Презентация, доклад Жанровое своеобразие романа-антиутопии Д.Глуховского Метро 2033

Содержание

Актуальность выбранной темы: обусловлена интересом к современному литературному процессу и изучению антиутопии, активно развивающейся в последние десятилетия. Традиции и новаторство авторов, работающих в данном жанре, отражают основные жизненные позиции, убеждения, идеалы и ценностные ориентации людей нашего

Слайд 1 Научно-исследовательская работа по литературе «Жанровое своеобразие романа-антиутопии Д.Глуховского "Метро 2033"
Выполнила:
Деева Анастасия,
ученица

10А класса.
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Пайкова Е.Ю.

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №1

Научно-исследовательская работа  по литературе «Жанровое своеобразие романа-антиутопии Д.Глуховского

Слайд 2Актуальность выбранной темы: обусловлена интересом к современному литературному процессу и изучению

антиутопии, активно развивающейся в последние десятилетия. Традиции и новаторство авторов, работающих в данном жанре, отражают основные жизненные позиции, убеждения, идеалы и ценностные ориентации людей нашего времени.
Цель НИР: изучить своеобразие жанра романа-антиутопии Д.Глуховского «Метро 2033» на примере организации хронотопа и выбора ведущих мотивов и определить их роль в раскрытии авторского замысла.
Задачи:1) изучить основные особенности жанра антиутопии;
2) проследить традиции классического жанра антиутопии и новаторские элементы в романе Д.Глуховского «Метро 2033»;
3) выявить ведущие мотивы в романе, определить их роль для раскрытия авторского замысла.

Объект исследования: роман «Метро 2033» Дмитрия Глуховского
Предмет исследования: жанровые особенности хронотопа и мотивной структуры в романе «Метро 2033»

Методы исследования: обусловлены целью и задачами работы. Используются элементы системно-целостного, структурного, сравнительного, исторического подходов к изучению произведения.
Актуальность выбранной темы: обусловлена интересом к современному литературному процессу и изучению антиутопии, активно развивающейся в последние десятилетия.

Слайд 3Теоретическая значимость
в углублении представлений о значимости хронотопа и мотива в жанре

новой антиутопии.

Практическая значимость

материал может быть использован при проведении уроков и семинаров, посвященных изучению жанра антиутопии.

Теоретическая значимостьв углублении представлений о значимости хронотопа и мотива в жанре новой антиутопии. Практическая значимостьматериал может быть

Слайд 4Опрос учащихся

Опрос учащихся

Слайд 5 1. Смольникова Ю.В. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА АНТИУТОПИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные

науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4 2. Тимофеева А.В. Антиутопия: об истоках и возникновении жанра // Вопросы современной лингвистики и литературоведения. – М., 1993. – [Вып. 2]. – С. 245-250. 3.Оруэлл Д. Политика против литературы. orwell.ru›library/reviews/swift/russian/r_swift  

Антиутопия – это жанр художественной литературы, описывающий государственный или мировой уклад, в котором при изначальном стремлении к идеальному существованию для всех обитателей складываются негативные тенденции развития.

1. Смольникова Ю.В. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА АНТИУТОПИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст.

Слайд 6Антиутопия
Конец XIX века
«Грядущая раса» Бульвер-Литтон 1870 г.
«Эревуон» С. Батлер 1872

г.
«Через Зодиак» Перси Грег 1880 г.
«Машина останавливается» Э. М. Форстер
«В пурпурной мгле» М.Конрад 1895 г.

Первая половина XX века
«451° по Фаренгейту» Р. Бредбери,
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Мы» Е.Замятин
«Котлован» А. Платонов
«1984» Д Оруэлл
«Заводной апельсин» Э.Берджесс

АнтиутопияКонец XIX века«Грядущая раса» Бульвер-Литтон 1870 г. «Эревуон» С. Батлер 1872 г.«Через Зодиак» Перси Грег 1880 г.«Машина

Слайд 7Особенности жанра антиутопии:
замкнутость пространства и времени;
цикличность истории;
конфликт личности

и государства;
структурное деление на верх-низ;
использование мотивов катастрофы, сна и пути
Особенности жанра антиутопии: замкнутость пространства и времени;цикличность истории; конфликт личности и государства;  структурное деление на верх-низ;

Слайд 8ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РОМАНА


«Метро 2033» - постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского, описывающий жизнь

людей в московском метро после ядерной войны на Земле. Почти всё действие разворачивается в Московском метрополитене, где на станциях и в переходах живут люди.

«Артему было двадцать четыре, и родился он еще там, сверху, и был он еще не такой худой и бесцветный, как все родившиеся в метро, не осмеливавшиеся никогда показываться наверх, боясь не столько радиации, сколько испепеляющих и губительных для подземной жизни солнечных лучей».

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РОМАНА«Метро 2033» - постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского, описывающий жизнь людей в московском метро после ядерной

Слайд 9Организация пространства
Верх=город=прошлое
Середина=метро=
настоящее
Низ=метро-2=
«светлое будущее»

Организация пространстваВерх=город=прошлоеСередина=метро=настоящееНиз=метро-2=«светлое будущее»

Слайд 10Станции
Московское метро
Туннели
«Туннель, лежащий перед ними, был совершенно черным, здесь царила какая-то

необычная, полная, абсолютная тьма, густая и почти осязаемая, пористая, как губка, она жадно впитывала лучи их фонаря, их еле хватало, чтобы осветить пятачок земли в шаге впереди».

«Метро - это не просто некогда сооруженное транспортное предприятие, не просто атомное бомбоубежище, не просто обиталище нескольких десятков тысяч человек».

