Слайд 1«Без лица
в личине».
Исследовательский проект
по
русскому языку и литературе
на тему:
Слайд 2Выполнили:
ученицы 5«Б» класса
Марьяничева Алёна
Гришина Анастасия
Учитель:
Мельникова Надежда Игоревна
Слайд 3
Задумаемся над вопросом:
Каким образом с древнейших
времен в народе проверяли у человека ум, смекалку, сообразительность?
Слайд 4 Гипотеза:
Загадка – не просто забава?
Загадка - не просто игра?
Слайд 5
Цель: исследование видов загадок.
Задачи:
- узнать, что такое загадка;
- выяснить, какие
виды загадок существуют;
- составить сборник загадок каждого вида;
доказать гипотезу
Предмет исследования: загадки.
Слайд 6Что такое загадка?
Слово «загадка» образовано от слова «гадать», которое означает
«думать», «размышлять».
Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. (С.И.Ожегов. «Толковый словарь».)
Загадка - жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать. (Словарь литературовед-ческих терминов.)
Слайд 7Вот как в словаре Даля определяется загадка:
"Загадка – краткое иносказательное
описание предмета, предлагаемое для разгадки".
То есть загадка — это изображение какого-нибудь предмета или явления, которое не называют, его нужно узнать или угадать.
Загадки относятся к малым жанрам фольклора.
Слайд 8Умение загадывать и отгадывать причудливые загадки всегда считалось на Руси признаком
мудрости.
В далёкой древности загадка была не столько развлечением, сколько испытанием, ценой отгадки могла стать жизнь.
Слайд 9Каждая загадка – маленькое художественное произведение.
Белая, узорная
Звездочка — малютка,
Ты слети
мне на руку
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
А. Рождественская
Слайд 10
Загадки бывают авторские,
когда автор загадки конкретное лицо,
и
народные, когда автор - народ.
Слайд 11
Художественные средства:
1. Излюбленным стилистическим средством загадки является метафора.
Народ говорит о
загадке: «Без лица в личине».
«Лицо» — это загадка, «личина» — ее метафора.
В ней мысль выражается не открыто и прямо, а переносно.
Например: («На полянке девчонки в белых
рубашонках, в зеленых полушалках»
(березки).
Слайд 122. Олицетворение.
Олицетворения, оживляя и одухотворяя неживой мир, придают загадке
большую поэтичность, создают яркие образы и картины.
Два братца пошли в воду купаться, два купаются, а третий на берегу дожидается.
Слайд 13
3. Сравнение («Сижу в земле: кругла, как шар, желта, как сыр,
вкусна, как мед»
(репа)
4. Антитеза - («Маленькая птичка, а громко поет»
(сверчок).
5. Отрицание («Легкий - не пух; мягкий-не мех,
Белый, а не мел, оденет всех»
(снег).
Слайд 14
6. Гипербола («В нашей кухне
целый год Дед Мороз в шкафу живет»
(холодильник).
7. Эпитет. («Красна девица сидит в темнице, а коса - на улице»
(морковь).
Слайд 151.Прямые загадки
Не лает, не кусает,
а в дом не пускает.
Виды загадок
Слайд 16
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Слайд 172.Загадки – рифмовки
Отгадывать такие загадки легче,
ведь
нужное слово так и просится на язычок.
Злая, как волчица.
Жжётся, как горчица!
Что это за диво?
Это же …
Слайд 19
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь
я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый …
Василёк
Слайд 203. Загадки – обманки.
Загадки – обманки тоже рифмуются.
Но отгадку нужно
подбирать не в рифму, а по смыслу.
С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает …
Обезьяна
Слайд 21
Кто любит
по ветвям носится?
Конечно, рыжая
…
Белка
Слайд 224. Загадки на смекалку.
Какой рукой лучше размешивать чай?
Чай лучше размешивать ложкой.
Слайд 23 Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2
кг.
Сколько она будет весить, если встанет на две ноги?
Слайд 24
5. Шарада.
Слог первый рвётся в облака,-
Ты лишь надуй его слегка.
Ещё
два слога надо взять
И имя женское создать.
А в целом – интересная игра,
Загадкой называется она.
Слайд 25 Первое слово над чайником тает,
Второе у папы растёт над
губой.
А целое – ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашает с тобой.
Парус.
Слайд 26 Первый слог – нота.
Второй – тоже.
А в целом –
На
горох похожа.
Фасоль.
Слайд 286. Метаграммы.
Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
Слайд 30
Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь
«л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.
Слайд 32
Я - усатый, полосатый
Я мышей ловить могу,
Но, если «т» на «д»
сменить,
Сейф открыть вам помогу.
?
?
Слайд 337. Анаграммы.
В заплатах шея и бока,
На всех глядит он свысока.
Но разгадать
загадку захотев,
На «П» смените букву «Ф».
Теперь наоборот прочтите
И во Франции город найдите.
Слайд 358. Логогриф.
Я – ласковый домашний зверь,
Обычно крепко
сплю с утра.
Добавьте в слово «р» теперь-
И под землёй моя нора.
Слайд 37
Могу я быть копчёной и варёной,
Со мною
можно сделать бутерброд.
Но превращусь в сосуд лабораторный,
Коль слог последний кто-то уберёт.
Слайд 39
Пойдём искать с друзьями
Богатства и каменья,
?
Добавим «с» и сразу
Есть нам место для храненья. ?
Слайд 40
Каким образом с древнейших времен в народе проверяли у
человека ум, смекалку, сообразительность?
Слайд 42
Загадка – не просто забава.
Загадка - не просто
игра.