Слайд 1 Проект
внеурочной деятельности в 6 – 7 классах
Портрет слова
«ПОДСОЛНУХ»
в одноименном рассказе
В.А. Закруткина «Подсолнух»
Чупрова Ольга Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 68
п. Новоперсиановка, Октябрьского района,
Ростовской области
Слайд 2ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАКРУТКИН
«Я, оглядываясь на пройденный путь, всё чаще
думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее – человек на земле и человек на войне.»
В.А. Закруткин
Слайд 3
ЗАКРУТКИН ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(27. 03. 1908 – 10. 10. 1984)
известный русский и
советский писатель и литературовед,
«певец Донского края»; лауреат Государственной премии СССР (1982 г.) и Сталинской премии третьей степени (1951 г.).
Слайд 5Характеристика проекта
Название проекта: «Портрет слова « Подсолнух»».
2. Учебный предмет, в рамках
которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература.
3. Тип проекта: исследовательский, групповой.
4. Цель проекта: используя словари, художественную литературу , собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова в русском языке, литературе и искусстве.
5. Задачи проекта:
1) проанализировать слово подсолнух в основных толковых словарях русского языка;
2) изучить употребление слова подсолнух в устном народном творчестве;
3) описать особенности употребления слова подсолнух в фольклоре и художественной литературе.
6. Руководитель проекта: Чупрова О.А.
7. Возраст участников проекта: 12 - 14 лет.
8. Аннотация проекта:
Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. Работая над проектом, учащиеся овладевали навыками лингвистического анализа, учились извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических источников.
9. Предполагаемый продукт проекта: буклет с комплексным разносторонним описанием слова подсолнечник, представление материала в виде компьютерной презентации.
10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.
Слайд 6Лексическая страничка
1. Подсолнух, -а, м. 1. То же, что подсолнечник. Золотые
головки подсолнухов. 2. обычно мн.
Русский толковый словарь С.И. Ожегова
2. Подсолнух -а, м. (разг) Один стебель подсолнечника с ярко желтым соцветием, а также само это соцветие ... Русский толковый словарь В.В. Лопатина
3. Подсолнух м. разг. То же, что: подсолнечник. ... Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой
4. Подсолнух , подсолнуха, м. (разг.). То же, что подсолнечник. || Семечко подсолнечника. Лузгать подсолнухи. ... Толковый словарь Д.Н. Ушакова
5. Подсолнух -а, м Разг. то же, что подсолнечник .Ветер шумел в мокрой поломанной кукурузе во взъерошенных подсолнухах. К.Г. Паустовский Дым отечества мн ч (подсолнухи, -о в). Плоды или семечки подсолнечника {Варвара} сидела у открытого окна в верхнем этаже и ела подсолнухи. А.П. Чехов.
Толковый словарь А.П. Евгеньевой
6. Подсолнух а; м. Разг. Однолетнее масличное растение сем. сложноцветных с высоким толстым стеблем и крупным жёлтым цветком; подсолнечник (1зн.). Кормить птиц подсолнухами. < Подсолнуховый,ая, ое….
Слайд 8Словообразовательная страничка
Части слова «подсолнечник»: подсолн/еч/ник
Часть речи: имя существительное
Состав слова:
подсолн — корень,
еч,
ник — суффиксы,
нулевое окончание,
подсолнечник — основа слова.
Согласно разбору из словаря Н. Тихонова.
Части слова «подсолнечник»: под/солн/еч/ник
Часть речи: имя существительное
Состав слова:
под — приставка,
солн — корень,
еч, ник — суффиксы,
нулевое окончание,
подсолнечник — основа слова.
Частый разбор в школьной программе, с учётом этимологии слова.
Слайд 9Синтаксическая страничка
Когда подсолнух всё-таки взошёл, глаза у отца потеплели, засияли
влагой, стали ясными. Он нарочито медлил, чтобы никто не заметил его волнения. Достав с пояса флягу с водой, Отец полил росток, разговаривая с ним, как с живым существом, убеждая растение, что ему нужно попить, иначе оно не выживет. Весть о том, что Отцов подсолнух взошёл, быстро разнеслась по степи. Чабаны приходили полюбоваться невиданной диковиной, и многие стали верить, что подсолнух вырастет….
А Фока твердил, что земля в степи злая, неродящая, в ней только дикие травы для овцы. Зоотехник же сообщил, что уже начата работа по обводнению степи, и будут в степи расти и пшеница, и подсолнухи, и даже сады. А Отцов подсолнух станет в степи первым вестником, первым разведчиком. Фока ехидничал, когда в суховей подсолнух стал «накрываться»….
Во время грозы и града Отец, распахнув полы плаща, прикрыл подсолнух, закричав: «Держись, сынок!» В этот момент он припомнил всю свою трудную, неласковую жизнь в этой суровой степи, припомнил потери, которые дано было ему испытать, и среди них последнюю, невозместимую, состарившую его, потерю единственного сына.
В.А. Закруткин. Рассказ « Подсолнух»
Слайд 10Рассказ Виталия Закруткина «Подсолнух»
Одним из значительных произведений на тему «человек на
земле» является рассказ Виталия Александровича Закруткина «Подсолнух», который был впервые напечатан на страницах газеты «Правда» в 1953 году, а затем издан большим тиражом в журнале «Огонек».
Нежная, трепетная любовь писателя к родной природе звучит с первых строк произведения.
Чтение отрывка «По весеннему небу медленно плывут белые облака…».
Слайд 11Характеристика главного героя рассказа
Слайд 12История сына
Что мы знаем о сыне?
Как история сына отразилась на
Отце?
Где в тексте об этом говорится?
Почему Отец решил вырастить подсолнух? (Дать жизнь подсолнуху, для Отца значит, дать продолжение жизни частичке сына.)
-Как в тексте показано обращение Отца с семечком? Зачитайте.
Слайд 13Забота о подсолнухе
Вспомните, как воспринял Отец весть о взошедшем подсолнухе? (
«глаза засияли влагой», «прикоснулся пальцем к слабому ростку» - словно к ребенку).
Как вы понимаете слова Отца: «Ну что ж, значит, живой…»? (Слова о подсолнухе , но за ними ощущается образ сына).
Как рос подсолнух? Найдите описание подсолнуха. Какие приемы использует автор?(Олицетворение: листья отбиваясь от ветра, лопотали, сравнение: желтели густо, как пчелиные соты»)
А что произошло, когда подсолнух заболел? Дайте оценку этим событиям (Все старались спасти подсолнух)
Почему пастухи обращаются за помощью сначала к зоотехнику, а затем к агроному? (Подсолнух для них что-то живое).
Какая сцена в рассказе наиболее ярко показывает заботливое отношение Отца к подсолнуху? (Во время грозы. Пересказ текста.)
Слайд 14Сила Веры во спасение
В чем проявилось участие Фоки? Как вы думаете,
случайно ли дан образ дяди Фоки в тексте?
Сила Веры Отца, его Надежды, Любви заставляет поверить и Фоку в будущее подсолнуха.
Проведем параллели: Фока - Фома Неверующий,
Отец - Спаситель, Носитель Веры, Надежды, Любви. Обращаем внимание на триединство в христианстве: Отца, Духа и Сына.
Рассуждаем: может ли быть главный герой ближе не к Христу, а к Отцу Небесному, так как не проповедует, а является носителем веры, силы духа.
Делаем вывод: поэтому у героя нет имени. Это подтверждается и пейзажем в начале рассказа: небо = степи. Небо повторяет картину земли или же наоборот, земля является отображением небесной жизни. Отец Небесный спускается на землю.
Слайд 15Литературоведческая страничка
Почему рассказ назван «Подсолнух»? Вспомните, что выносится в заголовок?
Как основная мысль рассказа связана с заглавием? Как вы считаете , где же в рассказе завязка действия? Объясните свою точку зрения.
Завязка сюжетной линии – история с семечком.
Завязка идейного содержания – история сына, здесь особую роль играет как раз образ лебедей.
Композиция рассказа становится кольцевой, что выражает авторское мировосприятие: все в мире движется по кругу, всё взаимозаменяемо.
Слайд 16Исследовательская страничка
Рассказ В. А. Закруткина «Подсолнух» – это философское произведение, оно
решает проблему смысла жизни человека, потерявшего все самое дорогое.
Финал рассказа оптимистичен.
… Под хмурым небом летели на юг лебеди, их глосса, таявшие вверху, обещали идущим по степи людям неминуемый приход вечно живой. прекрасной весны.
Слайд 17Творческая страничка
Загадки
«Повернулось к солнцу золотое донце»
«Чёрная макушка, жёлтая
опушка»
«Жёлтый Демид весь день на солнышко глядит»
«Золотое решето чёрных домиков полно»
«Звездный час»
ПОДСОЛНУХ
ухо, ход, уход, подол, слон, соло, пол, лоно, нос, сон, дупло, пуд, солод, суд, суп, посол, лопух, дол, поло, холоп, дуло, сноп, слух, холод, пух, донос, поднос, поход, плод, пул, посох….
Слайд 18Скороговорки
Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.
Но подсолнухов много у
солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
Стихотворение
Подсолнух с рыжей головой,
Скажи нам, милый, что с тобой?
За солнцем крутишься весь день,
Быть может, ты не любишь тень?
Ф. Соколова
Слайд 22МАЙОР ЗАКРУТКИН
В гимнастерке, выжженной в походах,
В кирзовых тяжелых сапогах
Шел корреспондент четыре
года,
Жизни не щадя, откинув страх.
Меж боями. На ночных привалах
Доставал заветную тетрадь-
Шаг за шагом помечал, бывало,
Как рвалась к победе наша рать.
Защищал кавказские предгорья,
Гнал врага до западных границ.
Ликовало сердце, словно море.
Ликовало! – Драпал подлый фриц.
А в Берлине в штурмовой атаке
Журналист возглавил батальон.
За победу в этой дерзкой драке
Орденом достойно награжден.
Сколько чувств душой своей измерил,
Сколько дум и жизней пережил…
Тяжелы немыслимо потери,
Но тверды Победы рубежи.