Слайд 1Данте Алигьери
(1265 -1321)
«Божественная комедия»
Слайд 2Данте Алигьери принадлежал к старинному дворянскому роду. Поэт родился во Флоренции,
которая была в XIII–XIV веках главным культурным центром Италии. Город испытывал на себе постоянную политическую борьбу разных партий. Особенно остро эта борьба протекала между враждующими политическими партиями гвельфов и гибеллинов. Отец поэта, как впоследствии и сам Данте, принадлежал к партии гвельфов, выступавших против папской власти.
Слайд 3Получив образование в объёме средневековой школы, Данте самостоятельно изучает французский и
провансальский языки, которые дают ему возможность читать иностранную литературу. Он также изучает античных поэтов, в первую очередь Вергилия, автора «Энеиды». В начале 1280-х годов Данте начал писать стихи, почти исключительно любовного содержания, посвящённые Беатриче Портинари. После её смерти (1290 г.) Данте усиленно изучает теологию, философию и астрономию.
Данте очень рано начинает заниматься политической деятельностью, принимая участие в военных действиях флорентийской коммуны против гибеллинов, избирается членом правящей флорентийской коллегии. Но после раскола гвельфов на чёрных и белых он примыкает к белым гвельфам, партия которых была низложена папой Бонифацием VIII и французским принцем Карлом Валуа, вступившим во Флоренцию в 1301 году.
Слайд 4С этого времени для Данте начинаются годы изгнания, изменившие его политические
убеждения. Постепенно он приходит к мысли, что только императорская власть может объединить Италию, дав отпор папской власти, и возлагает свои надежды на императора Генриха VII, который вскоре умер, так и не вступив во Флоренцию.
Имя Данте дважды вычёркивали из списков амнистированных, которым разрешалось вернуться во Флоренцию, так как видели в нём непримиримого врага. Унизительное предложение публичного покаяния Данте отвергал и последние годы жизни провёл в Равенне, где и был похоронен в 1321 году.
Слайд 5«Божественная комедия» написана в годы изгнания. Сам поэт назвал её просто
«Комедия».
Эпитет “божественная” был дан творению Данте потомками не раньше XVI века не за религиозное содержание, а за поэтическое совершенство. Поэма делится на три большие части — кантики, посвящённые изображению трёх частей загробного мира. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен, а вначале добавляется песнь первая — пролог ко всей поэме. Так складывается поэма из 100 песен. Символическим становится в поэме число 3 (связанное с христианской идеей о Троице) и кратные ему 9 и 33: в поэме три части, она написана терцинами, в аду 9 кругов.
Слайд 6Жанр поэмы связан со средневековыми “видениями” и “хожениями по мукам”, то
есть с рассказами о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. Среди античных источников поэмы наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, где описывается, как Эней спустился в царство мёртвых (Тартар), чтобы повидаться со своим покойным отцом. Данте использует такую композиционную форму затем, чтобы осудить человеческие преступления, пороки, исправить человека, побудить человечество жить достойно, как следует.
Исследователи поэмы Данте подчёркивают, что каждый её сюжетный ход может быть истолкован иносказательно — в морально-религиозном, политическом, биографическом планах.
Слайд 7 Песнь первая . Стихи 1–27.
Как и когда Данте очутился
“в сумрачном лесу”? Какой символический смысл заключён в образе леса?
Дремучий лес — это земное существование человека, где каждый может сбиться с пути.
Слайд 8Стихи 28–60.
Какие главные человеческие пороки символизируют три зверя: рысь, лев
и волчица?
Рысь — сладострастие; лев — гордость; волчица — алчность.
Стихи 61–136.
С каким чувством Данте обращается к Вергилию? Почему Данте готов последовать за ним в ад?
Чтобы уйти “от зла и гибели.
Слайд 9 «Ад».
Устройство ада. Песнь 34 (стихи 28–69)
Каким Данте представлял устройство
ада?
Данте представлял ад как воронкообразную пропасть, находящуюся под сводом земли и состоящую из сужающихся кругов, заканчивающихся колодцем, где терзается Люцифер. Чем ниже круг, тем ужаснее преступления и муки грешников.
Слайд 10
Круг 1. Лимб язычников
Круг 2. Сладострастники
Круг 3. Обжоры и чревоугодники
Круг 4. Скупцы
и расточители
Круг 5. Гневные и завистливые
Круг 6. Еретики и ересиархи (сеятели религиозных раздоров)
Круг 7. Убийцы. Самоубийцы. Богохулители. Ростовщики
Круг 8 (Злые Рвы)
Слайд 11 Ров 1. Сводники и обольстители
Ров 2. Льстецы
Ров 3.
Симонисты-святокупцы
Ров 4. Прорицатели
Ров 5. Взяточники
Ров 6. Лицемеры
Ров 7. Воры
Ров 8. Злосоветчики.
Ров 9. Зачинщики раздоров. Сектанты
Ров 10. Поддельщики. Колодец гигантов
Слайд 12Круг 9. Предатели
Люцифер
— Какие человеческие пороки Данте считал самыми тяжкими?
— Каков облик
Люцифера (стихи 28–69), находящегося на самом дне ада?
Слайд 13«Чистилище». Устройство чистилища. Песнь 30 (стихи 70–145). Встреча Данте и Беатриче.
— Каким Данте представлял устройство чистилища?
Слайд 14Пройдя ад, Данте с Вергилием попадают в чистилище, которое помещается на
противоположном земному полушарии, покрытом Великим океаном. Оно представляет собой остров, на котором находится очень высокая гора. Она разделена на семь уступов (кругов), в каждом из которых происходит очищение от одного из смертных грехов: гордости, зависти, гнева, уныния, корыстолюбия, чревоугодия и блуда. В чистилище пребывают, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не осуждены на вечные муки и могут ещё очиститься от совершённых ими грехов. Внутренний процесс этого очищения символизируют семь букв P (начальная буква латинского слова peccatum — грех), нанесённых мечом ангела на лоб поэта и обозначающих семь смертных грехов.
Слайд 15По мере прохождения кругов чистилища эти буквы по одной стираются. Сначала
Данте с Вергилием попадают в предчистилище, где находятся новоприбывшие души умерших, отлучённые от церкви, нерадивые, и попадают в долину земных властителей. Затем через врата Данте и Вергилий попадают в чистилище и посещают его круги: круг 1 — гордецы, круг 2 — завистники, круг 3 — гневные, круг 4 — унылые, круг 5 — корыстолюбцы (скупцы и расточители), круг 6 — чревоугодники, круг 7 — сладострастники. Можно заметить, что ад и чистилище частично находятся как бы в зеркальном отражении: круги пропасти — уступы горы. Затем путешественники восходят к Земному Раю, находящемуся на самой вершине горы. Здесь Данте встречается с Беатриче, которая будет сопровождать его по Раю, куда нельзя войти Вергилию — ведь он язычник
Слайд 16— Почему в песни 30 Беатриче встречает Данте сурово?
О чём Беатриче
рассказывает ему? Как она пыталась “вернуть его” “с ложного следа”?
Слайд 17«Рай».
Устройство рая. Песнь 33 (стихи 115–145).
— Каким Данте представлял устройство
рая?
Примиряясь с Данте и вознесясь с ним сквозь сферу огня, Беатриче ведёт его через девять небесных сфер в эмпирей — “розу света” высших небес — местопребывание Божества. Они проходят первое небо — Луну (нарушители обета); второе — Меркурий (честолюбцы); третье — Венеру (любвеобильные); четвёртое — Солнце (мудрецы); пятое — Марс (воители за веру); шестое — Юпитер (справедливые); седьмое — Сатурн (созерцатели). Данте и Беатриче возносятся в восьмое, звёздное небо, где царят торжествующие, а затем попадают в девятое, кристальное небо, где пребывают ангелы. Только после этого они попадают в эмпирей. Беатриче символизирует собой религиозную мудрость — богословие, так как для созерцания рая, даруемого праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна. Данте, увлекаемый силой любви, летит за ней .
Слайд 18— Каким изображён в поэме эмпирей?
Данте представляет эмпирей в виде трёх “равноёмких
кругов”, трёх радуг, символизирующих мысль о троичности Божества. В финале поэмы он видит себя и Беатриче в раю. Любовь Данте на пути по раю очищается от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечной её целью является лицезрение Бога, который Сам есть любовь, “что движет солнце и светила”. Вместе с тем, отделяясь от толпы и осознавая себя личностью, на которую может быть обращён “блеск с высот”, Данте явился предтечей гуманистов Возрождения.
Слайд 19В письме к Кан Гранде делла Скала, правителю города Вероны, Данте
сообщает о тех задачах, которые он ставил перед собой в «Божественной комедии». Он пишет, что любое литературное произведение имеет несколько смыслов: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (то есть влекущий ввысь, вскрывающий внутренний дух произведения). В «Божественной комедии» её буквальный смысл — изображение судеб людей после смерти; аллегорический — идея возмездия, то есть наказания или награды человека за его жизненные поступки; моральный смысл — удержать человека от зла и направить его к добру (сходной задачей был увлечён и Гоголь); анагогический — воспеть силу любви к Беатриче, прояснившей его сознание и вдохновившей на создание поэмы.