Слайд 1Проект на тему :
>>
Выполняла ученица 9 класса
МОУ-СОШ с.Раскатово
Матюлевич Виктория Романовна.
Руководитель: Жукова Л.Н.
Слайд 2Визитка
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту,- литература.
Класс: 9
Количество
учеников: 1
Время работы над проектом: 1 месяц
Режим работы: внеурочная деятельность
Проект: «Дуэли в жизни и творчестве А.С. Пушкина»
Вид проекта: исследовательский
Продукт: защита проекта по литературе
Цель: Выяснить, какова роль дуэлей в произведениях «Выстрел», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».
Рассмотреть причины дуэли Пушкина с Дантесом и понять, почему она была неизбежной и закончилась трагически.
Этапы работы над проектом:
1. Выбор темы проекта.
2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта.
3. Составление плана проекта.
4. Сбор информации.
5. Анализ полученной информации.
6. Оформление проекта
Слайд 3ДНЕВНИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Тема моего проекта: «Дуэли в жизни и творчестве А.С.
Пушкина».
Я выбрала этот проект не только из-за моего интереса к личности писателя, но и ради изучения темы чести и достоинства, без которых немыслима русская литература XIX века.
Проектный продукт: Реферат, презентация.
Цель : Выяснить, какова роль дуэлей в произведениях «Выстрел», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».Рассмотреть причины дуэли Пушкина с Дантесом и понять, почему она была неизбежной и закончилась трагически.
План моей работы:
1.Выбрала тему проекта.
2.Прочитала произведения А.С. Пушкина: «Выстрел», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».
3.Проанализировала сцены дуэли в выбранных произведениях А.С. Пушкина.
4.Проанализировала дуэль А.С. Пушкина с Дантесом.
5.Воспользовалась интернет - ресурсами.
6.Подвела итоги, исходившие из подобранного материала.
7.Выполнила презентацию.
8.Сделала общий вывод.
ВВЕДЕНИЕ
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
1.Проанализировать литературу по данной теме.
2.Проанализировать сцены дуэли в произведениях А.С.Пушкина.
3.Узнать подробнее о дуэли Пушкина с Дантесом.
ГИПОТЕЗА
Дуэль всегда сопряжена с понятием чести, а честь для Пушкина была одним из главных достоинств человека. Готовность поэта платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства свидетельствовала об остром осознании этого достоинства и сильно развитом чувстве чести. В творчестве Пушкина дуэль становится важным сюжетно-композиционным приемом, играет одну из основных ролей в раскрытии характеров героев; благодаря дуэли в пушкинских произведениях раскрывается сложность и противоречивость характеров персонажей, сила и слабость их нравственных принципов и жизненных ценностей.
Слайд 5 МАТЕРИАЛ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Материал
исследования — произведения русской литературы.
Предмет исследования — дуэли в произведениях Пушкина и в его жизни
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретический :
— знакомство с материалами литературоведов по данной теме;
— изучение дуэлей в творчестве и жизни Пушкина
Практический :
— «погружение» в текст – исследование текстов произведений;
Методика обработки полученных данных :
— сбор материала по теме;
— выделение главного и второстепенного;
— создание презентации;
— оформление проекта.
Слайд 6АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность данной работы заключается в том, что исследование биографии и
художественных произведений А.С. Пушкина помогает подробнее изучить отдельные этапы жизни поэта, определить сюжетно-композиционную и идейно-художественную роль дуэли как средства раскрытия характеров героев.
Слайд 7
План сбора информации:
Чтение произведений А.С. Пушкина «Выстрел», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
Обзор
интернет - ресурсов
План решения проблемы:
Подготовка презентации.
Рассуждения в текстовой части.
Определение необходимых средств:
Компьютер, произведения А.С. Пушкина
«Выстрел», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
Организация работы:
Деление материала по темам
Слайд 8ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я буду рассматривать дуэли в произведениях
А.С. Пушкина:
«Выстрел»
«Капитанская дочка»
«Евгений Онегин»
Слайд 9«ДУЭЛИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
1.1. История возникновения
дуэли.
2. Дуэль в жизни А.С. Пушкина.
2.1. Причины дуэли с Дантесом.
2.2. Описание дуэли.
2.3. Смерть Пушкина.
3. Дуэли в творчестве А.С. Пушкина.
3.1. В произведении «Выстрел».
3.2. В произведении «Капитанская дочка».
3.3. В произведении «Евгений Онегин».
3.4. Вывод о дуэлях в произведениях А.С. Пушкина.
4. Общий вывод.
Слайд 10ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДУЭЛИ
Самым популярным способом отомстить обидчику за поруганную честь являлась
дуэль. Это поединок между двумя мужчинами, в котором есть свои правила, которые категорически запрещено нарушать. Дуэли всегда считались прерогативой аристократов. При возникновении дуэлей появился и специальный кодекс, который содержал правила, по которым должна проводиться дуэль.
Слайд 11ДУЭЛЬ В ЖИЗНИ ПУШКИНА
Смерть Пушкина напрямую связана с Жоржем Шарлем Дантесом,
который родился в небогатой французской дворянской семье, причем на свет он появился в один год с Натальей Николаевной Гончаровой, женой Пушкина. Бабушка Жоржа по материнской линии была немкой, поэтому в жилах мужчины текла и французская, и немецкая кровь. Внешность у Дантеса была очень эффектная. Высокий рост, атлетическое телосложение, голубые глаза и белокурые волосы. В этом отношении Александр Сергеевич Пушкин ему проигрывал. Рост у него был 168 см, телосложение худощавое, а лицо не отличалось классическими чертами.
ДУЭЛЬ В ЖИЗНИ ПУШКИНА
Во французской армии карьера у Жоржа не сложилась, и он уехал в 1833 году искать счастье в Россию. По пути познакомился с голландским посланником бароном Геккерном. Сумел произвести на него такое впечатление, что в 1836 году посланник даже усыновил Дантеса, и тот стал бароном Геккереном. В России Жоржа произвели в корнеты и зачислили в Кавалергардский полк. Он был общительным, весёлым, остроумным и быстро сделался любимцем у прекрасного пола и товарищей по службе. В то же время, те люди, которые его очень хорошо знали, отмечали тщательно скрываемую расчётливость, наглость и откровенную непорядочность.
Слайд 13ПРИЧИНЫ ДУЭЛИ С ДАНТЕСОМ
Главной причиной дуэли принято считать массовую травлю
поэта. Александр Сергеевич был чрезвычайно ревнивым мужем и обычно не долго размышлял, прежде чем вызвать кого-либо на пистолетный поединок. Начало же этой истории восходит к 16 ноября 1836 года, когда Пушкин получает компрометирующее сочинение на французском в свой адрес, в котором был заключён намёк на ухаживания за его супругой со стороны императора Александра и Дантеса. Решив, что послание принадлежит Жоржу, Пушкин письменно вызывает его на дуэль. Из-за предложения руки и сердца Екатерине, сестре супруги поэта, со стороны Дантеса вызов пришлось отозвать. Однако отношения между противниками не теряли накала.
Слайд 14ПРИЧИНЫ ДУЭЛИ С ДАНТЕСОМ
События 7 февраля. После женитьбы конфликт не
исчерпал себя, и вновь начали иметь место слухи на тему связей Натальи Николаевны, что очень сильно задевало Пушкина. Он отправляет письмо, имеющее явное оскорбительное содержание, написанное за несколько месяцев до этого, в адрес Луи Геккерена, отца Дантеса. В данном письме резко критикует и ранее упомянутого, и его сына. Как и ожидалось, последовал незамедлительный ответ в виде вызова на дуэль, которая должна была пройти в ближайшее время и на критических условиях для Пушкина. Александр Сергеевич без промедления и малейшей капли сомнения принял условия поединка.
Слайд 15А.С. Пушкин, Дантес и Наталья Гончарова
А.С. Пушкин и Наталья Гончарова
Слайд 16
ОПИСАНИЕ ДУЭЛИ
Противники встретились 27 января за Черной речкой. Условия дуэли были
смертоносными – соперники находились на расстоянии в 20 шагов. Секундантом Пушкина был Данзас, секундантом Дантеса – виконт д’Аршиак.
Слайд 17ОПИСАНИЕ ДУЭЛИ
После полученного ранения Пушкина отвезли домой. Собрался консилиум врачей,
которые боролись за его жизнь. В течение двух дней он испытывал ужасные мучения, врачи были единодушны в своем решении – ранение смертельно и надежды на спасение нет.
Перед своей гибелью Пушкин переписывается с императором Николаем, на что царь отвечает, что позаботится о семье и возьмёт их на своё попечение. Позднее, согласно распоряжению Его Высочества было организованно следующее: казна заплатила за долги Пушкина, назначили сыновей пажами с неплохим жалованьем и единовременную выплату в размере десяти тысяч рублей.
Слайд 18СМЕРТЬ ПУШКИНА
Смерть Пушкина наступила 29 января 1837 года в 14
часов 45 минут в городе Санкт- Петербурге, доме №12 на набережной реки Мойки. В ту минуту, когда сердце поэта остановилось, находящийся при нём неотлучно Владимир Иванович Даль остановил стрелки настенных часов. Эта реликвия по сей день хранится в музее великого русского поэта и прозаика.
По итогам судебного следствия было решено арестовать секунданта поэта ещё на два месяца, ведь он уже находился под арестом, а потом вернуть на службу с текущим чином, Дантеса лишить всех званий и дворянства в Российской империи и выслать за границу.
Это событие русской истории учит прежде всего благоразумности, которой так не хватило никому из участников конфликта. Можно обвинить во всём французского офицера, приударившего за замужней дамой, можно обвинить Пушкина за вспыльчивый и ревнивый характер, но если разобраться, то можно увидеть, что они действовали под сильным давлением общества, не задумываясь о последствиях.
Слайд 19ДУЭЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА « Выстрел»
Во время второй дуэли уже
Сильвио активен, создается впечатление, что он хозяин ситуации. Он принуждает графа стрелять первым (это, безусловно, моральная слабость графа). И не зря граф обмолвился: «Я выстрелил…и, слава богу. Дал промах». Трудно сказать, выстрелил бы Сильвио или нет – но появляется Маша. При ней Сильвио целится. Женщина бросается ему в ноги. И вот теперь очередь за графом, теперь он «закричал в бешенстве», теперь он проявляет нетерпение: «Будете ли вы стрелять или нет?» Но Сильвио уже «доволен»: он видел «смятение» графа, его «робость», а главное, он заставил выстрелить графа, тем самым, одержав победу над униженным слабоволием графа. ( Граф по законам чести не должен был стрелять!).
Сильвио отомстил, унизил графа. С одной стороны, он не пошел на убийство, остался на определенной высоте (что тоже тешит человеческую гордыню). Но все же мщение опустошило Сильвио. После расплаты его жизнь лишена смысла.
Слайд 20ДУЭЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА:
Дуэль Онегина и Ленского
Дуэль
Онегина и Ленского - одна из самых печальных сцен в романе "Евгений Онегин" Пушкина. Переплетение судеб этих героев составляет одну из главных интриг произведения. Эти образы в романе противопоставлены друг другу. Сам автор говорит об их различности: …Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой…
Слайд 21Онегин не хладнокровный убийца и дуэлянт. Но он опытнее Ленского, обучен
мастерству дуэли. Владимир Ленский неопытен, стреляется впервые. Трагичен финал нелепого события, гибель Ленского Онегин переживает как личную драму. В чем же причина столь странного поведения Евгения Онегина перед дуэлью и во время ее? Почему герой романа, независимый и даже дерзкий теряет волю и становится куклой в руках безликого ритуала дуэли?
Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий. Знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли – смертельном исходе.
Слайд 22Роман « Евгений Онегин»
Убив Ленского на дуэли во имя норм светской
морали, Онегин испытывает угрызения совести. Вместе с тем убийство Ленского стало не только незаживающей раной в душе Онегина, но и началом перелома в его мировоззрении. На этом жестоком жизненном уроке он ясно понял пагубность светской морали. Эта сердечная боль стала источником трагедии Онегина, открыла путь к возрождению героя.
Таким образом, дуэль в романе «Евгений Онегин» играет важную сюжетно-композиционную и идейно-художественную роль, являясь одним из средств раскрытия характера героя, началом перелома в его мировоззрении.
Слайд 23ДУЭЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА:
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Дуэль между Гриневым и Швабриным в
романе «Капитанская дочка», действие которого разворачивается в Екатерининскую эпоху и приходится на один из самых сложных периодов русской истории – период восстания под предводительством Пугачева. Заявленная уже в эпиграфе тема чести: «Береги честь смолоду» – становится одной из центральных в романе.
Дуэль между Гриневым и Швабриным, в отличие от дуэли Ленского и Онегина, Сильвио и графа, проходит на шпагах. Повод для поединка – защита чести и достоинства женщины, один из самых распространенных в те времена (в данном произведении Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова)
Слайд 24В этой дуэли Швабрин проявил себя подло, ранив Гринева, пока тот
отвлекся на крики Савельича. И даже после этого поступка незлопамятный Петруша великодушно простил своего «несчастного соперника». Алексей Иваныч ответил ему на это еще одним коварством: написал донос родителям Гринева. Но самая низость Швабрина заключалась в его переходе на сторону лжецаря Пугачева, ведь он сделал это по корыстным соображениям. Алексей Иваныч таким образом пытался добиться уже не любви Марьи Ивановны, а хотя бы покорности. Честность и открытость Гринева привлекли Пугачева, и он помог Петруше освободить Марью Ивановну от тирании Швабрина. Алексей Иваныч не хотел отдавать Машу, но не мог ослушаться «государя». Гринев с омерзением и призрением смотрел на Швабрина, который пресмыкался перед Пугачевым. После этого Петруша женился на Маше, и они уехали жить к его родителям. Их дороги со Швабриным окончательно разошлись.
Слайд 25ДУЭЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА
А.С. Пушкин не случайно использует пословицу
«…береги честь смолоду» в качестве эпиграфа. Гринев сохранил свое достоинство и верность. Он не склонил колена перед врагом, даже глядя в лицо смерти. А Швабрин всегда был коварным, корыстным и подлым. Он потерял честь и стыд, «валявшись в ногах беглого казака», а все ради личной выгоды.
Слайд 26ВЫВОД
Рассмотрев дуэли в жизни и в произведениях Пушкина и проанализировав
литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что дуэль у Пушкина становится не только важным сюжетно-композиционным приемом, но и играет одну из основных ролей в раскрытия характеров героев. Дуэль в произведениях Пушкина связана, прежде всего, с понятием чести, как мы это видим в романе «Капитанская дочка». Благодаря дуэли в пушкинских произведениях раскрывается сложность и противоречивость характеров героев, сила и слабость их нравственных принципов и жизненных ценностей. Немаловажное значение имеют дуэли и для создания определенной атмосферы, в которой действуют герои. Прекрасное знание Пушкиным условий поединков, их мельчайших деталей и подробностей, нашедшее отражение в его произведениях, является одновременно свидетельством усиления реалистических тенденций в творчестве поэта. Все это и определяет мой интерес к данной теме, работая над которой я открыла некоторые неизвестные мне страницы из жизни поэта и его современников.
Слайд 27Список литературы .
Благой Д. Мастерство Пушкина. - М.: Советский писатель, 1955.
Гордин
Я. Дуэли и дуэлянты. – С.-Пб.: Пушкинский дом, 1996.
Кацура А.В. Дуэль в истории России - М. : Радуга, 2006.
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). – СПб: Искусство-СПБ, 1997.
Макогоненко Г. Творчество А С. Пушкина в 1830-е годы. - Л.: Художественная литература, 1974.
Мейлах Б. Пушкин и его эпоха. - М.: Гослитиздат, 1958.
Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". – С.-Пб.: Искусство-СПБ, 1998
Пушкин А. Евгений Онегин. – М.: Детская литература, 1979.
Пушкин А. Проза. – М.: Правда, 1983.
Рейфман И. Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературе - М. : Новое лит. обозрение, 2002.
Соловьев С. Судьба Пушкина. – М.: Современник, 1990.
Утехин Н. Дуэль. – М.: Правда, 1990.
Список литературы