Презентация, доклад Жанрово-родовый подход в изучении литературы

Содержание

Литературный родСпособ образного видения жизни, отражения действительностиОтвет на вопрос КАК? (от Аристотеля)Общее по отношению к понятию жанрЭпический, лирический, драматическийКритерии выделения родов: предмет, содержание, мера, элементы и связь элементов рода

Слайд 1Жанрово-родовой подход в изучении литературы
Еремеева Елена Александровна, учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ №29
Жанрово-родовой подход в изучении литературыЕремеева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №29

Слайд 2Литературный род
Способ образного видения жизни, отражения действительности
Ответ на вопрос КАК? (от

Аристотеля)
Общее по отношению к понятию жанр
Эпический, лирический, драматический
Критерии выделения родов: предмет, содержание, мера, элементы и связь элементов рода
Литературный родСпособ образного видения жизни, отражения действительностиОтвет на вопрос КАК? (от Аристотеля)Общее по отношению к понятию жанрЭпический,

Слайд 3Эпический род
Предмет – со-бытие.
В эпическом произведении главное лицо служит только

внешним центром развивающегося события и где оно может отличаться только общечеловеческими чертами, заслуживающими нашего человеческого участия: ибо герой эпопеи есть сама жизнь, а не человек. В эпопее событие…подавляет собою человека, заслоняет своим величием и своею огромностию личность человеческую, отвлекает от нее наше внимание своим собственным интересом, разнообразием и множеством своих картин.
Содержание – МИР и я в нем; объективная реальность познается через многообразные связи
Мера – объем эпической поэзии зависит от объема самого события,— и если событие, при длинноте своей, интересно и хорошо изложено, наше внимание не утомляется им. Время художественное - всегда прошедшее, дистанция по отношению к событию. Повествователь. Рассказчик. Герой
Элементы – повествование, описание, рассуждение и пр.
Связь элементов - «свободное присоединение»
Эпический родПредмет – со-бытие. В эпическом произведении главное лицо служит только внешним центром развивающегося события и где

Слайд 4Эпос . М.М.Бахтин «Слово в романе»
Слово в прозе обладает способностью внутренне

диалогизироваться.
Слово в прозе устремлено к сознанию собеседника.
Автор в прозе, повествуя о каком-либо предмете, невольно включает в повествование особенности речи этой среды.
«Пантелей Прокофьич турсучил бороду»(языковая картина мира Мелехова-старшего)
«Ты, Каштанка, насекомое существо…» (восприятие Луки Александровича)
«Чёрное небо открыло рот и дыхнуло» (восприятие Егорушки)
Слово включает в себя особенности сознания и мировосприятия. Контекстное многоголосие идет от этой особенности. Собственно авторская точка зрения возникает всегда на пересечении голосов.


Эпос . М.М.Бахтин «Слово в романе»Слово в прозе обладает способностью внутренне диалогизироваться.Слово в прозе устремлено к сознанию

Слайд 5Лирический род
Предмет – чувство, настроение, переживание, ощущение, медитация. При всем богатстве

своего содержания, лирическое произведение как будто лишено всякого содержания — точно музыкальная пьеса, которая, потрясая всё существо наше сладостными ощущениями, совершенно невыговариваемо в своем содержании, потому что это содержание непереводимо на человеческое слово.
Содержание – Я и МИР во мне. Реакция души
Мера – мгновенное/ сиюминутное настоящее, пространство – внутренний мир
Элементы – повествование, описание, рассуждение и пр. «как будто» есть для необходимости выражения чувства; субъективное «Я», Лирический герой
Связь элементов- ассоциативная
Лирический родПредмет – чувство, настроение, переживание, ощущение, медитация. При всем богатстве своего содержания, лирическое произведение как будто

Слайд 6Слово в поэзии. М.М. Бахтин «К философии поступка»
«…автор растворяется во внешней

звучащей и внутренней живописно-скульптурной и ритмической форме, отсюда кажется, что его нет, что он сливается с героем или, наоборот, нет героя, а один только автор.
На самом же деле герой и автор противостоят друг другу и в каждом слове звучит реакция на реакцию».
В поэзии слово всегда авторское, представлена только одна позиция, другие т.з. не даны.
Лирическая форма – выражение душевного состояния, требует монологического слова, принадлежащего одному сознанию. Многоголосие лирике не свойственно.
Только в пограничных формах лирика ориентируется на чужой контекст.
Слово в поэзии. М.М. Бахтин «К философии поступка»«…автор растворяется во внешней звучащей и внутренней живописно-скульптурной и ритмической

Слайд 7Лирический герой /субъект речи
Лирический герой не просто связан тесными узами с

автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроением, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличим. Лирика в основном её «массиве» автопсихологична.
Вместе с тем лирическое переживание не тождественно тому, что было испытано поэтом как биографической личностью.
Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, она их трансформирует, обогащает, создаёт наново, возвышает и облагораживает.
В.Е. Хализев
Лирический герой /субъект речиЛирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом,

Слайд 8Автор в процессе творчества нередко творит силой воображения те психологические ситуации,

которых в реальности не было вовсе.
Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и непохожим на него лицам.
Умение «чужое вмиг почувствовать своим» (Фет) – одно из свойств поэтического дарования.
Автор в процессе творчества нередко творит силой воображения те психологические ситуации, которых в реальности не было вовсе.Лирически

Слайд 9Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в

жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бег бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Одним толчком согнать ладью живуюС наглаженных отливами песков,Одной волной подняться в жизнь иную,Учуять ветр с цветущих берегов,Тоскливый

Слайд 10«Ролевая» лирика
Лирика, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора

(Некрасов «Песня Калистратушке», Блок «Нет имени тебе, мой дальний…», Ахматова «Муж хлестал меня узорчатым…», Твардовский «Я убит подо Ржевом»)
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире
До конца его дней –
Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастерки моей…
«Ролевая» лирикаЛирика, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора (Некрасов «Песня Калистратушке», Блок «Нет имени

Слайд 11«Автор-повествователь». Внесубъектный ЛГ
Авторское сознание внесубъектно: высказывание принадлежит «некоему» третьему лицу, субъект

речи грамматически не выражен:
Последний катаклизм
Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Ф.И. Тютчев
«Говорящий» является лишь «голосом», создаётся иллюзия совпадения с автором(«Анчар», «Девушка пела в церковном хоре…»)
«Автор-повествователь». Внесубъектный ЛГАвторское сознание внесубъектно: высказывание принадлежит «некоему» третьему лицу, субъект речи грамматически не выражен:Последний катаклизмКогда пробьёт

Слайд 12Субъектное «Я»- субъект речи
«Говорящий» имеет форму выражения (я, мы, мне, мой

и пр.), но НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ДЛЯ СЕБЯ»
На первом плане не он сам, а какое-то основное событие, обстоятельство, ситуация, явление (Б.О. Корман)
Л.Я. Гинзбург: … лирическая личность «существует как форма авторского сознания, в которой преломляется тема, но не существует в качестве самостоятельной темы»:
Чудная картина, Свет небес высоких,
Как ты мне родна: И блестящий снег,
Белая равнина, И саней далёких
Полная луна, Одинокий бег. (Фет)
В центре внимания здесь картина и её переживание, а не сам переживающий

Субъектное «Я»- субъект речи«Говорящий» имеет форму выражения (я, мы, мне, мой и пр.), но НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ

Слайд 13Лирическое «Я»
Термин введён Зусманом в 1910 г, еще раньше им пользовался

Ин.Анненский
«субъект -в- себе», самостоятельный образ
Прямая оценочная точка зрения (Блок «Вхожу я в тёмные храмы…», Пастернак)
Лирическое «Я»Термин введён Зусманом в 1910 г, еще раньше им пользовался Ин.Анненский«субъект -в- себе», самостоятельный образПрямая оценочная

Слайд 14Лирический герой
Термин введён Ю.Н. Тыняновым в книге «Блок» (1921): «Блок- самая

большая поэтическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа ещё новой, нерождённой формации…Когда говорят о его поэзии, почти всегда за поэзию представляют человеческое лицо – и все полюбили лицо, а не искусство»
Не только «субъект- в - себе», но и «субъект для себя»
ЛГ- собственная тема поэзии
Кажется максимально приближенным к автору биографическому
Лирический геройТермин введён Ю.Н. Тыняновым в книге «Блок» (1921): «Блок- самая большая поэтическая тема Блока. Эта тема

Слайд 15Гинзбург Л.Я. : «Условием возникновения лирического героя является наличие «едва авторского

сознания».
Характер- это «объектный образ», увиденный со стороны
Образ личности – человек, увиденный изнутри в качестве «Я» и не поддающийся «объектному познанию»
Лирический герой – не образ-характер, а образ-личность
Для описания такого героя нельзя идти по пути исключения третьего лишнего: либо (автор)- либо (герой)
Гинзбург Л.Я. : «Условием возникновения лирического героя является наличие «едва авторского сознания».Характер- это «объектный образ», увиденный со

Слайд 16Автор и герой в лирике
Дистанция между автором и героем в лирике

постоянно меняется:
В одах, гимнах, дифирамбах архаическое лирическое «Я» – часть «хора», не отделяет себя от МИРа: «Я еще весь в хоре и говорю из хора». Автор видит и слышит себя не только внешне, но и внутренне. Это проявляется в постоянной смене точек зрения(то 3 л, то 1л.) (Бахтин).
Значит, автор и герой на мифопоэтической стадии развития искусства максимально сближены.


Автор и герой в лирикеДистанция между автором и героем в лирике постоянно меняется:В одах, гимнах, дифирамбах архаическое

Слайд 17Автор и герой в лирике
На 2 этапе (традиционалистской) от Vв до

н.э. до середины XVIII в. преобладало жанровое поэтическое мышление
Субъект лирики не являлся индивидуумом, он «абстрактное жанровое условие, заранее данное поэту» (Гинзбург)
Автор строго ориентировался на жанр и минимально соответствовал самому себе.
Значит, на этой стадии развития поэтического сознания дистанция между автором и героем максимальная
Автор и герой в лирикеНа 2 этапе (традиционалистской) от Vв до н.э. до середины XVIII в. преобладало

Слайд 18Автор и герой в лирике
С середины XVIII по настоящее время индивидуально-творческий

этап поэзии
Граница между автором и героем становится эстетическим предметом сознательного розыгрыша (она кажущаяся)
Поэт (говорящий) видит себя и изнутри, и со стороны
Возникает сложная игра разных точек зрения
Например ,Блок «На поле Куликовом» и лирический герой, и персонаж-участник Куликовской битвы, и автор
Автор и герой в лирикеС середины XVIII по настоящее время индивидуально-творческий этап поэзииГраница между автором и героем

Слайд 19Драматический род
Предмет – непосредственное (без посредника) действие. Слово – предмет поступания.


Несмотря на то что в драме, как и в эпопее, есть событие, драма и эпопея диаметрально противоположны друг другу по своей сущности. В эпопее господствует событие, в драме — человек. Герой эпоса — происшествие; герой драмы —личность человеческая.
В драме сила и важность события дает себя знать, как “коллизия”, или та сшибка, то столкновение между естественным влечением сердца героя и его понятием о долге, которые не зависят от его воли, которых он не может ни произвесть, ни предотвратить, но которых разрешение зависит не от события, но единственно от свободной воли героя.
Содержание – Я действую в Мире, его постигая и познавая себя
Мера – всегда настоящее, минимально условное
Элементы – сцена/ мизансцена, речь (монолог, диалог,реплика)
Связь элементов – причинно-следственное присоединение
Драматический родПредмет – непосредственное (без посредника) действие. Слово – предмет поступания. Несмотря на то что в драме,

Слайд 20В.Г. Белинский о драматическом роде
Как и в эпической поэзии, здесь также

развивается определенное, реальное действие, выходящее из различных субъективных и объективных сил; но это действие не имеет уже чисто внешнего характера. Здесь действие, событие представляется нам не вдруг, уже совсем готовое, вышедшее из сокрытых от нас производительных сил, совершившее в себе свободный круг и успокоившееся в себе,—нет, здесь мы видим самый процесс начала и возникновения этого действия из индивидуальных воль и характеров. С другой стороны, эти характеры не остаются в самих себе, но беспрерывно обнаруживаются и в практическом интересе открывают содержание внутренней стороны своего духа. Это высший род поэзии и венец искусства — поэзия драматическая.
В.Г. Белинский о драматическом родеКак и в эпической поэзии, здесь также развивается определенное, реальное действие, выходящее из

Слайд 22Эпические жанры (по Белинскому)
Содержание эпопеи должны составлять сущность жизни, субстанциальные силы,

состояние и быт народа, еще не отделившегося от индивидуального источника своей жизни. Посему народность есть одно из основных условий эпической поэмы: сам поэт еще смотрит на событие глазами своего народа, не отделяя от этого события своей личности.
Субстанциальная жизнь народа должна выразиться в событии
Эпические жанры (по Белинскому)Содержание эпопеи должны составлять сущность жизни, субстанциальные силы, состояние и быт народа, еще не

Слайд 23Роман
В романе—все родовые и существенные признаки эпоса, с тою только разницею,

что в романе … не мифические размеры героической жизни, не колоссальные фигуры героев, здесь не действуют боги, но здесь идеализируются и подводятся под общий тип явления обыкновенной прозаической жизни.
Роман может брать для своего содержания или историческое событие и в его сфере развить какое-нибудь частное событие, как и в эпосе, или роман может брать жизнь в ее положительной действительности, в ее настоящем состоянии.
…судьбы частного человека важны не столько по отношению его к обществу, сколько к человечеству.
Задача романа, как художественного произведения, есть — совлечь все случайное с ежедневной жизни и с исторических событий, проникнуть до их сокровенного сердца—до животворной идеи, сделать сосудом духа и разума внешнее и разрозненное.
РоманВ романе—все родовые и существенные признаки эпоса, с тою только разницею, что в романе …  не

Слайд 24Сфера романа обширна
Роман возник в эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные

и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны
Сфера романа обширнаРоман возник в эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно

Слайд 25Аполог и басня
Аполог [греч. apologos, буквально — рассказ), в древнегреческой и

восточной литературе краткое (по сравнению с басней) нравоучительное произведение, построенное на аллегорическом изображении животных или растений] и басня поэтизируют прозу жизни и практическую обиходную мудрость житейскую (здравый смысл).
Этот род поэзии достиг высшего своего развития только в двух новейших литературах — французской и русской. В первой представитель басни есть Лафонтен; наша литература имеет нескольких талантливых баснописцев, а в Крылове истинно гениального творца народных басен, в которых выразилась вся полнота практического ума, смышлености, по-видимому простодушной, но язвительной насмешки русского народа.
(повесть, рассказ, новелла – не рассматриваются)
Аполог и басняАполог [греч. apologos, буквально — рассказ), в древнегреческой и восточной литературе краткое (по сравнению с

Слайд 26Лирические жанры
Виды лирической поэзии зависят от отношений субъекта к общему содержанию,

которое он берет для своего произведения
Гимн, дифирамб, псалом, пеаны. Субъективность на этой ступени как бы не имеет еще своего собственного голоса и вся вполне отдается тому высшему, которое осенило ее; здесь еще мало обособления, и общее хотя и проникается вдохновенным ощущением поэта, однако проявляется более или менее отвлеченно.
Близки эпическим поэмам, допускают в себя повествования, довольно большого объема
Лирические жанрыВиды лирической поэзии зависят от отношений субъекта к общему содержанию, которое он берет для своего произведенияГимн,

Слайд 27Ода
Предмет оды - различные сферы жизни, действительности, сознания: государство, слава

богов, героев, любовь, дружба и т. п.)
Это торжественные оды.
Поэт не столько развивает самый предмет, сколько свое полное этим предметом вдохновение
ВНИМАНИЕ! Белинский называет в качестве примеров “Наполеон”, “К морю”, “Кавказ” и “Обвал” А.С. Пушкина
Поэт нашего времени делает из увлекшего его предмета фантазию, картину

Ода Предмет оды - различные сферы жизни, действительности, сознания: государство, слава богов, героев, любовь, дружба и т.

Слайд 28Чисто лирические жанры по Белинскому
Чистый, беспримесный элемент лирики является в песне
Сонеты

(итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена и 2 трехстишия – терцета (итальянский/французский сонет) или 3 катрена и 1 двустишие (английский). А.С. Пушкин «Поэт». «Мадона»
станцы (фр. stance от итал. Stanza — помещение, комната, остановка) — лиро-эпическое произведение, состоящее из композиционно законченных строф, обособленных друг от друга. А.С. Пушкин «Стансы»
канцоны (итал. canzone, буквально — песня) - стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров. Первоначально получила распространение в Италии в 13—17 вв. Канонические канцоны — строфические строения (5—6 строф) ; последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, которому посвящена канцона. Классические образцы создали Данте и Петрарка.

Чисто лирические жанры по БелинскомуЧистый, беспримесный элемент лирики является в песнеСонеты (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая

Слайд 29Послания, сатиры

В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает

над ощущением.
Стихотворения этого рода могут превосходить объемом песню и др. .
В послании и в сатире поэт смотрит на предметы сквозь призму своего чувства, дает своим созерцаниям и воззрениям живые поэтические образы; дидактизм, как обыкновенно понимают его, тут не может иметь места.
Сатира не должна быть осмеянием пороков и слабостей, но порывом, энергиею раздраженного чувства, громом и молниею благородного негодования. В ее основании должен лежать глубочайший юмор, а не веселое и невинное остроумие.
Превосходный образец послания представляет собою стихотворение Пушкина “К вельможе”, в котором поэт в дивно художественных образах характеризовал русский XVIII век и намекнул на значение Х1Х-го.
Что до сатиры, то мы не знаем на русском языке лучших образцов ей, как “Дума” и “Не верь себе” Лермонтова.
Послания, сатиры В посланиях и сатирах взгляд поэта на предметы преобладает над ощущением. Стихотворения этого рода могут

Слайд 30Элегия
Элегия собственно есть песня грустного содержания
В нашей литературе возник особый

род исторической, или эпической, элегии, объем таких элегий обширнее обыкновенных лирических произведений
Поэт вводит здесь даже событие под формою воспоминания, проникнутого грустью
Пушкин “Андрей Шенье”, Жуковский“Сельское кладбище”, Батюшков “Тень друга”.
Элегия Элегия собственно есть песня грустного содержанияВ нашей литературе возник особый род исторической, или эпической, элегии, объем

Слайд 31Дума, баллада и романс
Дума есть тризна историческому событию или просто

песня исторического содержания. Дума почти то же, что эпическая элегия; только она требует непременно народности во взгляде и выражении. Превосходные образцы того и другого имеем мы в “Песне об Олеге вещем” и “Пире Петра Великого” Пушкина.
В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя. Баллада и романс возникли в средние века, и потому герои европейских баллад—рыцари, дамы, монахи; содержание—явления духов, таинственные силы подземного мира; сцена — замок, монастырь, кладбище, темный лес, поле битвы. Превосходные переводы Жуковского познакомили нас с балладами Шиллера, Гёте, Вальтера Скотта
Романс отличается от баллады решительным преобладанием лирического элемента над эпическим, а вследствие этого и гораздо меньшим объемом.
Дума, баллада и романс Дума есть тризна историческому событию или просто песня исторического содержания. Дума почти то

