Слайд 1
Святочные традиции в произведениях русских писателей
Слайд 2
Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного
нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Сохраниение этого наследия – наша благородная задача.
Слайд 3
Цель – узнать с помощью произведений русских писателей как наши предки
развлекались, чем угощали, как гадали о будущем во время святок.
Слайд 4Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до
праздника Богоявления. Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен.
Слайд 5Обычаев и обрядов, сопровождающих Святки, много. Один из них - колядование.
Все традиции – рядиться, петь колядки, гадать, — это традиции языческого славянского «солнцеворота», которые влились, в православный праздник Рождество. Так, колядование превратилось в традицию
славить Христа - Христославие.
Слайд 6 Ряженные - молодежь и дети собирались группами и ходили с рождественской
звездой со двора на двор, останавливались под окнами и пели, славя Христа и желая хозяевам добра и благоденствия. Славящих полагалось одаривать сладостями. Все, чем одаривали, складывалось в торбы и приносилось в храм, где сладостями угощали всех прихожан.
Слайд 7
Ряженые – наиболее важные персонажи святочной.
Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы
изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми, дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом.
Очень часто рядились в козу и медведя, журавля, старика, старуху, цыгана.
Слайд 8Колядование проводилось трижды: в рождественский сочельник (то есть накануне Рождества), на
Васильев день (в ночь на 14 января по новому стилю и на 1 января - по старому) и в крещенский сочельник (накануне Крещения).
Шествуя по улице деревни, колядовщики подходили к окнам домов и пели:
Христово Рождество.
Мы ходили, мы искали Коледошенку,
Мы пошли Коляду
Ко Павлову двору
Там шелкова трава,
булатный тын,
железные ворота,
Посреди двора три терема:
первый - красно солнышко,
второй - звездочки.
Чашку круп или денег сруб.
Нам ни денег, ни полтину,
Одну денежку с копьем,
Оставайся сам с добром».
Слайд 9
Картины народной жизни русских людей особенно ярко изобразил Н.В. Гоголь в
«Вечерах на хуторе близ Диканьки». Особенно красочно показал Гоголь святочные обряды в повести «Ночь перед Рождеством».
Слайд 10
«Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться, в такую ночь,
между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади.»
Слайд 11
«Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В
одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться.»
Слайд 12
«Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося
народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками, слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков.»
Слайд 13Со Святками, как с периодом перехода от старого к новому, то
есть периодом безвременья, были связаны гадания о будущей судьбе. Гадали обычно девушки.
Слайд 14
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны…»
В.А.Жуковский «Светлана»
Слайд 15
Гадание (с валенком) на "сторону", в какую выйдешь замуж
Это наиболее известный
и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок через спину на дорогу и по направлению носка упавшего валенка узнают ту сторону, в какую выйдут замуж.
Слайд 16.
В канун праздника, в сочельник, в самый последний день рождественского
поста, не полагалось ничего вкушать «до первой звезды», то есть до наступления темноты. С наступлением вечера на стол подавалось сочиво – каша из пшеницы, чечевицы или риса с медом и орехами и еще 11 постных блюд. Затем православные отправлялись в храм на торжественное всенощное богослужение. А по возвращении усаживались уже за праздничный стол — разговляться. Торжественный рождественский стол застилали новой белой скатертью, под которою клали небольшой пучок соломы или сена, в память о рождественских яслях. К столу подавались особые, рождественские блюда и каждое блюдо полагалось попробовать. Главными блюдами рождественского стола были жареный целиком поросенок или гусь с яблоками.
Слайд 17.
По традиции самые младшие члены семьи должны были ждать на
улице появления звезды, а затем бежать в дом и сообщать старшим радостную новость. Зачастую и вся семья находилась на улице и ждала появления звезды. Бытовала примета, по которой первый, кто увидел звезду, будет счастливым целый год.
Слайд 18.
Вот как об этом вспоминает русский писатель
И. С.
Шмелев:
«В Сочельник, под Рождество,— бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла... Первая звезда, а вон — другая... На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!..»