Презентация, доклад Тропы.Материал для подготовки к экзаменам

Содержание

Тропы

Слайд 1Языковые средства выразительности
Полякова Иванна Георгиевна.Гимназия.Раменское.2018 год.

Задание 26

Языковые средства выразительности Полякова Иванна Георгиевна.Гимназия.Раменское.2018 год.Задание 26

Слайд 2Тропы

Тропы

Слайд 3Эпитет –
художественное, образное определение.

Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым

и юным.
(С. Есенин)

Эпитет – художественное, образное определение.Вечером синим, вечером луннымБыл я когда-то красивым и юным.

Слайд 4Сравнение –
сопоставление двух явлений, чтобы
пояснить одно из них при помощи
другого.

Сравнение – сопоставление двух явлений, чтобыпояснить одно из них при помощидругого.

Слайд 6Метафора –
употребление слова или выражения в
переносном значении, основанном
на сходстве, сравнении,

аналогии.

В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря.
(А. Фет)

Метафора – употребление слова или выражения впереносном значении, основанномна сходстве, сравнении, аналогии.В дымных тучах пурпур розы, отблеск

Слайд 7Моя печаль легка.
Облако легкое.

Моя печаль также легка, как облако.


Облако печали.

Моя печаль легка.  Облако легкое. Моя печаль также легка, как облако. Облако печали.

Слайд 8Развёрнутая
метафора –
несколько метафор, связанных между собой по смыслу.
В саду горит

костёр рябины красной, но никого не может он согреть.
(Есенин)
Развёрнутаяметафора – несколько метафор, связанных между собой по смыслу.В саду горит костёр рябины красной, но никого не

Слайд 9Метонимия –
употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на

основании внешней или
внутренней связи между ними (по смежности).

Я читаю Гоголя.

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней иливнутренней связи между ними

Слайд 10Синекдоха –
перенос значения с одного явления на другое по признаку

количественного отношения между ними (употребление названия целого вместо названия части, общего – вместо частного и наоборот).
Синекдоха – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребление названия

Слайд 11Объясните, на каком основании название одного предмета переносится на другой предмет.

Аргументируйте свой ответ.

На сцене ставили Шекспира.
Аудитория внимательно слушала лектора.
На столе стояло много вкусных блюд.
Весь зал оглушительно захлопал.
Ругал Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита.
6. Янтарь на трубах Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале.
Съели три тарелки супа.
Не до сна! Вся столица молилась,
Чтоб Нева в берега воротилась.

Объясните, на каком основании название одного предмета переносится на другой предмет. Аргументируйте свой ответ. На сцене ставили

Слайд 12Олицетворение –
приписывание неодушевленным
предметам признаков и свойств живых существ.

Изрыдалась осенняя ночь

ледяными слезами.
(А. Фет)
Олицетворение – приписывание неодушевленнымпредметам признаков и свойств живых существ.Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.

Слайд 13Перифраза –
замена названия предмета или явления описанием их существенных
признаков или

указанием на их характерные черты.
Перифраза – замена названия предмета или явления описанием их существенныхпризнаков или указанием на их характерные черты.

Слайд 14Гипербола –
образное выражение, содержащее
непомерное преувеличение.
Одни дома длиною до звезд, другие

– длиной до Луны.
(В. Маяковский)

Гипербола – образное выражение, содержащеенепомерное преувеличение.Одни дома длиною до звезд, другие – длиной до Луны.(В. Маяковский)

Слайд 15Литота –
выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления.
Ниже тоненькой былиночки надо

голову клонить...
(Н. Некрасов)

Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить... (Н. Некрасов)

Слайд 16Ирония –
употребление слова или выражения
в обратном смысле с целью

насмешки.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? /в обращении к ослу/
(И. Крылов)

Ирония – употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки.Отколе, умная, бредешь ты, голова? /в

Слайд 17Оксюморон –
сочетание слов с противоположным значением; сочетание несочетаемого.
*способ разрешения необъяснимой

ситуации.

И я не знаю, с кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив.
(С. Есенин)

Оксюморон – сочетание слов с противоположным значением; сочетание несочетаемого.*способ разрешения необъяснимой ситуации.И я не знаю, с кем

Слайд 18Аллегория –
иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
Жадность

– в обличье волка.

Коварство – в виде змеи.

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.Жадность – в обличье волка.Коварство – в

Слайд 19Назовите троп, на основе которого построены предложения. Докажите свою точку зрения.


Никнет гроздь рябины жёлто-красной.
Пушкин, как он сам признавался, расцветал каждую осень.
Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало.
Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился.
Чистая совесть – самая лучшая подушка.
В сонном городе ночью холодно.
Нахмурилась ёлка, и стало темно.
Сырой ветер дул по полу и шуршал соломой.
Я говорю словами, которые рождаются в моей душе.
Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба.


Назовите троп, на основе которого построены предложения. Докажите свою точку зрения. Никнет гроздь рябины жёлто-красной.Пушкин, как он

Слайд 20Фигуры

Фигуры

Слайд 21Риторический вопрос –
стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится

не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?
(Никитин).

Риторический вопрос – стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него

Слайд 22Риторическое обращение –
стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь

или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Ах ты, степь моя, степь привольная!
(А. Кольцов)

Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.Ах

Слайд 23Анафора –
повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из

которых состоит высказывание;
единоначатие.

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.

Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание;единоначатие.Гляжу на будущность с

Слайд 24Эпифора –
повторение слов
или выражений
в конце смежных отрывков или близко

расположенных друг
к другу строк, фраз.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему
именно титулярный советник?
(Н. Гоголь)

Эпифора – повторение слов или выраженийв конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз.Мне

Слайд 25Синтаксический параллелизм –
одинаковое синтаксическое построение соседних предложений
или отрезков речи.
Усердный в

бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза.
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложенийили отрезков речи.Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая

Слайд 26Инверсия –
расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, с

целью решения стилистических задач.

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, с целью решения стилистических задач.

Слайд 27намеренное расчленение предложения на несколько самостоятельных отрезков (интонационно и на письме

пунктуационно).

Парцелляция –

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

(П.Г. Антокольский)

намеренное расчленение предложения на несколько самостоятельных отрезков (интонационно и на письме пунктуационно).Парцелляция – И снова. Гулливер. Стоит.

Слайд 28Асиндетон (бессоюзие) –
намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или

между предложениями.

Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала.
(М. Цветаева)

Асиндетон (бессоюзие) – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.Спускаются длинные тени, Горят за

Слайд 29Полисиндетон (многосоюзие) –
намеренное использование повторяющихся союзов
для логического
и интонационного

подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Но между нами – океан,
И весь твой лондонский туман,
И розы свадебного пира,
И доблестный британский лев,
И пятой заповеди гнев –
И эта ветреная лира!
(М. Цветаева).

Полисиндетон (многосоюзие) – намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.Но между

Слайд 30это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные

понятия.

Антитеза –

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
(М.Лермонтов)

это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.Антитеза – И ненавидим мы, и

Слайд 31Градация –
такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся

(реже
уменьшающееся) значение.

Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои
темные, душные, скучные комнаты.
(А. Чехов).

Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (режеуменьшающееся) значение.Приехав домой, Лаевский и Надежда

Слайд 32конструкция со специально пропущенным,
но подразумеваемым каким-либо членом предложения
для усиления

динамичности.

Эллипсис –

конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности.Эллипсис –

Слайд 34Звукопись

Звукопись

Слайд 35Ассонанс –
прием звукописи, основанный на повторении гласных звуков.

У наших ушки

на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!..
(М. Лермонтов)
Ассонанс – прием звукописи, основанный на повторении гласных звуков.У наших ушки на макушке,Чуть утро осветило пушкиИ леса

Слайд 36Аллитерация –
прием звукописи, основанный
на повторении согласных звуков.

Вечер. Взморье. Вздохи

ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог...
(К.Бальмонт)
Аллитерация – прием звукописи, основанный на повторении согласных звуков.Вечер. Взморье. Вздохи ветра.Величавый возглас волн.Близко буря, в берег

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть