Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 им. Р.А. Наумова
городского округа город Буй Костромской области
Проект по литературе
Тема проекта:
«За живой водой» Ефима Честнякова»
Автор проекта:
Арсеньев Матвей,
ученик 8 б класса
Руководитель проекта:
Йокса Любовь Ивановна,
учитель русского языка
и литературы
Буй, 2018
Слайд 2«За живой водой» Ефима Честнякова
Цель:
открытие имени Ефима Честнякова - художника,
писателя, скульптора, создателя детского театра
в Шаблово.
Задачи:
углубить знания о жизни и творчестве Ефима
Честнякова;
совершить заочную экскурсию на его родину;
познакомиться с экспонатами Дома-музея;
увидеть современную жизнь д. Шаблово.
Слайд 3Актуальность проекта:
Один из известных образов, который приходит на
ум при
упоминании костромского края, это имя Честнякова Ефима.
Тем не менее до недавнего времени о нём знали хорошо только
жители его родной деревни Шаблово, неподалёку от
небольшого городка Кологрив. Это имя в истории русского
искусства открыто где-то в 70-е годы прошлого столетия.
Свыше ста живописных полотен, около тысячи графических листов,
интересные образцы глиняной раскрашенной скульптуры, дневниковые
записи, литературные произведения – это то немногое, что сохранилось из
богатого творческого наследия Е. Честнякова в Кологривском районе
Костромской области.
Поскольку знакомство с искусством Е. Честнякова стало настоящим
праздником для всех любителей прекрасного, а я до недавнего времени
немного слышал о нём, то решил изучить его жизнь и творчество,
чтобы не только самому прикоснуться к произведениям самобытного
мастера, но и другим рассказать об этом человеке.
Слайд 4Фрагмент фильма «Я пришёл вам дать сказку»
Слайд 5Жизнь и судьба Ефима Честнякова
От рождения Ефима Честнякова звали Евфимий Васильевич
Самойлов. Родился он в1874 г. в д. Шаблово Кологривского
уезда Костромской губернии в крестьянской семье.
Слайд 6Молодые годы
Был, не считая двух сестёр, единственным сыном-кормильцем. Детей, на которых
со временем ложилось содержание семьи, называли честняками. Отсюда произошла фамилия Ефима.
«В раннем детстве сильнейшее влияние имела бабушка. Она много рассказывала сказок про старину… Дедушка был мастер чудно рассказывать про свои приключения… От матери слушал сказки и заунывные мотивы. Отец перед праздниками читал Евангелие. Поэзия бабушки баюкала, матери — хватала за сердце, дедушки — возносила дух, отца — умиротворяла…»
Слайд 7Тяга к знаниям
Учился грамоте сначала частным образом, затем в земском народном
училище в д. Крутец.
«По деревенским воззрениям того
времени учиться грамоте я запросился
рано. В деревне учил по буквослагательному
способу дядюшка Фрол… Стал так славно
учиться, что дядюшка Фрол написал даже похвальный лист.
На следующий год в версте от деревни открылась земская
школа, и я поступил туда».
1889 год — окончил Кологривское уездное училище, в котором рисование и черчение преподавал художник Иван Борисович Перфильев — первый профессиональный учитель Честнякова, он же ставил в Кологриве самодеятельные спектакли.
Слайд 81889 — 1894годы — учился в учительской семинарии села
Новинское Ярославской
губернии (ныне Угличский
индустриально -педагогический колледж).
Получал стипендию К. А. Попова,
московского купца первой гильдии,
выходца из костромского села
Большие Соли.
Эти годы Честняков вспоминал с
ненавистью, потому что там
«старались засорить голову и
Помешать работать мысли», но «напрасно… мой ум,
привыкший самостоятельно вдумываться… выработал своё
мировоззрение».
Слайд 9Период учительства (1894—1899 г.г.)
1894—1895 г.г. - народный учитель в с. Здемирово
Костромского уезда.
1895 — июль 1896 г.г. - учитель в Костроме при приюте для малолетних преступников.
1896 — 1899 г.г. - учитель в земском народном училище в с. Углец Кинешемского уезда.
«Четыре года, проведённые в Углеце, - важный этап в биографии…здесь утвердились взгляды на общество, которые позже отразились в творчестве художника».
Слайд 10Первое открытие художника.
Вичугско-кинешемская благотворительность
(1899—1908 г.г.)
Ефим Честняков попал учительствовать в
Вичугский край,
один из крупнейших фабричных регионов Российской
империи.
