентированность юного читателя на освоение «золотого» фонда литературы.
Становится очевидным, что сегодня происходит смена модели чтения. Чем же отличалась прежняя модель? Её характеристиками были: высокий

Слайд 3Ценностно-смысловые приоритеты в обществе крайне размыты: массовая культура, Интернет ориентируют подростков

на развлечение, потребление, вседозволенность.

Каково учителю словесности на этом фоне изучать с детьми русскую классику?

Ценностно-смысловые приоритеты в обществе крайне размыты: массовая культура, Интернет ориентируют подростков на развлечение, потребление, вседозволенность. Каково учителю

Слайд 4Не для кого не секрет, что нередко уроки литературы превращаются в

монолог педагога, который так выразительно читает и комментирует обучающимся сцены из Островского, эпизоды из Достоевского или Толстого, чтобы заинтересовать вопросами, спровоцировать дискуссии по прочитанному или прослушанному.
Не для кого не секрет, что нередко уроки литературы превращаются в монолог педагога, который так выразительно читает

Слайд 5Чтение – это усилие, работа, труд, а наши дети привычку к

труду теряют, леность в их умах случается необыкновенная.

Современный школьник:
«Я не понимаю, что я читаю!»

Чтение – это усилие, работа, труд, а наши дети привычку к труду теряют, леность в их умах

Слайд 6« В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире,

самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелёва и дальше до Евгения Носова и Белова. Это могучая духовная ограда от зла –если её правильно выстроить» .
« В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о

Слайд 7 Как мотивировать современных подростков на чтение классической и современной литературы?



В своей работе я использую методику, автором которой является Сурожская С.В., Заслуженный учитель РФ, Лауреат Премии Президента (2006). Данная методика основана на использовании при изучении художественного произведения приёмов «погружения» в текст. То есть так выстраивается система работы над произведением, что чтение и перечитывание художественного текста становится необходимым, потому что без этого большинство заданий невыполнимо.

Сурожская С.В., Заслуженный учитель РФ, Лауреат Премии Президента (2006).

Как мотивировать современных подростков на чтение классической и современной литературы? В своей работе я использую методику,

Слайд 8Цели учителя и ожидаемый результат при использовании приёмов «погружения» таковы:
чтение

произведения;
знание обучающимися текста в деталях;
самостоятельность работы;
активизация работы на уроке;
дифференцированный подход к обучающимся, поскольку учитываются возможности, способности и
интересы последних;
положительная оценка работы вне зависимости от выводов, к которым приходит обучающийся, так как оценивается не столько результат, сколько процесс поиска и анализа.
Цели учителя и ожидаемый результат при использовании приёмов «погружения» таковы: чтение произведения;знание обучающимися текста в деталях; самостоятельность

Слайд 9Одним из этапов является предварительное анкетирование по прочитанному произведению или блиц-опрос

по одному-двум вопросам. Во-первых, учитель с помощью такой работы может проверить, кем и как прочитан текст и прочитан ли, но так, что обучающиеся не воспринимают это как проверку.

Прием «погружения в текст» – 1 этап

Одним из этапов является предварительное анкетирование по прочитанному произведению или блиц-опрос по одному-двум вопросам. Во-первых, учитель с

Слайд 10Прием «погружения в текст» – 1 этап
Кто, по-вашему, виноват в гибели

вишнёвого сада?

Почему умирает Базаров?

За что наказан Раскольников?

Прием «погружения в текст» – 1 этапКто, по-вашему, виноват в гибели вишнёвого сада? Почему умирает Базаров? За

Слайд 11Прием «погружения в текст» – 2 этап
Второй этап – интересные вопросы

обучающихся друг другу и учителю. Вопрос по тексту не может быть задан, если не было внимательного чтения произведения. Основное требование к вопросам, формулируемым обучающимися, состоит в том, что они должны быть авторскими, то есть не дублирующими учебник и учителя.
Прием «погружения в текст» – 2 этапВторой этап – интересные вопросы обучающихся друг другу и учителю. Вопрос

Слайд 12Прием «погружения в текст» – 2 этап
Почему во вступлении к поэме

«Медный всадник», где рассказывается о строительстве Петербурга, Пушкин не упоминает имени Петра, а использует местоимение «он»?
Почему Пушкин называет памятник «Медный всадник», хотя исторически тот имеет иное название?
Случайно ли Евгений возненавидел именно этот памятник?
Прием «погружения в текст» – 2 этапПочему во вступлении к поэме «Медный всадник», где рассказывается о строительстве

Слайд 13Прием «погружения в текст» – заключительный этап
Заключительный этап – составление схем,

таблиц, опорных конспектов. От традиционной такая работа отличается тем, что обучающиеся самостоятельно или вместе с учителем записывают свои наблюдения и выводы в виде таблиц и схем как дома, так и в процессе урока. Таким образом\, они становятся авторами не только идей, но и их оформления.
.
Прием «погружения в текст» – заключительный этапЗаключительный этап – составление схем, таблиц, опорных конспектов. От традиционной такая

Слайд 14Прием «погружения в текст» – заключительный этап
Изучая поэму А.Ахматовой «Реквием», мы

с обучающимися заполняем таблицу: поиск тропов, зрительных, звуковых образов, смысл названия, композиция, сюжет, художественное время.
Прием «погружения в текст» – заключительный этапИзучая поэму А.Ахматовой «Реквием», мы с обучающимися заполняем таблицу: поиск тропов,

Слайд 15«Читать так, как читали прежде, едва ли будут, но Россия не

может отказаться от чтения до тонкого слоя, как на Западе, – или ей надо перестать быть Россией. У нас и читатель другой. Там читатель превращается в зрителя сюжетного, событийного ряда, у нас он доверчиво и самоотверженно переливается в героя, вместе с ним и плачет, и радуется, и любит, он всю душу отдаёт книге, для него она не развлечение, а мучение, то сладкое, то горькое, и непременно возвышенное».
В.Распутин
«Читать так, как читали прежде, едва ли будут, но Россия не может отказаться от чтения до тонкого

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть