Слайд 1Природа и человек в творчестве
А. А. Фета.
Слайд 2 Стихи Фета отличаются глубоким и тонким психологизмом, необыкновенной
музыкальностью (недаром многие из них стали популярными песнями и романсами), красотой и разнообразием ритмов.
Слайд 3Описывая природу, поэт передает самые тонкие, почти неуловимые оттенки эмоциональных состояний
лирического героя.
В этих стихах «жизнь души» обретает полноту и смысл в соприкосновении с природой, а природа обретает свое подлинное бытие в соприкосновении с живой душой.
Слайд 4В лирике А. А. Фета природа является живым существом, со своим
неповторимым миром.
Оно наделено собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приобщиться к этой жизни.
В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину.
Слайд 5 Ни у кого из русских поэтов нет
такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета.
Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета.
Слайд 6
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные
тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Слайд 7А. А. Фет в этом стихотворении изображает не столько предметы, явления,
оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Глаголы передают движение. Здесь их нет, а ощущение движения есть. Каждое движение – картина.
Слайд 8
В основе фетовской поэтики — особая философия,
выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).
Слайд 9А. А. Фет писал о самом простом - о картинах природы.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью.
Слайд 10
Любовные стихотворения Фета исполнены чувственности, но эта чувственность удивительно духовна, как
духовна и гармонична у поэта вся природа.
Любимое время года Фета – весна. Он любит в ней пробуждение жизненных сил, "лёгкое дыхание", бурно переживаемую радость бытия.
Поэт переполнен этой радостью и буйством цветения жизни; брожение соков в пробуждающейся природе вызывает брожение в крови лирического героя, человек и природа сливаются воедино.
Слайд 11Фетовские весенние стихотворения поражают стихийной силой любовного влечения: «Смело можно сказать,
что на русском языке ещё не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности». Так сказал критик Дружинин о стихотворении ''Пчёлы'', в котором поет буквально не находит места от сжигающего его «весеннего огня».
Слайд 12ПЧЕЛЫ
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют
колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу...
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет все боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.
Нет, постой же!
С тоскою моею
Здесь расстанусь.
Черемуха спит.
Ах, опять эти пчелы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.
Слайд 13Фет любит описывать точно определимое время суток, приметы той или иной
погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в стихотворении «Весенний дождь»).
Слайд 14Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким
он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом. Фет так и говорит:
«Для художника впечатление дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».
Слайд 15Предметом искусства, по мнению Фета, должно быть прекрасное, а для возникновения
поэтического произведения необходимы два условия: красота как реально существующий элемент мира и особая прозорливость, способность изобразить «ум сердца»: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».
Слайд 16Поэзия А.А. Фета всегда современна, потому что красота, природа, любовь -
вечны и «нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться».