Слайд 1Проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Выполнила ученица
11-б класса
Тульчинская Алиса
Слайд 2Жанр
Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея (жанр античной литературы;
характеризуется свободным соединением стихов и прозы, серьезности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, пристрастием к фантастическим ситуациям (полет в небо, нисхождение в преисподнюю и т.п.), создающими для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения.).
Слайд 3Проблематика романа
Роман «Мастер и Маргарита, по мнению многих литературоведов,
вобрал в себя все помыслы писателя, звучавшие в более ранних произведениях. Неудивительно, что роман этот богат сложными философскими и нравственными проблемами, захватывает широкий круг тем. Роман содержит несколько смысловых центров, он необычайно глубок и сложен.
Слайд 4Проблема взаимоотношений
власти и личности
В сюжетную ткань повествования
о судьбах московских обитателей вплетается основанная на евангельском сюжете повесть об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Пилат — носитель власти. Этим обусловлена двойственность героя, его духовная драма. Власть, которой наделен прокуратор, вступает в противоречие с порывом его души. Иешуа, беззаветно верящий в светлое начало в человеке, не может осознать и принять действия власти, ее слепого деспотизма. Столкнувшись с глухой властью, бедный философ погибает.
Слайд 5Проблема милосердия и прощения
Для Булгакова милосердие выше мести,
выше личных интересов. Маргарита громит квартиру критика Латунского, погубившего Мастера, но отвергает предложение уничтожить своего врага.
После бала у Сатаны героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду, забывая о собственном страстном желании вернуть Мастера.
Булгаков указывает своим героям путь душевного обновления, преображения.
Слайд 6Проблема духовного пробуждения
Роман с его мистицизмом бросает вызов рационализму,
мещанству, пошлости и подлости, гордыне и духовной глухоте. Здесь возникает интересный мотив духовного пробуждения, наступающего с потерей того, что в косном обществе считается разумом. Булгаков осуждает воинствующий атеизм, не имеющий истинной моральной основы.
Слайд 7Бессмертие искусства
Важная мысль автора, утверждаемая его романом, —
мысль о бессмертии искусства. «Рукописи не горят», — заявляет Воланд. Но многие светлые идеи живут среди людей благодаря ученикам, продолжающим дело учителя. Таков Левий Матвей. Таков и Иванушка, которому Мастер поручает «написать продолжение» своего романа. Таким образом, автор заявляет о наследовании и преемственности идей.
Слайд 8Проблема любви
Маргарита является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной
любви, которую автор назвал «вечной». Чем более непривлекательным, «скучным, кривым» предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство.
Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу, она возвращает Мастера и вместе с ним переносится в вечность.
Слайд 9Проблема зла
В романе «Мастер и Маргарита» Необычно истолкование
функции «злых сил», дьявола. Воланд и его свита, находясь в Москве, возвращали к жизни порядочность, честность, карали зло и неправду. Именно Воланд приводит Мастера и его подругу в их «вечный дом», даруя им покой.
Таким образом М.А.Булгаков говорит о том, что зло и порочность – в самих людях.
Слайд 10Проблема творчества
Никакого отношения к творчеству члены МАССОЛИТа не
имеют. Настоящим писателям не нужны удостоверения о том, кем они являются, - достаточно прочитать несколько страниц их произведений. Остальные - притворяются великими писателями.
Иван Бездомный сначала успешно вписывается в этот круг. Но столкнувшись с непонятным, он лишается притворства и отказывается от сочинительства.
Судьба мастера, как и судьба Ивана Бездомного, - это судьба тех, кто старался разобраться, где правда, а где ложь, и познать истину. Именно на них возлагает надежду и сам М.А.Булгаков.