Слайд 11Молодой учитель познакомился с прогрессивно настроенными людьми, читал художественную, общественно-политическую, научную
литературу (некоторые экземпляры сохранялись у него в Шаблово до конца жизни).
Местная интеллигенция, разглядев в Ефиме большое будущее, содействовала развитию его таланта. «Мои рисунки …нечаянно для меня пропутешествовали к Репину», - вспоминал он впоследствии.
Ответ Репина из Петербурга:
«Несомненные способности!
Хорошо, если бы нашлись люди,
Могущие оказать ему поддержку!
Со своей стороны согласен принять
в свою студию на Галерной…».
Начался сбор народных средств.
«В архивах Честнякова сохранились
отрывные купоны — почтовые
переводы,которые ему высылали из
разных мест Кинешемского уезда».
Слайд 12Первый «петербургский» период (1899—1905)
Занимается в мастерской живописи и рисования кн. М.
К. Тенишевой (под заведыванием И. Е. Репина, является вольнослушателем в Высшем художественном училище при императорской Академии художеств, а также в Казанской художественной школе и при Академии художеств).
В каникулы приезжал в Вичугу, чтобы сделать творческие отчёты и реализовать часть картин в благотворительной лотерее.
Осенью революционного 1905 г. возвращается в Шаблово.
Слайд 13Более семи лет получал профессиональное художественное образование
Ефим Васильевич Честняков,
прежде
чем окончательно осесть в родном Шаблово
в 1914 году.
Слайд 14Первое затворничество в Шаблово (1905—1913)
Первое затворничество в Шаблово оказалось весьма плодотворным.
Новые идеи, необходимые материалы для работы, родная атмосфера, финансовая поддержка из Вичуги до середины 1908 года способствовало творчеству,
несмотря на то, что крестьянский труд отнимал
много времени:
«С весны до осени - на земле,
пока не выпадал снег, и за труд
мой учёный я садился лишь
зимой».
Слайд 15Писались портреты земляков,
новые сказочно-фантазийные картины,
начал рождаться
глиняный «кордон» (скульптурки из
глины, объединённые
единым замыслом).
Слайд 16писались стихи и сказки, большой роман в стихах
про Марко Бесчастного
Слайд 17Слова Марко Бесчастного,
прототипом которого является сам Ефим
«Я одинок совсем
и тёмной силой
окружённый, во весь рост не смею
встать. А бедные и сирые, они не
подозревают, как идёт моя
духовная работа… И как чужой
в родной среде… Порою кажется,
что я уже не понимаю их… И что
делать с жизнью родной? Куда
идти не знаю. И снизу мне руки не
подают и сверху нет с народом
связи…»
Слайд 18Вичугские меценаты.
Второй «петербургский» период (1913—1914 г.г.)
Дача фабрикантов Разорёновых
Март 1913 г.
- в Петербург
«… ознакомиться …с делами
всякого рода: живопись,
скульптура, музыка,
архитектура, машиностроение,
агрономия, языковедение,
астрономия, науки оккультные,
театры и кинема и т. д.».
Познакомился с К. Чуковским,
который свёл Честнякова с
издателями.
Слайд 19В начале 1914 года в журнале «Солнышко» № 1 была опубликована
сказка «Чудесное яблоко»
Слайд 20В издательстве «Медвежонок» отдельной книгой с иллюстрациями автора вышло три сказки:
«Чудесное яблоко», «Иванушко», «Сергиюшко»
Слайд 21Сказка «Семеро сирот из Фростмо» (лето 1914 года)
Слайд 22Жизнь в Шаблово (1914—1961 г.г.)
1914—1915г.г. Ефим становится фотографом, запечатлевая на фотопластинки
родных и земляков.
1917 г. —принял новую власть:
«Пусть дадут помещение,
материал: я буду рисовать
новую Россию…»
1918—1920 г.г. — член
Кологривского отделения
общества по изучению
местного края.
Слайд 23С ноября 1919 г. — работник Дворца Пролеткульта: преподавал в художественной
и театральной студиях.
1920 — февраль 1925 г.г. — народный заседатель волостного суда.
руководитель созданного им детского сада в Шаблово, где организован детский театр.
Слайд 2424 марта 1924г. — выставка эскизов-картин и художественных изделий из глины
в Кологривском краеведческом музее
Слайд 25Быт деревни и сказочный мир
в глине и красках
Слайд 264 июля 1928 г. — «Литературно-концертный вечер оригинальных произведений Е.Честнякова-Самойлова»
в
городском театре
г. Кологрив.
С
Слайд 27С 1920-х годов обеспокоенность о судьбе своего творчества превратилась в главную
проблему художника
«Приблизилась старость. И всё больше беспокоюсь о моих искусствах, на что затрачена жизнь».
«Всё моё-то без призора лежит, в куче».
Слайд 28Лишь в самые
последние годы жизни
Ефиму удалось
приспособить
под «мастерскую»
для
хранения картин старую
избу, в которой когда-то
жили его родные, но более
светлую и просторную,
чем собственная
«шалашка».
Современная изба
в Шаблово
Слайд 29Из письма от 16 ноября 1960 г: «У меня большая забота,
что круглой сиротой… останутся мои художества…»
Слайд 30Умер художник 27 июня 1961 года в своей избе-шалашке.
Слайд 31Похоронен на кладбище
у села Илешево
Слайд 32После смерти
Е.В.Честнякова
После смерти
Честнякова
многое было
разобрано
односельчанами
«на память»,
а
главная картина
«Город Всеобщего
Благоденствия»
поделена на куски.
многое было
разобрано
односельчанами
«на память»,
а главная картина
«Город Всеобщего
Благоденствия»
поделена на куски.
Слайд 33Предсказание сбывается
После ухода из жизни Честнякова начало пропадать и его родное
Шаблово. Но задолго до того, как люди покинули село, ЕфимЧестняков написал, что они вернутся лет через сорок.
Слайд 34После смерти. Второе открытие художника
Лето 1968 г. — научно-изыскательская экспедиция сотрудников
Костромского музея изобразительных искусств во время посещения Кологривского района узнала о Ефиме и его картинах и приехала в Шаблово.
1971,1975г.г. – вторая и третья экспедиции
в Кологрив.
Началась реставрация картин.
Слайд 35Картины Честнякова
«Зима»
«Бабка Василиса»
Слайд 36С 1999 г. разворачивается работа над осуществлением замыслов Е.В. Честнякова.
Вышла книга
«Ефим Честняков. Поэзия»;
в Костроме создан «Культурно-просветительский центр Е.В. Честнякова»;
появлись планы возрождения д. Шаблово и строительства там мемориального комплекса, посвященного Честнякову;
в 2004 г. в Шаблово открыт Дом-музей Е.В.Честнякова;
с 2008 г. музей вошёл в состав Костромского государственного историко-архитектурного музея – заповедника.
В настоящее время в Шаблово живут семьи с приёмными детьми. Открыты музеи «Чудесное яблоко», «Шабловская игрушка», художественная галерея и музей «Коня Кологривского».
Слайд 37Вывод
«Вся творческая жизнь Ефима Честнякова — это своего рода подвиг, ведь
мог бы остаться в Петербурге, иметь постоянную работу и относительную стабильность, но он вернулся на Родину, — потому что главным для него было служение народу, из среды которого он и вышел, и к которому он всегда
стремился».
\Л. Агафонова.\
Слайд 38«За живой водой» Честнякова
Я направляю свой поход
Туда, где Солнышка восход.
Хочу до
Солнышка дойти,
Моря живой воды найти.
И если впрок пойдут труды,
Я принесу живой воды...
Ефим Васильевич Честняков
выполнил свое обещание.
Такой «живой водой»
стало его творчество.
Слайд 39Источники и Интернет-ресурсы
Костромской край с древнейших времён до наших дней: учебное
пособие. В 2 ч. Ч.2. Для учащихся 8-9 классов /Отв. ред. Е.А. Лушина. – Кострома: Изд-во КОИРО, 2017. – 280 с.: цв. ил.
Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов. Сост. С.В. Ямщиков. – М.: Советский художник, 1985.
Игнатьев В., Трофимов Е., «Мир Ефима Честнякова», М., 1988.
Игнатьев В. Я., «Ефим Васильевич Честняков»,
Кострома, 1995.
Кузьмин Л. И. Чудесное яблоко. Рассказ о художнике
Честнякове.
Оформление В. Дмитрюка. (В книге помещены
репродукции с картин художника Е. Честнякова)
М.: Детская литература. 1981 г.
kostromamuseum.ru/gallery/..
ru.wikipedia.org/wiki/Честняков,...
manwb.ru/articles/persons/...
http://newshablovo.narod.ru
сайт дома-музея им. Е. В. Честнякова