Слайд 1ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ВЫДАЮЩИХСЯ МЕТОДИСТОВ В СВЕТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В
ШКОЛЕ.
Слайд 2Решение проблемы модернизации современного образования требует создания новых образовательных концепций.
Означает ли
это отказ от опыта педагогов- словесников прошлого?
Слайд 3«… обновление - не есть отрицание имеющегося социального опыта; обновление -
это тонкая, ювелирная работа по вплетению нового в оправдавший и доказавший свою эффективность накопленный опыт»
Слайд 4Важно не только оценить вклад в науку методику, сделанный учеными прошлого,
но и понять его роль и значение в наши дни.
Слайд 5В Изборнике за 1076 г. помещена статья "О чтении книг"
Слайд 6М.В. Ломоносов «Краткое руководство к красноречию»:
Слайд 7Николай Иванович Новиков
Статьи 1783-1874гг.
«О воспитании и наставлении детей»
«О
сократическом способе учения».
«Об эстетическом воспитании»
)
Слайд 9К концу 18 века методика как научная дисц. начинает приобретать самостоятельное
значение. Центральная проблема – проблема анализа литературного произведения ставится уже в то время. В речи профессора Московского Ун-та Чеботарева «Слово о способах и путях, ведущих в просвещению» выдвигается задача формирования у читателя самостоятельного критического отношения к тексту произведения: «…на мнении других, по нерадению своему. Оставаться не должно, но паче в чтении самому рассматривать должно. Разбирать и поверять мнения писателей». (1779).
Слайд 10Литературное образование в Царскосельском лицее
Слайд 11Необыкновенно важно, что главные постулаты, определявшие учебно-воспитательный процесс в Лицее, находят
свое научное подтверждение в современных психолого-педагогических теориях множественности интеллектов (Гарднер), теории социокультурной функции речи (Выготский), теориях конструктивистского обучения (Захарик), проблемного обучения (Махмутов)
Слайд 12«Галаховско-буслаевская программа» - уникальный труд двух ученых Федора Ивановича Буслаева и
Алексея Дмитриевича Галахова.
Слайд 14Федор Иванович Буслаев разграничивает понятия метод и прием. В методе объединены
существенные закономерности, свойственные предмету изучения и особенностям детского восприятия. А прием – индивидуальная форма применения метода, которую избирает учитель, исходя из своего личного опыта.
Слайд 15В 60-80 годы 19 века лучшие методисты-словесники вступают в полемику по
поводу задач чтения и анализа текста, поэтому и отстаивают разные методы и приемы изучения.
Слайд 16Последователи академического направления в преподавании словесности (Буслаев, Галахов, Поливанов и др.)
считали основной целью уроков умственное развитие учащихся. Изучение основ науки о языке и литературе. Многие из них пропагандировали филологическое изучение литературы. Разрабатывали методику логико-стилистического анализа текста. Они уделяли особое внимание лекциям, устным выступлениям и письменным работам учащихся. Высказывались против злоупотребления беседой на уроках, против поверхностного знакомства с текстом, а также против бесед на темы, уводящие от произведения литературы.
Слайд 17Сторонники воспитательного направления в преподавании (Водовозов, Стоюнин, Острогорский, Балталон) смотрели на
литературу прежде всего как на средство нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Слайд 18Василий Иванович Водовозов
1825 – 1886гг.
Слайд 19Он настаивал на том, чтобы вместо жанрового и языкового принципа в
основу анализа литературного содержания был положен идейно- тематический принцип. Он считал, что эстетический анализ недоступен детям, это чистая, отвлеченная наука: «Что детям непонятно, то для них бесполезно, если не вредно».
Слайд 20Менее категоричными были Владимир Яковлевич Стоюнин и Виктор Петрович Острогорский Подчеркивая
в своих трудах необходимость «воспитательного чтения», они всегда делали акцент на эстетической стороне произведения.
Острогорский по праву признается создателем методики выразительного чтения.
Слайд 21Методические искания конца ХIХ и начала ХХ веков
Борьба различных школ
в литературоведении отразилась в противоборстве направлений в методике.
Слайд 22Споры между «общественниками» и «эстетами»
Состоялась бурная дискуссия на Первом всероссийском съезде
преподавателей русского языка и словесности (1916 -1917гг.)
Слайд 23Программы , опубликованные в первые послереволюционные годы, опираются на достижения отечественной
методики, не особенно сковывая инициативу учителей. Основное направление – этико-эстетический анализ литературного произведения. Сохраняется прежнее деление курса на чтение отдельных произведений в младших классах и историко-литературный курс в старших.
Слайд 241925г. Программы ГУСа
Литература теряет как предмет свою самостоятельность и превращается в
иллюстрацию к комплексным обществоведческим темам: «Город», «Деревня», «Капитализм и рабочий класс».
Слайд 25Мария Александровна Рыбникова
Обозначила четыре основных дидактических правила: обучение должно быть воздействующим
на различные стороны восприятия учащихся; учащиеся должны ясно понимать поставленную перед ними задачу; искусство методиста – показать сложное в простом, новое в знакомом; важно соединить дедукцию с индукцией
Слайд 26Г.А. Гуковский
«Изучение литературного произведение в школе» (посмертное издание в 1966 году)
Анализ текста должен быть основан на научной методологии. Школа должна давать основы литературной науки, учить трудному, но интересному.
Слайд 27Евгений Николаевич Ильин
Герой нашего урока. — М., 1991.
Воспитаем читателя. — СПб.,
1995.
Шаги навстречу. — М., 1986.
Урок продолжается. — М., 1973.
Давайте соберемся. — М., 1994 (соавт.).
Как увлечь книгой. — СПб., 1995.
«Минувших дней итоги…» — Л., 1991.
Путь к ученику. — М., 1988.
Рождение урока. — М., 1986.
Из блокнота словесника. — СПб., 1993.
Искусство общения. — М., 1982.
Слайд 28История становления методики как науки показывает ясно и достоверно, что в
преподавании литературы одинаково вредны наукообразность оторванность от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, от конкретной ситуации. Но не в меньшей степени опасно, когда руководствуясь прекрасными демократическими и гуманистическими принципами, преподавание литературы превращают беседы на этические темы, а художественное произведение в иллюстративный материал. Именно такой подход чаще всего и приводит к прямо противоположным результатам, вызывает негативизм, скуку и прямое отвращение.
Слайд 29Для освоения эстетического содержания литературного произведения необходимо овладеть, начиная с азов,
навыками проблемно- эстетического и типологического анализа.