Слайд 1
Анализ рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Автор:
Стрещенко Т.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Тальменская СОШ №5»
Слайд 2Актуальность рассказа
Ф.М. Достоевский первым в русской литературе заговорил о страшном положении
детей бедноты, о детском нищенстве, о тех ужасных впечатлениях, которые ребёнок выносит из своего безотрадного детства.
Проблемы, обозначенные в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке», актуальны и сейчас.
Слайд 3Проблематика:
В данном рассказе великий русский писатель Ф.М. Достоевский затрагивает ряд
проблем:
-алкоголизм, насилие над женщинами и детьми;
-социальное неравенство;
-жестокость, равнодушие окружающих, бездействие властей;
-детские страдания в жестоком мире взрослых, смерть, как единственное избавление от страданий.
Слайд 4История создания рассказа
26 декабря 1875 г. Достоевский с дочерью посетил рождественскую
елку и детский бал в С.-Петербургском клубе художников; 27 декабря побывал в колонии для малолетних преступников. И в те же дни несколько раз встретил на улице нищего мальчика, ходившего «с ручкой», т. е. просившего милостыню. Все эти впечатления легли в основу рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».
Слайд 5Жанровое своеобразие рассказа
Рождественский (святочный) рассказ - литературный жанр, относящийся к категории
календарной литературы. Главный мотив, имеющий христианскую основу - это мотив "божественного дитя" - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества.
Слайд 6
Художественные особенности произведения
В начале рассказа создается образ разоренного вертепа. Перед нами
подвал, где в центре композиции, на тонкой как блин подстилке, покоится мертвая мать мальчика.
Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку, ему становится одиноко и страшно: общее движение людской толпы пахнуло враждебно, город оттолкнул ребёнка, и тут он понял, что никому не нужен, на него закричали, замахали, «…одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу». «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика».
Слайд 7Проблематика рассказа
Автор прямо не называет, в каком городе происходит действие: «…это
случилось в каком-то огромном городе и в ужасный мороз», тем самым подчеркивая универсальный характер происходящего: дети гибнут от холода и голода в любом российском городе. «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика».
Достоевский заканчивает свое произведение вопросом: «И зачем же я сочинил такую историю?».
Автор хотел, чтобы мы задумались, достаточно ли милосердия и сострадания проявляем к окружающим нас людям.
Слайд 8Литература
1.Белов С.В. Фёдор Михайлович Достоевский: Кн для учителя.- М.: Просвещение, 1990.-207с.
2.Гроссман
Л.П. Достоевский Изд.2-е, испр. и доп. .М., «Молодая гвардия», 1965
3.Долинин А.С. В творческой лаборатории Достоевского. Л. , 1947
4.Достоевский Ф.М. Повести и рассказы. Статья и примечания Белова. Л., «Дет.лит.», 1974
5.Евнин Ф.И. О художественном мире Достоевского «Известия АН СССР. Отделение литературы и языка», 1955, т.14
6.Страхов Н.Н. Воспоминания о Фёдоре Михайловиче Достоевском. Спб., 1963
7.Этов В.И. Достоевский Ф.М. М.: «Просвещение», 1967