Станции копили военную мощь, чтобы отвечать на набеги карательными экспедициями, чтобы теснить своих цивилизованных соседей с жизненно важного пространства, если не удавалось достичь договоренностей мирным путем, и наконец, чтобы давать отпор всей той нечисти, что лезла изо всех дыр и туннелей. Всем тем странным, уродливым и опасным созданиям, каждое из которых вполне могло привести в отчаяние Дарвина своим явным несоответсвием всем законам эволюционного развития.

СтанцииМосковское метроТуннели«Туннель, лежащий перед ними, был совершенно черным, здесь царила какая-то необычная, полная, абсолютная тьма, густая и

Слайд 11Особенности хронотопа
«Кольцевая концепция» пространства и времени Герой движется по кругу,

не выходя за Кольцевую линию, так же по кругу идет история, после Третьей мировой войны повторяющая сценарий прошлого.
Особенности  хронотопа«Кольцевая концепция» пространства и времени Герой движется по кругу, не выходя за Кольцевую линию, так

Слайд 12Мотив катастрофы
«Мир лежит в руинах. Человечество уничтожено практически полностью. Из-за высокого

уровня радиации полуразрушенные города стали непригодны для жизни. За их пределами, по слухам, начинаются бесконечные выжженные пустыни и дебри мутировавших лесов.
Но остатки цивилизации постепенно становятся лишь воспоминаниями, обрастают небылицами и превращаются в легенды».


Выжить.
И чтобы выжить — размножаться.
И чтобы выжить — сражаться.
И убивать других — чтобы выжить.
 


Мотив катастрофы«Мир лежит в руинах. Человечество уничтожено практически полностью. Из-за высокого уровня радиации полуразрушенные города стали непригодны

Слайд 13МОТИВ ПУТИ
поезд

поиск героем своего места

(станции)

железная дорога метро

1 - судьба, неизбежность


2 - символ цивилизации, канувшей в лету

МОТИВ ПУТИ      поездпоиск героем своего места (станции)железная дорога метро1 - судьба, неизбежность

Слайд 14МОТИВ СНА
Прямое значение

настоящие сны
Метафорическое

видение, галлюцинация, мечта
«Это не сон», — повторил Артем. Детали

привидевшегося кошмара быстро стирались из памяти, но второе видение Артем помнил прекрасно, во всех деталях. Странное одеяние Хантера, загадочная пустая белая комната и слова «Ты должен выполнить то, что обещал мне!» не выходили у него из головы. – Навязанность».
МОТИВ СНАПрямое значениенастоящие сныМетафорическоевидение, галлюцинация, мечта«Это не сон», — повторил Артем. Детали привидевшегося кошмара быстро стирались из памяти,

Слайд 151. Хронотоп играет важнейшую роль в организации сюжетной линии произведения и

в выражении авторского отношения к современной действительности. Условность времени и трехмерность пространства – это традиции антиутопии первой половины XX века. Новаторство же Глуховского в изменении пространственных пластов – «верх» и «низ», в организации «кольцевой» концепции движения времени и пространства, что показывает смещение ценностных человеческих ориентиров, губительно влияющих на существование человечества на Земле в целом, и невозможности конкретному человеку изменить общественный уклад. 2. Ведущими жанрообразующими мотивами являются мотивы катастрофы, пути и сна, что заимствовано из классических зарубежных и отечественных антиутопий. Это отражает состояние современных людей, желание найти смысл в жизни и предотвратить возможное страшное будущее, пока еще не поздно.

Вывод:

1. Хронотоп играет важнейшую роль в организации сюжетной линии произведения и в выражении авторского отношения к современной

Слайд 16Использованная литература:
Источники
Глуховский Д. А. Метро 2033  М.: «АСТ»,  2005
II. Критическая и теоретическая литература
1.Бахтин

М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. : СПб. - М.: «Худож. лит.», 1975
2. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха - человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. - 1988. - № 12. - С. 217-230.
3.Григоровская А. В. Пространственно-временная организация и мотивная структура в антиутопии 2000-х годов : "ЖД" Д. Быкова и "Метро 2033" Д. Глуховского Тюмень: Издательство Тюмен. гос. ун-та, 2012. 
4.Делекторская И.Б. Будущее наступило внезапно. Утопия и антиутопия в русской литературе // Литература в школе. - 1998. - № 3. - С. 55-61.
5.Ланин Б.А. Антиутопия // Литература. Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". - 1996. - № 7. С. 13.
6.Тимофеева А.В. Антиутопия: об истоках и возникновении жанра // Вопросы современной лингвистики и литературоведения. – М., 1993. – [Вып. 2]. – С. 245-250.
III. Интернет – ресурсы
1.Кульков Евгений. Дмитрий Глуховский: Тема «Метро 2033» для меня исчерпана, пора умолкнуть // Комсомольская правда. — 14 июля 2015 г. — http://www.spb.kp.ru/daily/26406/3281548/
2.Орлов С. В. Опустошение духовных и моральных ценностей человека в научно-фантастических постапокалиптических романах трилогии Д. Глуховского «Метро 2033–34–35» // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 599-601. — URL https://moluch.ru/archive/119/33076/
3.Оруэлл Д.: Политика против литературы. orwell.ru›library/reviews/swift/russian/r_swift
 
4.Смольникова Ю.В. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА АНТИУТОПИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(32).pdf
Использованная литература:ИсточникиГлуховский Д. А. Метро 2033  М.: «АСТ»,  2005II. Критическая и теоретическая литература1.Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть