Слайд 1Актуализация внутрипредметных связей на уроках литературы
Слайд 2Классификация уроков литературы
с позиции возможности реализации внутрипредметных связей в школьном историко-литературном
курсе
Слайд 3Примеры тем.
УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
1. А.С. Пушкин и Н. В. Гоголь:
диалог художников. (Сложность взаимоотношений двух гениев русской литературы. «Пушкинская тема» в
творчестве Гоголя. Роль Пушкина в истории создания комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души». Отзыв Пушкина на содержание
первого тома «Мертвых душ».)
2. И.С.Тургенев и H.Г.Чернышевский: спор о «новых людях». (Сотрудничество Тургенева и Чернышевского в «Современнике», идейное
противостояние художников. Полемическая перекличка романов
«Отцы и дети» и «Что делать?». Раскол в «Современнике» и окончательное размежевание либеральных писателей и представителей революционно-демократического лагеря.)
3. Н.А.Некрасов и писатели его круга. (Журнальная деятельность Некрасова, его связи с писателями-либералами и революционерами-демократами. Идейные разногласия между Некрасовым и Тургеневым.
Некрасовское стихотворное послание М.Е. Салтыкову-Щедрину.
Некрасов и Н.Г.Чернышевский.)
Слайд 4Примеры тем.
УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
4. Ф.И.Тютчев и Л.Н.Толстой: грани родства. (Кровные
родственные связи Тютчева и Л.Толстого, их взаимный интерес к творчеству друг друга. Выступление Тютчева в защиту «Войны и мира» (стихотворение «Когда дряхлеющие силы...»). Пометы Толстого в собрании сочинений Тютчева 1886 года.)
5. А.А. Фет и Л.Н. Толстой: художники-мыслители. (Дружба А. Фета и Л. Толстого, творческие контакты между писателями. Л. Толстой о «лирической дерзости» Фета, о яркости ряда шедевров поэта. Психологические формулы «ум ума» и «ум сердца», подсказанные Л. Толстому Фетом [разработка характеров в «Войне и мире»].) К теме «А.А. Фет» (или «JI.H. Толстой»).
6. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой: сближение антагонистов. (Феномен «притяжения—отталкивания» в отношениях Тургенева и Л. Толстого. История ссоры между писателями в воспоминаниях А.А. Фета. Творческое взаимодействие художников: отзывы, высказывания, оценки.)
Слайд 5Вопросы
для обобщения и итогового контроля
В чем сближались и в чем расходились
между собой писатели данного историко-литературного периода?
В чем суть литературной полемики в писательской среде в этот период?
Что роднит судьбы художников конкретной эпохи?
Можете ли вы привести примеры различных форм творческого диалога между писателями-современниками?
Какова, с вашей точки зрения, мера «индивидуального» и «общего» в творчестве художника определенной эпохи?
В какой степени ему необходимо взаимодействие с собратьями по перу?
Слайд 6Примеры тем.
УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖТЕКСТОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Два «Памятника» — две эпохи («Памятник» Г.Р.Державина
и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А.С.Пушкина).
Роль литературных имен и названий в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».
Место и роль песен в художественной структуре «Грозы» А.Н.Островского.
Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?».
Связь поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с традициями русского фольклора.
Пушкинские образы и мотивы в лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Слайд 7Примеры тем.
УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖТЕКСТОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» и русские былины:
тематика и стиль.
Роль фольклорной стилизации в сатирических сказках М.Е.Салтыкова- Щедрина.
Связь поэзии А.К.Толстого с историческим песенным фольклором.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и его художественное переосмысление в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Теория «разумного эгоизма» и ее пародийное переложение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Литературные реминисценции в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
Слайд 8Вопросы
для обобщения и итогового контроля
Какие образы, сюжеты, детали свидетельствуют о преемственности
между литературой XIX и XX столетий?
Была ли литература русского модернизма «беспочвенным» явлением? Имела ли она корни в отечественной культуре? Имеет
ли их современный постмодернизм?
Приведите примеры использования «чужого» текста в произведениях писателей XIX—XX веков. Чему служат различные реминисценции в художественной системе автора? Охарактеризуйте с этих позиций современную литературную ситуацию.
Слайд 9Примеры тем.
УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСАЛИЙ
Архетип «двойник» («тень») и его развитие
в русской классике («Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Нос» Н.В. Гоголя, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Обломов» И.А.Гончарова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Черный человек» С.А.Есенина, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова).
Архетипическое противопоставление «космос—хаос» в русской литературе (по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Ф.И.Тютчева, А.А. Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, М.А.Булгакова и др.).
Образ Дома, очага-пристанища в его архетипическом звучании («Обломов» И.А.Гончарова, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Прощание с Матерой» В.Г.Распутина и др.).
Слайд 10Примеры тем.
УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСАЛИЙ
Роль библейских сюжетов в художественной структуре
произведений русской классики XIX—XX вв. (на материале историко-литературного курса).
«Странствующие» сказочно-легендарные сюжеты в произведениях русской литературы XIX—XX вв. («Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Очарованный странник» Н.С.Лескова, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Старуха Изергиль» М.Горького, «До третьих петухов» В.Шукшина и др.).
Топос «степь» в произведениях русских писателей XIX—XX вв. («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Степь» А.П.Чехова, стихотворения С.Есенина, «Тихий Дон» и «Донские рассказы» М.А.Шолохова).