Слайд 2В рукописном отделе библиотеки имени Салтыкова-Щедрина, чуть сбоку вырисовывается фигура Гаврилы
Романовича, держащего в руках лист бумаги. Именно здесь, в пятидесяти шагах от памятника — на стеллажах библиотеки, — хранится почти весь архив российского поэта. В добротных кожаных переплетах — 39 томов его рукописей. Бумаги, бумаги, бумаги... Простые, разлинованные, с водяными знаками в виде гербов и монограмм.
Слайд 3 Г.Р.Державин родился в июле 1743 г. в Казанской губернии.
Его родители - Роман Николаевич и Фекла Андреевна - были небогатыми дворянами. Отец Державина служил в армии, и семье часто приходилось переезжать в связи с его переводами по службе. В 1754 г. Роман Николаевич вышел в отставку и умер. Забота о детях и хозяйстве легла на плечи Феклы Андреевны.
Слайд 4 Хорошее образование в то время было практически недоступно детям
небогатых провинциальных дворян. Так и Державин до 16 лет получал отрывочные знания от случайных преподавателей. С 1759 г. по 1762 г. он учился в Казанской гимназии. За успехи был зачислен в инженерный корпус, но из-за путаницы с бумагами оказался солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. Вскоре вместе с полком стал участником переворота, заменившего на российском троне Петра III Екатериной II. Вследствие бедности по службе Державин продвигался медленно и только в 1772 г. был произведен в прапорщики. К этому же периоду относятся его первые невеликие успехи в поэзии
Слайд 5 В 1773 г. мятеж под предводительством Пугачева принял масштабы,
опасные для государства. Для подавления восстания Екатерина II поручила руководство войсками генералу А.И.Бибикову. Державин, понимая, что других шансов продвинуться по службе у него нет, добился назначения к Бибикову в следственную комиссию. При подавлении мятежа Державин проявил себя храбрым и энергичным офицером, но неумение угодить начальству привело к тому, что наградами его обошли.
Слайд 6Деревни Державиных были разорены во время восстания, да еще Гаврила Романович
имел неосторожность выступить поручителем за своего приятеля, поручика Маслова, долги которого стали требовать с Державина. Спас положение выигрыш в карты сорока тысяч рублей. Попытки Державина добиться заслуженной награды закончились увольнением на гражданскую службу в чине коллежского советника и получением 300 душ крестьян в Белоруссии. Это было ничтожно мало по сравнению с другими офицерами, служившими хуже Державина. В эти годы Гаврила Романович как поэт перешел от переводов к творчеству, начал определяться его поэтический стиль.
Слайд 7 Найдя покровительство у князя Вяземского, Державин в 1777 г.
поступил на службу в Сенат. В следующем году он женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760-1794). К этому времени денежные дела улучшились и помимо сенатского жалованья у Державина стало более тысячи душ крестьян. В 1780 г. Гаврила Романович получил чин статского советника. Ода "Фелица", в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 г. Стихотворение Державина расстрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.
Слайд 8 Конфликт с Вяземским, скрывавшим государственные доходы, привел к отставке
Державина с сенатской службы, но с 1784 г. по воле Екатерины II он назначается губернатором Олонецкого края. Борьба за законность с наместником генерал-губернатором Тутолминым закончилась поражением Державина, и года не пробывшего на этом посту. Последовало новое назначение - тамбовским губернатором. Державин успел много сделать для просвещения Тамбовского края, но попытки отстаивать справедливость и нежелание "ладить" с высшими вельможами привели к смещению с должности в 1788 г. За годы, проведенные на губернаторстве, поэтическая слава Г.Р.Державина возросла.
Первая жена Г.Р Державина
Екатерина Яковлевна Бастидон (1760-1794)
Слайд 9 Стремясь ограничить власть Сената, Екатерина II в 1791 г.
назначает Державина своим кабинет-секретарем с задачей выявления нарушений закона в сенатских документах. Но и на этом посту его характер остался прежним: не угодив императрице, Державин в 1793 г. был отставлен от должности и назначен сенатором. При той малой роли, которую играл Сенат, это было знаком немилости. Награждение орденом Владимира II степени и присвоение чина тайного советника были слабым утешением. И в Сенате своим правдолюбием Гаврила Романович нажил себе много врагов.
Слайд 10 В 1794 г. умерла жена Державина, Екатерина Яковлевна. В
1795 г. Гаврила Романович женился второй раз, на Дарье Алексеевне Дьяковой (1767-1842). На сестрах Дьяковой - Александре и Марии - были женаты два других поэта того времени, Василий Васильевич Капнист и Николай Александрович Львов, с которыми Державина связывали не только родственные отношения, но и дружба.
Дарья Алексеевна Дьякова (1767-1842), жена Г.Р.Державина
Слайд 11 При царствовании Павла I Державин занимал должности правителя канцелярии
Сената, государственного казначея. После прихода к власти Александра I Гаврила Романович в 1802-1803 г.г. был министром юстиции. Уйдя в 1803 г. в отставку Державин много времени проводил в имении Званка (Новгородская губерния), купленном в 1797 г. на приданое Дарьи Алексеевны. На отдыхе поэт занялся работой над собранием своих сочинений, первые четыре тома которого были изданы в 1808 г. Державин участвовал в работе Беседы - общества любителей Российской словесности. В 1815 г. поэт был на экзамене в Царскосельском лицее и расстрогался, слушая Пушкина.
Умер Державин в июле 1816 г. в новгородском имении Званка и был похоронен в Петербурге.
Слайд 14«Властителям и судьям».
За что поэт осуждает властителей?
В чём он видит
их долг перед народом?
Как вы понимаете финал стихотворения?
Обличение несправедливой власти
и выдвижение поэтом
программы
справедливой гуманности.
Утверждение внесословной ценности
человека.
Слайд 15«На смерть князя Мещерского»
Философские размышления о жизни и смерти.
Всё тленно:
богатство, красота, разум, сила. Нетленна вечность.
Слайд 16Ода Державина «Бог» — одно из самых глубоких и философских произведений
поэта. Она была написана в 1780-1784-ые года. В этом стихотворении, Гавриил Романович показал своё мировоззрение, отношение к окружающему миру. Когда Державин написал оду «Бог», ему было больше сорока, и основанием для этого произведения послужили его жизненный опыт и полученная с годами мудрость.
В оде «Бог» Державина сложно найти что-то новое, то, что нельзя прочесть в других произведениях. Но поэту удалось сказать главное – Бог-это мы с вами.
Слайд 17«Памятник»
В чём видит Державин назначение поэта и поэзии?
Слайд 22Ода «Фелица» была написана Г.Р. Державиным в 1782 году как своеобразный
отклик на «Сказку о царевиче Хлоре», созданную Екатериной II. В этой назидательной сказке императрица прославляет добродетель и рассудок, дает образец праведной жизни, секрет которой – в честности, трудолюбии и взаимной любви.
Державин, создавая свою оду, использовал образы и мотивы этой сказки: с пересказа сюжета сочинения императрицы начинается вступление державинского произведения; образы Фелицы, Лентяя, Брюзги, Мурзы, Хлора, розы без шипов появляются в основной части; восточный колорит присущ финальной строфе оды. С помощью этих «заимствованных» элементов поэт создает новаторское произведение, в котором он выражает свои общественно–политические идеалы.
Слайд 23В оде «Фелица» контрастно сосуществуют два стиля – высокий и низкий,
торжественный и сатирический, идеальный и реальный. Высокое - одическое - связано в произведении с образом Фелицы, под личиной которой скрывается императрица Екатерина II.
Важно, что до Гаврилы Державина образ императрицы в русской поэзии строился по законам, определенным Ломоносовым: монархиня изображалась как земное божество, сошедший с небес ангел, как собрание всевозможных добродетелей и совершенств, кладезь премудрости и источник милости. Державин же отходит от этой традиции. Образ Екатерины II в произведении меняется – автор стремится показать многогранный, полнокровный образ выдающегося человека и государственного деятеля.
Слайд 24 В первой части оды Екатерина изображена как земная женщина. Державин воспевает
ее демократизм, спокойный, ровный характер, женскую скромность. Особо он отмечает, что императрица любит ходить пешком, много читает, пишет, «не дорожа своим покоем».
Создавая образ просвещенной монархини, Державин смотрит на Екатерину и ее деятельность через призму нравственных достоинств государыни:
Но, кротости ходя стезею,
Благотворящею душою
Полезных дней проводишь ток.
В отличие от императрицы, идеалом которой была естественность жизни и умеренность желаний, образ мурзы в оде соткан из мелких человеческих слабостей и страстей, не контролируемых разумом решений и действий. Это существо избалованное и чувственное, в котором плотское начало преобладает над духовным.
