Слайд 1Путь становления личности
Петра Гринёва по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»».
Прокопенко
С. В., учитель русского языка и литературы МБОУ « Лицей «Политэк» г. Волгодонска
2017 г.
Слайд 21.Решаемые учебные проблемы на уроке:
Рассмотреть влияние семьи на формирование личности Петра
Гринёва.
Довести до понимания школьников смысл заветов отца.
Подчеркнуть чувство ответственности за свои поступки (ответственность перед совестью).
Выделить черты характера Гринёва, которые спасают его от смерти.
Раскрыть черты характера Гринёва-офицера и Гринёва-человека.
Определить принципы поведения Гринёва в отношении Пугачёва и его восстания.
Слайд 32. Задачи урока (для учеников):
Проследить влияние семьи на формирование личности Гринёва.
Определить
роль заветов отца.
Проследить причину конфликта Гринёва и Швабрина.
Назвать принципы, которыми руководствовались Гринёв и Швабрин в данной ситуации.
Какие художественные приёмы раскрывают характер Гринёва (поступок).
Определить, чем руководствовался Гринёв во время пугачёвского бунта.
Слайд 4
Предтекстовый структурный элемент урока.
1 этап. Вхождение в тему.
Объявление темы урока,
целевой направленности, готовности к различным формам работы (беседа, сравнение, поиск материала, работа со словарём, работа в группах).
Сообщение о средствах обратной связи – результате урока, то есть написание сочинения по произведению.
Итак, тема нашего урока «Путь становления личности Петра Гринёва».
Какое слово (слова) являются ключевыми в названии темы? (личность, путь).
Что такое личность? Путь? Жизненная дорога? Какой она бывает? От чего зависит? Давайте проследим истоки формирования личности Гринёва. Какие этапы его становления можно выделить?
Слайд 5Актуализация ранее полученных знаний,
проверка домашнего задания.
2 этап. Подготовка к
вхождению в текст.
Какие темы раскрываются в романе? (семья, любовь, долг, честь)
Ученики получили домашнее задание, нацеленное на выявление
черт характера главного героя, проявляющиеся в определённой
ситуации.
Произведение «Капитанская дочка» имеет эпиграф:
«Береги честь смолоду…»
Учитель задаёт вопрос классу:
Как вы понимаете эти слова?
Почему они выбраны А.С.Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману? (ученики связывают слова народной пословицы с родительскими заветами)
Проанализировав произведение, мы постараемся, ответить на вопросы:
Выполнил ли Петруша Гринёв заветы отца?
В чём был авторский замысел А.С.Пушкина?
Слайд 6Вхождение в текст
В центре нашего внимания П.Гринёв и всё, что
с ним
происходит. К каким эпизодам из его
жизни нам следует обратиться?
- Его семья и воспитание.
- Гринёв-офицер (Белогорская крепость,
Пугачёв)
- Взаимоотношения со Швабриным.
- Любовь к Марше Мироновой.
Слайд 7Группа 1. (главы СЕРЖАНТ ГВАРДИИ) Семья. Воспитание. Образование.
Учебные вопросы:
Что мы узнаём
о родителях Гринёва? (цитаты из текста о родителях)
В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос? (цитаты о Савельиче и мосье Бопре)
Что герой считал верхом благополучия?(цитата о службе в гвардии)
Как отец Гринев относится к предстоящей службе сына?
Какие уроки получает Петруша от отца?
(цитата заветы отца)
Слайд 8Группа 2. Начало самостоятельной жизни. Первые жизненные уроки..
Учебные вопросы:
Как Петруша относится
к отправке на службу?
Как начинается самостоятельная жизнь Петруши? (встреча с Зуриным, ссора с Савельичем)
Как сцена примирения с Савельичем помогает раскрыть характер Гринева? (цитаты из текста)
Какие черты характера молодого героя раскрываются в этом эпизоде?
Что такое совесть, раскаяние?
Какой можно сделать вывод о начале самостоятельной жизни героя?
(цитата из текста мысли Петруши)
Слайд 9Группа 3. (главы ВОЖАТЫЙ) Пророческий сон П. Гринёва.
Учебные вопросы:
Почему Гринева застал
буран в степи? (упрямство, самонадеянность)
Встреча с вожатым пробуждает в душе Гринёва то хорошее, то светлое, что вынес герой из родительского дома. Почему?
Подарок тулупа – это просто благодарность?
Что такое милосердие? Кто его проявляет в этой главе?
Каково значение пророческого сна П. Гринёва? С какими последующими событиями он связан? (найти цитаты из текста)
Какие чувства испытывает герой к человеку, выручившему его во время бурана?
Каково символическое значение бурана?
Слайд 10Группа 4. (глав КРЕПОСТЬ, ПОЕДИНОК ЛЮБОВЬ)
Отношение к семье Мироновых. Взаимоотношения
со Швабриным.
Учебные вопросы:
Каково первое впечатление Гринёва от встречи с обитателями Белогорской крепости? (цитата описание крепости)
Как взаимоотношения с Машей Мироновой повлияли на становление характера героя?
В чём сходство и различие двух молодых офицеров? (работа с таблицей-схемой)
Почему Швабрин не стал другом Петра Гринева?
Какие нравственные качества проявляются в характере Петра во время ссоры со Швабриным?
Что такое благородство, достоинство, честь?
В чём состоит кодекс чести офицера?
Слайд 11Группа 5. (Гл. ПУГАЧЕВЩИНА, ПРИСТУП,
НЕЗВАННЫЙ ГОСТЬ).
Встреча с Пугачёвым. Выбор
чести.
Учебные вопросы:
Какие нравственные качества проявляет Петр Гринёв при встрече с Пугачёвым?
Как вы понимаете значение слова «самозванец»?
Как во время Пугачёвского бунта особенно проявились высокие нравственные качества одних героев романа и низость чувств других?
Что значит для главного героя выбор чести?
Слайд 12Группа 6. (заключительных глав романа)
Нравственный выбор Гринёва-человека и Гринёва-офицера.
Учебные вопросы:
Что
заставило Петра Гринёва вернуться в Белогорскую крепость?
В чем смысл понятия нравственного долга для главного героя? (Долг чести человека, долг офицера)
Опишите последнюю встречу Гринёва со Швабриным, почему именно этим описанием заканчивается рассказ Гринёва?
Какова роль Маши Мироновой в судьбе Петра?
Слайд 13Постекстовый структурный элемент урока.
5 этап. Выводы.
Вспомним всё, о чём
мы говорили на уроке.
Как формируется личность человека? (в испытаниях, которые выпадают на его долю, достойно выдержать эти испытания – задача человека)
Становление личности Петра Гринёва, его жизненный путь – это дорога чести.
Итак, перечислим этапы (жизненные ситуации, в которых происходит формирование личности главного героя).
1. Семья, воспитание (уроки отца).
2. Первые самостоятельные шаги (Зурин, Савельич, вожатый).
3. Служба в крепости (Швабрин, Пугачёв).
4. Встреча с Марией Мироновой (любовь).
Слайд 146 этап.
Рефлексия, оценка работы на уроке,
домашнее задание.
На
заключительном этапе обращаемся к целям и задачам урока, обсуждаем, удалось ли их реализовать.
Домашнее задание: Написать сочинение по предложенным темам(на выбор).
Что мне особенно понравилось в главном герое романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
Какой жизненный урок оказал самое большое влияние на Петра Гринёв?
Авторский замысел в истории создания романа «Капитанская дочка».
Слайд 15Приложение.
Памятка: Как писать сочинение.
СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих
этапов работы над художественным произведением.
1. Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении.
2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» - переходами.
3. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно.
4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления.