Слайд 1
Всероссийская научно-практическая конференция
«Современное филологическое образование: стратегии и практики»
Тарасова Марина Николаевна,
преподаватель
русского языка и литературы
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»
ПУТЬ УЧИТЕЛЯ СЛОВЕСНОСТИ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНТНОГО ЧИТАТЕЛЯ
Слайд 2Становится очевидным, что сегодня происходит смена модели чтения. Чем же отличалась
прежняя модель? Её характеристиками были: высокий статус чтения, престиж человека читающего, наличие домашней библиотеки, в составе которой обязательно присутствовали детские и юношеские книги, частое посещение общественных библиотек, ориентированность юного читателя на освоение «золотого» фонда литературы.
Слайд 3Ценностно-смысловые приоритеты в обществе крайне размыты: массовая культура, Интернет ориентируют подростков
на развлечение, потребление, вседозволенность.
Каково учителю словесности на этом фоне изучать с детьми русскую классику?
Слайд 4Не для кого не секрет, что нередко уроки литературы превращаются в
монолог педагога, который так выразительно читает и комментирует обучающимся сцены из Островского, эпизоды из Достоевского или Толстого, чтобы заинтересовать вопросами, спровоцировать дискуссии по прочитанному или прослушанному.
Слайд 5Чтение – это усилие, работа, труд, а наши дети привычку к
труду теряют, леность в их умах случается необыкновенная.
Современный школьник:
«Я не понимаю, что я читаю!»
Слайд 6« В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире,
самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелёва и дальше до Евгения Носова и Белова. Это могучая духовная ограда от зла –если её правильно выстроить» .
Слайд 7 Как мотивировать современных подростков на чтение классической и современной литературы?
В своей работе я использую методику, автором которой является Сурожская С.В., Заслуженный учитель РФ, Лауреат Премии Президента (2006). Данная методика основана на использовании при изучении художественного произведения приёмов «погружения» в текст. То есть так выстраивается система работы над произведением, что чтение и перечитывание художественного текста становится необходимым, потому что без этого большинство заданий невыполнимо.
Сурожская С.В., Заслуженный учитель РФ, Лауреат Премии Президента (2006).
Слайд 8Цели учителя и ожидаемый результат при использовании приёмов «погружения» таковы:
чтение
произведения;
знание обучающимися текста в деталях;
самостоятельность работы;
активизация работы на уроке;
дифференцированный подход к обучающимся, поскольку учитываются возможности, способности и
интересы последних;
положительная оценка работы вне зависимости от выводов, к которым приходит обучающийся, так как оценивается не столько результат, сколько процесс поиска и анализа.
Слайд 9Одним из этапов является предварительное анкетирование по прочитанному произведению или блиц-опрос
по одному-двум вопросам. Во-первых, учитель с помощью такой работы может проверить, кем и как прочитан текст и прочитан ли, но так, что обучающиеся не воспринимают это как проверку.
Прием «погружения в текст» – 1 этап
Слайд 10Прием «погружения в текст» – 1 этап
Кто, по-вашему, виноват в гибели
вишнёвого сада?
Почему умирает Базаров?
За что наказан Раскольников?
Слайд 11Прием «погружения в текст» – 2 этап
Второй этап – интересные вопросы
обучающихся друг другу и учителю. Вопрос по тексту не может быть задан, если не было внимательного чтения произведения. Основное требование к вопросам, формулируемым обучающимися, состоит в том, что они должны быть авторскими, то есть не дублирующими учебник и учителя.
Слайд 12Прием «погружения в текст» – 2 этап
Почему во вступлении к поэме
«Медный всадник», где рассказывается о строительстве Петербурга, Пушкин не упоминает имени Петра, а использует местоимение «он»?
Почему Пушкин называет памятник «Медный всадник», хотя исторически тот имеет иное название?
Случайно ли Евгений возненавидел именно этот памятник?
Слайд 13Прием «погружения в текст» – заключительный этап
Заключительный этап – составление схем,
таблиц, опорных конспектов. От традиционной такая работа отличается тем, что обучающиеся самостоятельно или вместе с учителем записывают свои наблюдения и выводы в виде таблиц и схем как дома, так и в процессе урока. Таким образом\, они становятся авторами не только идей, но и их оформления.
.
Слайд 14Прием «погружения в текст» – заключительный этап
Изучая поэму А.Ахматовой «Реквием», мы
с обучающимися заполняем таблицу: поиск тропов, зрительных, звуковых образов, смысл названия, композиция, сюжет, художественное время.
Слайд 15«Читать так, как читали прежде, едва ли будут, но Россия не
может отказаться от чтения до тонкого слоя, как на Западе, – или ей надо перестать быть Россией. У нас и читатель другой. Там читатель превращается в зрителя сюжетного, событийного ряда, у нас он доверчиво и самоотверженно переливается в героя, вместе с ним и плачет, и радуется, и любит, он всю душу отдаёт книге, для него она не развлечение, а мучение, то сладкое, то горькое, и непременно возвышенное».
В.Распутин