Слайд 32Драматические жанры
Высший род драмы— трагедия.
Сущность трагедии заключается в коллизии,

то есть в столкновении, сшибке естественного влечения сердца с нравственным долгом или просто с непреоборимым препятствием. Что такое коллизия? — Безусловное требование судьбою жертвы себе.
Рок царит в ней, рок составляет ее основу и сущность...
С идеею трагедии соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки. Действие, производимое трагедиею, — потрясающий душу священный ужас
Содержание трагедии — мир великих нравственных явлений, герои ее — личности, полные субстанциальных сил духовной человеческой природы
Драматические жанрыВысший род драмы—  трагедия. Сущность трагедии заключается в коллизии, то есть в столкновении, сшибке естественного

Слайд 33Драматические жанры
Комедия есть последний вид драматической поэзии, диаметрально противоположный трагедии.
Содержание комедии

— случайности, лишенные разумной необходимости, мир призраков или кажущейся, но не существующей на самом деле действительности; герои комедии — люди, отрешившиеся от субстанциальных основ своей духовной натуры.
Действие, производимое комедиею,— смех, то веселый, то сардонический.
Сущность комедии — противоречие явлений жизни с сущностию и назначением жизни. В этом смысле жизнь является в комедии как отрицание самой себя.
Комедия изображает преимущественно прозу повседневной жизни, ее мелочи и случайности
“Недоросль” и “Бригадир” Фонвизина относятся к комедии нравов и сатирической
Драматические жанрыКомедия есть последний вид драматической поэзии, диаметрально противоположный трагедии.Содержание комедии — случайности, лишенные разумной необходимости, мир

Слайд 34Драма
Середина между трагедиею и комедиею- это собственно драма
Героем драмы

должна быть сама жизнь
Несмотря на эпический характер драмы, ее форма должна быть в высшей степени драматическою.
Драматизм состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого.
Главное в драме—отсутствие длинных рассказов и чтоб каждое слово высказывалось в действии. Драма не должна быть ни простым списыванием с природы, ни сбором отдельных, хотя бы и прекрасных сцен, но образовывать собою отдельный, замкнутый мир, где каждое лицо, стремясь к собственной цели и действуя только для себя, способствует, само того не зная, общему действию пьесы.
Драма Середина между трагедиею и комедиею- это  собственно драмаГероем драмы должна быть сама жизньНесмотря на эпический

Слайд 35Литературные жанры

Литературные жанры

Слайд 36Лироэпические жанры

Лироэпические жанры

Слайд 37Не путать!
Родо-жанровую характеристику (эпос, лирику и драму) с модусом художественности (пафосом,

типом авторской эмоциональности)
Эпичность (синоним конкретно-историческая событийность, серьёзность, повествовательность) как идейно-эмоциональная настроенность имеет место в разных родах: Некрасов, «На железной дороге», Размышление парадного подъезда»; Горький, «На дне»
Драматизм умонастроение, связанное с напряжёнными переживаниями какого-то противоречия, взволнованностью и тревогой (Цветаева «Тоска по Родине», Достоевский «Преступление и наказание»)
Лиризм – возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, героя (Чехов, «Вишнёвый сад», Тургенев, «Дворянское гнездо»)
Не путать!Родо-жанровую характеристику (эпос, лирику и драму) с модусом художественности (пафосом, типом авторской эмоциональности)Эпичность (синоним конкретно-историческая событийность,

Слайд 38«Синкретичные» жанры и внеродовые образования
Двухродовые образования (Б.Корман): роман – соединение драмы

и эпоса; эпические пьесы (Островский, Брехт); Лирические пьесы (Блок, Чехов, Метерлинк)
Сценарий – соединение прозы жизни и живописи
Очерк – основное содержание его составляет внешняя реальность, значит, нельзя считать художественным произведением (нет вымысла): очерки-путешествия, очерки-некрологи, очерки-фенологические заметки
Литература «потока сознания»- не повествовательная подача событий, а нескончаемый поток впечатлений, воспоминаний, душевных движений различных носителей речи (Марсель Пруст, Дж. Джойс, А. Белый)
«Синкретичные» жанры и внеродовые образованияДвухродовые образования (Б.Корман): роман – соединение драмы и эпоса; эпические пьесы (Островский, Брехт);

Слайд 39Эссеистика
Исток – Мишель Монтень, «ESSAYS» - «ОПЫТЫ»
Эссеистская форма – это

непринуждённое свободное соединение суммирующих сообщений о единичных фактах, описаний реальности и (что особенно важно) размышлений о ней. Мысли, высказанные в эссе, не претендуют на исчерпывающую трактовку предмета, они допускают возможность и совсем иных суждений.
Эссеистика тяготеет к синкретизму: начало собственно художественное здесь легко соединяется с публицистикой и философией

Эссеистика Исток – Мишель Монтень, «ESSAYS» - «ОПЫТЫ»Эссеистская форма – это непринуждённое свободное соединение суммирующих сообщений о

Слайд 40МН. Эпштейн
Основу эссеистского сознания составляет особая концепция человека как носителя не

знаний, а мнений.
Её призвание не провозглашать готовые истины, а расщеплять закоснелую, ложную целостность, отстаивать свободную мысль, уходящую от централизации смысла: здесь имеет место «сопребывание личности со становящимся словом»
То есть эссеистика понята как часть релятивисткой философии (философии сомнения)
«Это внутренний двигатель культуры нового времени», средоточие возможностей «сверххудожественного обобщения»(Парадоксы новизны: О литературном развитииXIX-XX веков. М., 1988)
МН. ЭпштейнОснову эссеистского сознания составляет особая концепция человека как носителя не знаний, а мнений.Её призвание не провозглашать

Слайд 41Музы(«мусы»- «мыслящие») – дети Зевса и богини памяти Мнемозины.
Все обладали

пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Чтобы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз – мусейоны (отсюда слово «музей»).
Клио
Урания
Терпсихора
Полигимния
Каллиопа
Эвтерпа
Эрато
Мельпомена
Талия
Музы(«мусы»- «мыслящие») – дети Зевса и богини памяти Мнемозины. Все обладали пророческим даром и благосклонно относились к

Слайд 42Описание и атрибуты
Клио – покровительница истории; свиток пергамента или скрижаль
Урания –

покровительница астрономии; небесный глобус и циркуль
Терпсихора – муза танца; поза танцовщицы или играющей на лире
Полигимния – муза торжественных гимнов; со свитком в руках ,в задумчивой позе
Каллиопа – муза эпической поэзии; золотая корона на голове, вощеная дощечка и стилос.
Эвтерпа – муза лирической поэзии; с лирой или флейтой в руках
Эрато – муза любовной поэзии; умение быть «эперастой» – желанной для любви и страсти
Мельпомена – муза трагедии; виноградный или плющевый венок на голове, трагическая маска, палица или меч
Талия – муза комедии; плющевый венок на голове, комическая маска
Описание и атрибутыКлио – покровительница истории; свиток пергамента или скрижальУрания – покровительница астрономии; небесный глобус и циркульТерпсихора

Слайд 436 Муз покровительствуют отдельным жанрам,
3 Музы – отдельным видам искусства

Значит, жанры

– хранители памяти. Памяти содержания и формы, в первую очередь => канонические жанры и неканонические
6 Муз покровительствуют отдельным жанрам,3 Музы – отдельным видам искусстваЗначит, жанры – хранители памяти. Памяти содержания и

Слайд 44Историко-литературный комментарий
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты,

им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей, от их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
1841 М.Ю. Лермонтов

Исторический комментарий – к реалиям жизни, действительности, истории
Литературный – комментарий литературно-художественных особенностей

Историко-литературный комментарийПрощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые,И ты, им преданный народ.Быть может, за стеной

Слайд 45«Прощай, немытая Россия…»
Одно из самых острых политических выступлений поэта
Инвектива- оскорбительно-дерзкое и

вместе с тем проникнутое душевной болью:
Определение родины «немытая» – ёмкая историческая характеристика: отсталость, неразвитость, нецивилизованность. Николаевская Россия как социально-историческое целое.
«страна рабов- страна господ» – антитеза свидетельствует об антагонизме правящего класса по отношению к угнетаемому. В одной строке два перифраза. Метонимическая характеристика самодержавно-крепостнической империи. Это главная черта Николаевской эпохи.

«Прощай, немытая Россия…»Одно из самых острых политических выступлений поэтаИнвектива- оскорбительно-дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью:Определение

Слайд 46«Прощай, немытая Россия…»
С этими двумя перифразами соотносятся две последние строки, параллельно

построенные.
Это чисто авторское «почтение» мундирам голубым (полиции) и «преданному» народу.
Преданный – не от совр.гл. «предать»- «обманом обвести», а от слова «передать» в управление (синонимы: «покорный», «послушный»).
Параллелизм построения свидетельствует о взаимной вине в существовании такого строя (Ср. АСП «Анчар»).
«Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не сознавая этого»=>впервые в отечественной поэзии МЮЛ интерпретировал «преданность»(чему?) деспотической власти как рабство.
Предвосхитил понимание проблемы духовного рабства (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чехов)
«Прощай, немытая Россия…»С этими двумя перифразами соотносятся две последние строки, параллельно построенные.Это чисто авторское «почтение» мундирам голубым

Слайд 47«Прощай, немытая Россия…»
И всему этому лирический герой говорит «прощай»:
крепостному праву, жандармскому