Слайд 25Державин методично и подробно описывает образ жизни мурзы. Интересно, что описание
праздной жизни екатерининского вельможи в «Фелице» во многом предвосхитило изображение одного дня из жизни пушкинского Евгения Онегина. Так, мы видим, что после позднего пробуждения мурза пьет входивший тогда в моду кофе, курит трубку и мечтает о воинской славе. Его день занят пирами и любовными утехами, скачками и охотой. Вечер он проводит, совершая лодочные прогулки по Неве, а дома его ждут невинные семейные радости и чтение на сон грядущий.
Кроме жизнелюба мурзы, Екатерина II противопоставлена в оде своему покойному мужу, царю Петру III. В отличие от мужа, Екатерина II, «храня обычаи, обряды, не донкишотствует собой». Придя к власти, эта немка во всех делах и начинаниях думала о благе России, писала свои литературные произведения и государственные указы по-русски и демонстративно ходила в русском capафане, не повторяя ошибок мужа, боявшегося и презиравшего русский народ.
Слайд 26Во второй части оды Екатерина II изображается как выдающийся государственный деятель,
философ на троне. Поэт прославляет императрицу за заботу о благе Отечества, в частности, за создание Комиссии по составлению свода законов Российской империи, за разрешение частным лицам публиковать сатирические журналы, за умело проведенное административно-территориальное деление России, за отказ принять титул «Великой» и «Премудрой», «Матери Отечества», поднесенный ей Сенатом и российским дворянством.
Образ просвещенной Екатерины II в этой части «Фелицы» противопоставлен образу невежественной Анны Иоанновны. Державин сознательно сравнивает именно этих монархинь: в их жизни было много сходного (тяжелое, безрадостное детство при провинцияальных дворах, неудачные браки, вдовство, восшествие на российский престол, увлечение фаворитами и т. п.). Однако одну из них в русской истории можно поставить в один ряд с Иваном Грозным и Петром I, другая известна как любовница конюшего Бирона. Существенное отличие этих правительниц, по мысли поэта,— в их нравственных качествах, в уровне их образования и воспитания. Это, в конечном итоге, определило и характер отношений между ними и Народом.
Слайд 27Во второй части оды изменяется не только образ Екатерины II, но
и образ повествователя. Теперь он предстает в обличие верноподданного гражданина, человека, который облагодетельствован мудрой правительницей и искренне прославляет ее. При этом образ императрицы теряет свою связь с бытом, возвышается над проблемами частной жизни, обретает черты философа-гуманиста, просвещенного монарха. Здесь растет дистанция между Поэтом и Монархом, что в третьей части приводит к обожествлению героини оды: «Фелицы слава — слава Бога».
Создавая образ «земной богини», Державин насыщал строфу реминисценциями и перифразами из Псалтыри и Евангелия, что подчеркивало «высоту» личности императрицы и ее государственных дел.
Таким образом, в «Фелице» Державин вывел свой идеал правителя, охарактеризовав его как человека, общественного деятеля и государственную особу. Это идеал воплотился в образе Екатерины II, которая представлена в оде как глубоко нравственный и интеллектуальный человек, демократичный, но, в то же время, строгий в своих привычках и образе жизни. Кроме того, Екатерина – прелестная и сильная женщина.
Слайд 28Но, помимо этого, она идеал правителя, благодаря своим деяниям приближенная к
статусу божества:
Фелицы слава — слава Бога,
Который брани усмирил;
Который сира и убога
Покрыл, одел и накормил;
Который оком лучезарным
Шутам, трусам неблагодарным
И праведным свой свет дарит;
Равно всех смертных просвещает,
Больных покоит, исцеляет,
Добро лишь для добра творит.
Слайд 29«Долг поэта в мир правду вещать».
Ода «Фелица».
Создан идеальный образ
мудрой, скромной,
благодетельной государыни.
Слайд 31Художественный метод Державина
Характерны
конкретность изображения,
обилие подчеркнуто личных биографических мотивов,
пластика
образов и в то же время типичная для классицизма дидактика и аллегоризм.
Поэтический словарь Державина богат определениями, передающими оттенки цвета, насыщен звукописью.
Слайд 32 Новаторство Державина.
Его творчество выходит за пределы классицизма.
В русской поэзии
пейзаж до Державина фактически отсутствовал, он проявил себя тонким “живописцем”, передавая в стихах краски природы, многообразие ее оттенков.
Смело употребляет разговорные слова и выражения, смешивает стили.
Соединение в пределах одного произведения тематики оды и сатиры
привело к сочетанию «высокого» и «низкого» «штиля».
Державин внес элементы живой разговорной речи в поэтический язык.