Слайд 1Презентация
Владимир Семёнович Маканин — советский и российский писатель
1937 - 2017
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 3
Владимир Семёнович Маканин —
советский и российский писатель
1937 - 2017
Слайд 5 Владимир Семенович Маканин родился 13 марта 1937 года в Орске (Оренбургская
область) в семье Семена Степановича и Анны Ивановны Маканиных.
Отец был
инженером - строителем,
мать - учительницей
русского языка и
литературы.
Слайд 7После Великой Отечественной войны семья переехала в Черниковск - промышленный пригород
Уфы (ныне в составе этого города).
Слайд 8В школьные годы занимался шахматами, был кандидатом в мастера спорта.
Слайд 9В 1960 году В. Маканин окончил механико-математический факультет МГУ
им. М.В.
Ломоносова.
Слайд 10 В 1960-1966 годах преподавал математику в московской Артиллерийской инженерной академии им.
Ф.Э. Дзержинского
(ныне - Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого,
Московская обл.)
Слайд 12В 1964 г. В. Маканин поступил на Высшие курсы сценаристов и
режиссёров.
По окончании курсов, в 1971 г. он поступил на работу в издательство «Советский писатель» на должность редактора.
Слайд 13В 1965 году В. Маканин опубликовал первый роман «Прямая линия»
Слайд 14В 1971 г. была издана вторая книга В. Маканина , в
которую вошли повести «Безотцовщина» и «Солдат и солдатка».
Слайд 16 На протяжении двадцати лет почти каждый год В. Маканин выпускал
по новой книге — большей частью сборники, содержавшие как уже опубликованные, так и новые произведения
- рассказ «Ключарев и Алимушкин», 1977
Слайд 17- повесть «Голубое и красное», 1982
Слайд 18- роман «Портрет и вокруг», 1978)
Слайд 20В 1972 г. Маканин попал в серьёзную аварию и получил тяжёлую
травму позвоночника.
Ему пришлось провести несколько месяцев на больничной койке, закованному в гипс.
Впечатления от этого периода жизни легли в основу рассказа «Пойте им тихо».
Слайд 21Следующий сборник Маканина,
«Повесть о Старом посёлке» (1974),
стал «манифестом» того
метода, который писатель взял на вооружение.
Слайд 23«Повесть о Старом посёлке» - подробное, достоверное, иронически дистанцированное изображение повседневной
жизни под знаком её суетной обыденности –
с параллельным
выявлением глубинных,
архетипических
закономерностей,
образующих скрытый от глаз фундамент этой жизни.
Слайд 25Произведения Владимира Маканина в это время охотно печатали издательства.
Это происходило
потому, что темы его повестей и рассказов, их конфликты и коллизии лежали в стороне от привычных проблемных площадок советской прозы, располагавшихся между кондовым конформизмом и дозволенной «гражданской смелостью», и потому казались идеологически приемлемыми, безвредными.
Слайд 28С началом перестройки В. Маканин откликнулся на события как всегда сугубо
индивидуальным способом, опубликовав повести
«Один и одна» и «Отставший»,
вызвавшие бурные полемические отклики.
Слайд 30В 1985 – 1991 гг. он был членом правления
СП РСФСР.
С 1989 г. В. Маканин – член исполкома Русского ПЕН - центра.
Слайд 31
Андеграунд — явление неоднозначное, и у него было две стороны.
Первая — люди
в оппозиции к власти, когда её дыхание давало понять, что она — не вечная.
Это был русский вариант оппозиции в отсутствие демократического общества.
Как только всё изменилось, такой андеграунд стал истеблишментом и соответствующим образом занял ниши премий и высших постов.
Слайд 34Был и другой андеграунд.
Его представляли люди, которые при любой смене
власти не могли бы занять высшие места.
Это было целое поколение погибших людей, но людей мужественных, обладающих силой духа.
В память об этих людях я написал роман.
Слайд 36В произведениях 1990-х годов В. Маканин осваивал бурную и неустоявшуюся постперестроечную
реальность - «Лаз», «Сюр в Пролетарском районе», «Кавказский пленный».
Слайд 38В. Маканин одновременно сводил счёты с советским прошлым, осмысляя его в
широкой социально - культурной перспективе –
«Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Квази».
Слайд 39В. Маканин использовал выработанную раньше повествовательную манеру, расширяя её за счёт
фантасмагории, гротесковых и сюрреалистических приемов.
Слайд 41В масштабном романе
«Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) В. Маканин
создал колоритную фреску российской жизни начала 90-х годов прошлого века.
Слайд 42Главное в романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» –
безжалостный анализ
«несчастного сознания», индивидуального и
коллективного,
поражённого кризисом
культуры.
Слайд 45В начале третьего тысячелетия В. Маканин продолжает работать, упорно и плодотворно
Слайд 46Роман «Испуг» навлёк на В. Маканина обвинения в старческом эротизме
Слайд 47По ранним произведениям В. Маканина был поставлен спектакль в
МХТ им.
Чехова
«Река с быстрым течением».
Слайд 48Георгий Данелия экранизировал повесть
«На первом дыхании» (1995), а по рассказу «Кавказский
пленный» был снят фильм режиссёра Алексея Учителя (2008)
Слайд 50Роман «Асан» В. Маканина, в неожиданном ракурсе изображающий войну в Чечне,
спровоцировал споры о достоверности деталей повествования и о том, насколько автор вправе отклоняться от «правды факта» во имя художественной правды.
Слайд 52Роман «Асан» подвергся осуждению как в чеченской литературной критике
(Лидия Довлеткиреева),
так и среди писателей, воевавших в Чечне, — Аркадия Бабченко, ,Александра Карасёва, Захара Прилепина.
Слайд 53Размышляя о романе «Асан» критик
Сергей Чередниченко утверждал, что это был
поколенческий, эстетический и этический конфликт, идущий, на его взгляд, от лейтенантской прозы,
сформировавшей
представление о том,
что писатель не имеет
морального права писать
о войне, на которой лично не был.
Слайд 55 Есть критики, высоко оценившие роман «Асан» Евгений Ермолин считает его лучшим
русским романом 2000-х годов, а рассказ
«Кавказский пленный» лучшим русским рассказом 90-х гг.
Слайд 56Масла в огонь споров о достоверности деталей повествования добавило присуждение роману
главной премии «Большая книга» в 2008 году.
Слайд 57Сегодня имя Владимира Маканина известно во всем мире.
Он один из
немногих современных российских писателей, которым удалось покорить не только отечественного, но и западного читателя.
Слайд 58Книги Владимира Маканина переведены на десятки различных языков.
Его произведения экранизируют,
по ним ставятся пьесы.
Слайд 60Владимир Маканин был женат, у него две дочери и несколько внуков.
В последние годы жил в Москве, но чаще на подмосковной даче.
Слайд 63
Фантастическое
в творчестве
автора
Слайд 65Творчество Владимира Маканина тяготеет к реалистичности.
Но есть в нём место
и фантастике, которую автор использует в своих целях, не всегда традиционно и в плане формы, и в плане содержания.
Слайд 66 В применении приёмов фантастики на
В. Маканина серьёзное влияние оказало
творчество М. А. Булгакова.
Слайд 67В произведениях В. Маканина и
М. А. Булгакова можно найти множество
перекличек, сходных моментов, образов
и мотивов.
Слайд 68В. Маканин использует приём завуалированной (неявной) фантастики - например, в рассказе
«Сюр в Пролетарском районе», где уже название даёт читателю намёк на нереальность содержания.
Это некий метафорический мир, зло в нём не персонифицировано, но фантастически перевоплощено в реальность.
Слайд 69У В. Маканина скрытая фантастика сменяется явной, они тесно переплетаются, и
в этом он близок к
М. Булгакову.
Слайд 70В. Маканин использует множество приёмов для выражения тех или иных мыслей,
идей, взглядов, и тем сложнее вычленить собственно фантастику в его произведениях.
Он не идёт простым путем, он вплетает фантастику в реальность.
Слайд 71Фантастика проявляется и в ряде других произведений В. Маканина
- «Лаз»,
где показаны две реальности, условно соединённые узким «лазом»
Слайд 72Фантастика проявляется и в ряде других произведений В. Маканина
- «Андеграунд,
или Герой нашего времени»
Слайд 74В. Маканин — писатель-агностик, с острым чувством современности и с постоянным стремлением
к поиску героя, выражающего дух эпохи, однако не в типичных очертаниях, а гротескно, в экстракте подчас весьма своеобразных качеств.
Слайд 75Герой романа
«Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) —
интеллигент перелома эпох,
чуждый как советской, так и постсоветской стране.
Слайд 76На встрече со студентами РГПУ им. А. И. Герцена в декабре 2004 года
В. Маканин сказал:
«Андеграунд — явление неоднозначное, и у него было две стороны.
Первая — люди в оппозиции к власти, когда её дыхание давало понять, что она — не вечная. Это был русский вариант оппозиции в отсутствие демократического общества. Как только всё изменилось, такой андеграунд стал истеблишментом и соответствующим образом занял ниши премий и высших постов.
Но был и другой андеграунд. Его представляли люди, которые при любой смене власти не могли бы занять высшие места. Это было целое поколение погибших людей, но людей мужественных, обладающих силой духа. В память об этих людях я написал роман».
Слайд 78Фантастика основывается у него на мифологии, даёт картину иной действительности,
суть
которой
порождает
нереальные, причудливые образы.
Слайд 80В. Маканин использует фантастику с целью раскрытия более глубинного смысла образов,
с целью исследования реальности.
Слайд 81Проблема соотнесённости реальности и фантастики в прозе В. Маканина стала объектом
внимания критики 1990-х годов.
Слайд 82
Сложность, неоднозначность маканинского художественного мира подчеркивает
Т. Чуряева, которая отмечает, что
В. Маканин создает образ бытия как «внебытия», реальности, «застрявшей где - то в промежутке между бытием и небытием».
Этот мирообраз строится «на грани реальности, фантастики, натурализма и гротеска, позволяющего совмещать несовместимое: верх и низ, духовность и телесность, жизнь и смерть, упорядоченность и стихийность».
Слайд 84Особого упоминания заслуживают произведения
- «Предтеча», «Нешумные», «Иероглиф», «Стол, покрытый сукном
и с графином в середине», многие из которых номинировались на отечественные фантастические премии.
Слайд 86Ближе всего к научной фантастике относятся повесть автора
«За чертой милосердия»
(далекое будущее) и рассказ «Однодневная война»
(ядерный конфликт между США и Россией и его последствия).
Слайд 87 Книги В. Маканина переведены на немецкий, французский, итальянский, испанский, английский,
японский и китайский языки и опубликованы во многих странах.