произволу, жалкой «преданности» ему.
Есть биографическая мотивировка этого стихотворения: отъезд поэта на Кавказ. 11 апреля 1841 г. дежурный генерал Главного штаба граф П.А. Клейнмихель вызвал Лермонтова и сообщил ему предписание - в 48 часов покинуть столицу и отправиться в Тенгинский полк на Кавказ.
Аналог с последними фразами «Горя от ума»: «Сюда я больше не ездок!»
20 апреля 1841 г.создано стихотворение
«Прощай, немытая Россия…»И всему этому лирический герой говорит «прощай»:крепостному праву, жандармскому произволу, жалкой «преданности» ему.Есть биографическая мотивировка

Слайд 48«Прощай, немытая Россия…»
В центре стихотворения образ личности, страдающей и непримиримой, страстно

и бесповоротно порывающей с миром всеобщего рабства. Не «описание» крепостного права, не «сатира на правительство».
Сформулируйте ТЕМУ стихотворения
Предельный лаконизм, ёмкость, афористичность («Железный стих, облитый горечью и злостью»)
Близость к эпиграмме
Композиция двухчастная, каждая со своей темой:
1 строфа –тема России, её состояния; объективная констатация реальности.
2 строфа- тема личности и её побега; субъективная, личностная; «Я» героя.
«Прощай, немытая Россия…»В центре стихотворения образ личности, страдающей и непримиримой, страстно и бесповоротно порывающей с миром всеобщего

Слайд 49«Прощай, немытая Россия…»
Несмотря на наличие двух тем, вторая есть продолжение и

развитие первой.
Называя царских сатрапов (жестокий начальник, администратор-самодур, деспот) «пашами», поэт закрепляет в сознании читателя мысль о «турецком», деспотическом характере «немытой» российской действительности и возвращает нас к стихотворению «Жалобы турка», 1829 г. с подзаголовком Письмо к другу-иностранцу:

«Прощай, немытая Россия…»Несмотря на наличие двух тем, вторая есть продолжение и развитие первой.Называя царских сатрапов (жестокий начальник,

Слайд 50«Жалобы турка»
Ты знал ли дикий край под знойными лучами,
Где рощи и

луга поблекшие цветут?
Где хитрость и беспечность злобе дань несут?
Где сердце жителей волнуемо страстями?
И где являются порой
Умы и хладные, и твёрдые, как камень?
Но мощь их давится безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра спокойный пламень.
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несётся укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! Этот край… моя отчизна!
«Жалобы турка»Ты знал ли дикий край под знойными лучами,Где рощи и луга поблекшие цветут?Где хитрость и беспечность

Слайд 51«Жалобы турка»
P.S. Ах, если ты меня поймешь,
Прости свободные намеки;,
Пусть истину скрывает

ложь:
Что ж делать? – Все мы человеки!
«Жалобы турка»P.S. Ах, если ты меня поймешь,Прости свободные намеки;,Пусть истину скрывает ложь:Что ж делать? – Все мы

Слайд 52Аллюзии и реминисценции на Россию в ст-и «Прощай, немытая Россия…»
«дикий» край

– нецивилизованный, необразованный; «хитрость» (одних, правителей), «беспечность» (других, «авось»); эмоциональность, чувствительность («сердце…волнуемо страстями»); сложный, противоречивый характер(ум холодный, но в нем огонь добра; тоска способна победить мощь/ силу); синт.параллелизм «рано-рано», лекс.провтор для усиления мысли; прямое называние гл.несчастья, тормозящего развитие, - «рабства»
«Рощи и луга» - природа средней полосы России
«отчизна» – русское слово, от «отец»
Аллюзии и реминисценции на Россию в ст-и «Прощай, немытая Россия…»«дикий» край – нецивилизованный, необразованный; «хитрость» (одних, правителей),

Слайд 53«Прощай, немытая Россия…»
Первая строка – от пушкинского стихотворения «К морю»: «Прощай,

свободная стихия,/В последний раз передо мной/ Ты катишь волны голубые/ И блещешь гордою красой…» Один и тот же размер (четырехстопный ямб), ритм, но абсолютно иная звуковая образность: у АСП: а-о-и/о-а-о/а-о-ы/э-о-о
У МЮЛ: А-ы-и/а-о-а-о/ы-и-ы/ы-э-о
Расставанье навсегда. Мотив прощания, трагический пафос осложняет чувство личной обиды. Неподдельная горечь не позволяет читать стихотворение как «отместку» за решение правительства о высылке на верную смерть.
«Прощай, немытая Россия…»Первая строка – от пушкинского стихотворения «К морю»: «Прощай, свободная стихия,/В последний раз передо мной/

Слайд 54Послание (epistola - эпистола)
Адресная лирика. Это сближает послание с одой, мадригалом,

посвящением, эпиграммой, сатирой
Осваивает сферу человеческих контактов, общения
Оно как бы двухголосное
Виды: дружеское послание, любовное, эпиграмматическое, послание-инвектива
Формальные признаки: заглавие в форме Д.п. с предлогом или без; вопросно-ответные конструкции; императивы; полемическая интонация
Послание (epistola - эпистола)Адресная лирика. Это сближает послание с одой, мадригалом, посвящением, эпиграммой, сатиройОсваивает сферу человеческих контактов,

Слайд 55Жанровые признаки канона послания
Установка на диалог с адресатом
Эстетическая концепция «Я стремлюсь

навстречу ТЕБЕ, как и вы ко мне», то есть Я <--> ТЫ в МИРЕ; МОИ и ТВОИ чувства соотнесены, то есть Я стремится навстречу ТЫ
Предметный мир МОЙ и ТВОЙ стремятся к согласию
Поиск единодушия, гармонии в миропереживании, который осуществляется в процессе диалога
Хронотоп- время обычно настоящее, будущее допускается как «продолжение драгоценного сегодня»



Жанровые признаки канона посланияУстановка на диалог с адресатомЭстетическая концепция «Я стремлюсь навстречу ТЕБЕ, как и вы ко

Слайд 56Жанровые признаки канона послания
Пространственная структура послания – образ дома («хижины

убогой», «обители смиренной», «мирного уголка») как желанного приюта поэта, отгороженного от чуждого, суетного света символическим «забором» «огорода», «сада веселого», где «липы престарелые с черёмухой цветут». То есть пространство замкнутое. Уютная обстановка «укромного уголка», уединённого кабинета располагает к тихой дружеской беседе, задушевному разговору.
«Фокусом», центром послания является дружеская «болтовня», установка на СО-беседование
«Хоровое» прославление дружбы, любви, поэзии
Обычно 3-4стопный ямб, передающий интонацию живой разговорной речи. Способность людей к контактам – нечто само собой разумеющееся, поэтому слог / стиль послания всегда естественный, легкий.
Жанровые признаки канона послания Пространственная структура послания – образ дома («хижины убогой», «обители смиренной», «мирного уголка») как

Слайд 57Эволюция послания
Уже в лирике М.Ю. Лермонтова разрушается традиционный канон послания. Из

двухголосного оно становится монологичным
Дальнейшее разрывание жанровых связей идет в поэзии Б.Л. Пастернака, который весь «опрокинут» в Лермонтова
Эволюция посланияУже в лирике М.Ю. Лермонтова разрушается традиционный канон послания. Из двухголосного оно становится монологичнымДальнейшее разрывание жанровых

Слайд 58Элегия (от фригийского elegn- тростниковая флейта)
Н. Буало в «Поэтическом искусстве»:
Элегия,

скорбя, над гробом слёзы льёт,
Не дерзок. Но высок её стиха полёт.
Она рисует нам влюблённых смех и слёзы,
И радость, и печаль, и ревности угрозы…
Но только тот, кто сам любви изведал власть,
Сумеет описать правдиво эту страсть.
Элегия сильна лишь чувством непритворным.

Элегическая ситуация: разлука, горестные воспоминания о прошедшем, измена, предательство друга, любимой
Лирическое Я наедине с самим собой
Одиночество, смыслом которого становится переживание ситуации
Элегия (от фригийского elegn- тростниковая флейта) Н. Буало в «Поэтическом искусстве»:Элегия, скорбя, над гробом слёзы льёт,Не дерзок.

Слайд 59История элегии
Присутствие временной дистанции, позволяющей «хотя со слезами ещё на глазах»,

но уже «с расцветающей на устах улыбкою воспевать блага, которых лишаемся» (А.И. Галич)
Любимое время – прошедшее
5-6 ямб, характерный для медитативной (размышляющей) лирики
Выявилась и определилась в Древней Греции в VI в. до н.э. как стихотворение, написанное независимо от содержания элегическими двустишиями. Элегический дистих – античное двустишие, состоящее из гекзаметра и пентаметра. Содержит в себе глубокую житейско-философскую мысль, вызывающую на размышления:
Небом желал бы я быть, звездным всевидящим небом,
Чтобы тебя созерцать всеми очами его. (Платон, пер. А.Майкова)
История элегииПрисутствие временной дистанции, позволяющей «хотя со слезами ещё на глазах», но уже «с расцветающей на устах

Слайд 60Тематика элегии
Первоначально темы элегии многообразны, от высокообщественных: патриотизм, идеалы гражданской и

воинской доблести – до узкосубъективных: радость и горе любви.
В новой европейской литературе элегия теряет чёткость формы, но приобретает определённость содержания, становясь выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби (Шталь И.В.)
Песня грустного содержания (Белинский)
Карамзин. Батюшков. Жуковский. Пушкин. Лермонтов. Некрасов. Ин.Анненский. Бунин. Есенин. Ахматова. Рубцов
Тематика элегииПервоначально темы элегии многообразны, от высокообщественных: патриотизм, идеалы гражданской и воинской доблести – до узкосубъективных: радость

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть